I. Конвергенция СМИ — слияние технологий, медиарынков и различных СМИ, функционирующих на принципах координации и взаимодействия. Ключевые характеристики конвергенции СМИ:
· доминирует в медиаменеджменте и в производстве контента;
· влияет на сбор, создание и распространение информационного продукта;
· кардинально меняет подходы к управлению информацией;
· принципиально реконструирует организационную струк-
туру СМИ;
· формирует новую бизнес-модель СМИ.
II. Особые аспекты медиаконвергенции:
· конвергенция сетей — превращение аналогового сигнала передачи информации в цифровой;
· конвергенция терминалов — объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, предназначенное для приема и потребления информации;
· конвергенция услуг на базе цифровых сетей, различных по своей сути, но предоставляемых одним и тем же «электронным» способом;
· конвергенция рынков вытекает из конвергенции терминалов, сетей и услуг;
· конвергенция регулирования этих взаимосвязанных процессов;
|
|
· конвергенция жанров и форм как объединение различных медиаплатформ (печатных СМИ, телевидения, радиовещания).
III. Типы конвергенции СМИ:
· конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга, нацеленная на оптимизацию расходов и занятости людей, увеличение эффективности за счет обмена информацией;
· конвергенция как тактика межвидового партнерства СМИ;
· конвергенция как «переупаковка» медиапродукции для различных СМИ;
· конвергенция как новый цифровой вид передачи информации.
IV. Основные этапы развития конвергенции
1. 1970-е годы — координация печатных и электронных СМИ; принцип — способы объединения печати, радио и телевидения в непрерывно функционирующие как предвестник конвергенции.
Сущность координации:
· специфичность каждого вида СМИ;
· систематическое корректирование содержания;
· функциональная взаимозависимость.
2. 1980-е годы:
· газетные компании создавали или приобретали электронные медиа в надежде защититься от конкурентов на рекламном рынке;
· издания, распространяющиеся в интернете, забирали рекламу и составляли серьезную конкуренцию своим же печатным СМИ;
· тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределению рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов;
· реклама в интернете работает намного эффективнее, чем в печатных изданиях, в онлайне существует множество бизнес-связей, обмен информацией и трафиком интернет-сайтов;
· начался процесс переплетения капиталов различных медиа, слияние собственности традиционных средств массовой информации (газет, радиовещания, телевидения), книжного бизнеса, индустрии звукозаписи, операторов спутниковой, кабельной и мобильной связи;
|
|
· продвижение электронных версий стало для печатного издания уже одним из приоритетных направлений.
3. 1990-е годы:
· рождение новых медиа: явление перехода изданий в
интернет;
· освоение традиционными медиа интернета;
· 1995–1998 годы — выход традиционных СМИ в онлайновую среду;
· стартовые попытки оформления журналистских и коммерческих моделей работы, носивших по большей части опытный, экспериментальный характер.
4. 1998–2000 годы — время, когда за онлайн-газетами стала закрепляться роль полноценного канала информации, и отпал статус дополнительного второстепенного источника.
5. 2000–2002 годы — характерны потрясениями интернет-бизнеса. Это время принято называть бумом дот-комов: стало появляться огромное количество сайтов, начался процесс монополизации рынка, а акции компаний, предлагавших использовать интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене.
Начало эры веб.2.0. — базовые принципы и новые стратегии поведения различных компаний в интернете:
· генерация контента пользователями (публикация текстов, фотографий, видеороликов, закладок и т. д.);
· создание социальных сетей внутри сообщества (система «френдов», статус, репутация, карма — вот некоторые из применяемых понятий);
· ориентация на широкополосные каналы связи и использование разных инструментариев.
V. Новые характеристики конвергированных СМИ:
· мультимедийность;
· интерактивность;
· многоканальность.
VI. Принципиальные преимущества:
· удобство;
· оперативность;
· быстрота и легкость доступа к информации;
· возможность полнотекстового поиска;
· характерная черта этого этапа конвергенции — взаимопроникновение содержания одних видов СМИ в другие;
· собственные сетевые издания и сетевые версии
обычных СМИ;
· в интернете формируется новый вид СМИ, который принципиально отличается от традиционных;
· возможность интерактивного общения;
· персональные взаимоотношения с каждым читателем;
· не нужны печатный станок, редактор и денежные средства;
· демократичность и доступность для молодых авторов;
· неограниченный охват аудитории;
· оперативность;
· неограниченный объем информации;
· низкая себестоимость распространяемой информации (при рассылке по электронной почте);
· хранение информации в базе данных, поиск, анализ, т.е. повторное использование информации.
VII.Два основных способа конвергенции СМИ
Первый — это слияние (поглощение) одной компании, предоставляющей «бумажный» контент, с другой компанией, производящей «цифровой» контент, и наоборот.
Второй — создание собственного нового канала передачи информации (характерен для России):
· процесс «прямой» (то есть компания, имеющая печатные СМИ, создает радиостанцию или телевидение, модернизирует сайт, начинает использовать мобильные технологии и прочее);
· процесс «обратный» (на базе цифрового носителя информации — сайта, радиостанции или телевизионной передачи — создается печатное издание).
Процесс создания медиацентров на региональном уровне: объединение муниципальных печатных изданий, телеканалов и радиостанций.
Причины объединения:
· нехватка профессиональных кадров;
· недостаток финансирования (работа медиацентра экономически более выгодна, чем работа отдельных СМИ);
· необходимость увеличения зарплаты сотрудников;
· потребность в профессиональной универсализации
журналистов.
VIII. Универсальная журналистика — особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов, созданных в условиях слияния ранее разобщенных СМИ и предназначенных для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет-издания), объединенных на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами.
|
|
IX. Конвергентная редакция — это производственно-творческая структура, производящая медиапродукт для нескольких видов СМИ, часто входящих в состав одного медиаобъединения (интернет, радио, телевидение, печатные СМИ), в котором осуществляется обмен информацией, анонсами, ссылками на материалы, рекламными площадями.
Технологии, дающие возможность один раз издать (создать) информацию и распространить ее различными способами — через газеты, сетевые порталы, мобильные телефоны, телевидение и радио:
· на макроуровне — это канал распространения цифрового контента;
· на микроуровне — это оборудование для цифровой журналистики, получившее название «мультимедийные ньюсрумы».
X. Мультимедийные ньюсрумы — это производственная площадь открытого типа, когда руководители и сотрудники работают у всех на виду в тесном кругу и всегда доступны.
Выделяют –90, –180, –270, –360-градусные мультимедийные интеграции. Их преимущества:
· здесь рационально расположены комфортабельные рабочие места;
· в соответствии с концепцией открытого пространства оборудованы залы для совещаний и производственных летучек; организованы радары — зоны производства новостей для нескольких медиа, теле- и радиостудии.
90-градусный ньюсрум
Отличается тем, что в нем журналисты печатных изданий, телевидения или радиовещания должны подготовить не только привычный для себя объективный и достоверный материал, но и его интернет-версию (набросок) для 24-часового новостного цикла с последующей полноценной публикацией на следующий день.
180-градусный ньюсрум
Работа в нем предполагает наличие не менее двух СМИ и создание как интегрированных новостных пакетов, так и различных по содержанию, когда помимо текстов пакеты включают в себя ссылки на другие базы данных, видеоклипы, опросы и другое.
|
|
270-градусный ньюсрум
Увеличивает количество объединенных СМИ. Примером этому может служить мультимедийный центр «NewsCenter» в Тампе (Флорида, США). За это время его мультимедийная операция интегрировала в себя в дополнение к телевидению, газете и интернету еще и радио.
360-градусный ньюсрум
Это наиболее законченный вариант конвергентных редакций, на создание которых направлены сегодня мультимедийные усилия мировых информационных компаний.
Перестройка редакции из традиционной в конвергентную влечет за собой:
· изменение принципов планирования и продвижения
материалов;
· изменение цикла производства материалов и их публикации; производство как отдельных фото-, видео-, аудио-, инфографики, текстовых и других сообщений, так и собранных мультимедиаматериалов;
· кросс-продвижение;
· использование новых источников мультимедийной
информации;
· внедрение новых бизнес-моделей, сервисов, услуг, форматов прямой рекламы и другие изменения.
XI. Личностные качества и профессиональные компетенции универсального журналиста
· глубокие знания в области гуманитарных дисциплин;
· осознание особой роли СМИ в современном мире;
· степень личной социальности и профессиональной
ответственности;
· высокий культурный уровень;
· понимание специфики деятельности различных видов СМИ;
· компетентность во всех аспектах профессиональной
деятельности;
· развитая профессиональная рефлексия;
· способность к самообразованию, самоусовершенствованию;
· умение находить и излагать факты;
· владение техникой интервью;
· умение подбирать факты и данные;
· умение пользоваться видеокамерой;
· умение пользоваться диктофоном;
· умение обрабатывать видео-, аудио- и фотоматериалы;
· навыки графического дизайна;
· умение писать тексты (для газеты, радио, телевидения,
интернета);
· модератор общественного интереса;
· агрегатор потенциального внимания;
· провайдер нужного контента;
· диспетчер общественного доверия;
· знание информационных потребностей своей аудитории;
· понимание системы ценностей целевой аудитории: фигуры — «маяки», референтные группы, язык, стилевые предпочтения; причастность к определенным сообществам; понимание важности сетевого сообщества для медиакомпаний и одиночных производителей интернет-контента;
· умение собирать информацию с помощью сетевых сообществ и иметь навык работы с медиатекстами в интернете;
· умение правильно отвечать на вопросы ситуативных задач, возникающих в системе сетевого общения, а также обладание навыками работы в совместных редакторских средах для рассылки, редактирования и поддержки контента (информации); умение использовать рабочие ссылки; писать совместные с поисковиками заголовки; пользоваться и управлять семантическими указателями и/или категориями в системе медиатекста; работать в различных системах управления (Joomla, Wordpress, Drupal), JavaScript (язык сценариев) и другое;
· всегда иметь больше информации, чем отражено в материале;
· показывать разные точки зрения;
· содержание журналистских материалов должно напрямую затрагивать интересы общества и читателей в целом и каждого человека в отдельности;
· каждая деталь, каждое слово в материалах всех СМИ должны быть абсолютно понятны;
· журналистские материалы должны быть интересны от начала и до конца.
XII. Новые роли журналиста в конвергентной редакции
· редактор-агрегатор, усилия которого направлены на сбор информации (агрегацию), отбор полезного и релевантного материала (фильтрацию), публикацию (на сайте, в печатном издании, социальных закладках и блогах);
· мобильный журналист, способный находить события за пределами интернета;
· журналист-аналитик, умеющий работать с базами данных и таблицами, выявлять закономерности, обрабатывать статистику;
· мультимедиапродюсер, отвечающий за весь информационный комплекс;
· редактор-эксперт как навигатор отраслевой специализации;
· редактор сообщества в интернете, чья роль заключается в том, чтобы формировать сообщества, помогать начинать и поддерживать дискуссию, отвечать на вопросы, объяснять, помогать пользователям в отдельных проектах, поощрять конструктивную активность;
· журналист, который должен уметь создавать информационный продукт в различных форматах.
Глава 2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ