Методические рекомендации по основам универсальной журналистики

I. Конвергенция СМИ — слияние технологий, медиарынков и различных СМИ, функционирующих на принципах координации и взаимодействия. Ключевые характеристики конвергенции СМИ:

· доминирует в медиаменеджменте и в производстве контента;

· влияет на сбор, создание и распространение информационного продукта;

· кардинально меняет подходы к управлению информацией;

· принципиально реконструирует организационную струк-
туру СМИ;

· формирует новую бизнес-модель СМИ.

II. Особые аспекты медиаконвергенции:

· конвергенция сетей — превращение аналогового сигнала передачи информации в цифровой;

· конвергенция терминалов — объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, предназначенное для приема и потребления информации;

· конвергенция услуг на базе цифровых сетей, различных по своей сути, но предоставляемых одним и тем же «электронным» способом;

· конвергенция рынков вытекает из конвергенции терминалов, сетей и услуг;

· конвергенция регулирования этих взаимосвязанных процессов;

· конвергенция жанров и форм как объединение различных медиаплатформ (печатных СМИ, телевидения, радиовещания).

III. Типы конвергенции СМИ:

· конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга, нацеленная на оптимизацию расходов и занятости людей, увеличение эффективности за счет обмена информацией;

· конвергенция как тактика межвидового партнерства СМИ;

· конвергенция как «переупаковка» медиапродукции для различных СМИ;

· конвергенция как новый цифровой вид передачи информации.

IV. Основные этапы развития конвергенции

1. 1970-е годы — координация печатных и электронных СМИ; принцип — способы объединения печати, радио и телевидения в непрерывно функционирующие как предвестник конвергенции.

Сущность координации:

· специфичность каждого вида СМИ;

· систематическое корректирование содержания;

· функциональная взаимозависимость.

2. 1980-е годы:

· газетные компании создавали или приобретали электронные медиа в надежде защититься от конкурентов на рекламном рынке;

· издания, распространяющиеся в интернете, забирали рекламу и составляли серьезную конкуренцию своим же печатным СМИ;

· тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределению рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов;

· реклама в интернете работает намного эффективнее, чем в печатных изданиях, в онлайне существует множество бизнес-связей, обмен информацией и трафиком интернет-сайтов;

· начался процесс переплетения капиталов различных медиа, слияние собственности традиционных средств массовой информации (газет, радиовещания, телевидения), книжного бизнеса, индустрии звукозаписи, операторов спутниковой, кабельной и мобильной связи;

· продвижение электронных версий стало для печатного издания уже одним из приоритетных направлений.

3. 1990-е годы:

· рождение новых медиа: явление перехода изданий в
интернет;

· освоение традиционными медиа интернета;

· 1995–1998 годы — выход традиционных СМИ в онлайновую среду;

· стартовые попытки оформления журналистских и коммерческих моделей работы, носивших по большей части опытный, экспериментальный характер.

4. 1998–2000 годы — время, когда за онлайн-газетами стала закрепляться роль полноценного канала информации, и отпал статус дополнительного второстепенного источника.

5. 2000–2002 годы — характерны потрясениями интернет-бизнеса. Это время принято называть бумом дот-комов: стало появляться огромное количество сайтов, начался процесс монополизации рынка, а акции компаний, предлагавших использовать интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене.

Начало эры веб.2.0. — базовые принципы и новые стратегии поведения различных компаний в интернете:

· генерация контента пользователями (публикация текстов, фотографий, видеороликов, закладок и т. д.);

· создание социальных сетей внутри сообщества (система «френдов», статус, репутация, карма — вот некоторые из применяемых понятий);

· ориентация на широкополосные каналы связи и использование разных инструментариев.

V. Новые характеристики конвергированных СМИ:

· мультимедийность;

· интерактивность;

· многоканальность.

VI. Принципиальные преимущества:

· удобство;

· оперативность;

· быстрота и легкость доступа к информации;

· возможность полнотекстового поиска;

· характерная черта этого этапа конвергенции — взаимопроникновение содержания одних видов СМИ в другие;

· собственные сетевые издания и сетевые версии
обычных СМИ;

· в интернете формируется новый вид СМИ, который принципиально отличается от традиционных;

· возможность интерактивного общения;

· персональные взаимоотношения с каждым читателем;

· не нужны печатный станок, редактор и денежные средства;

· демократичность и доступность для молодых авторов;

· неограниченный охват аудитории;

· оперативность;

· неограниченный объем информации;

· низкая себестоимость распространяемой информации (при рассылке по электронной почте);

· хранение информации в базе данных, поиск, анализ, т.е. повторное использование информации.

VII.Два основных способа конвергенции СМИ

Первый — это слияние (поглощение) одной компании, предоставляющей «бумажный» контент, с другой компанией, производящей «цифровой» контент, и наоборот.

Второй — создание собственного нового канала передачи информации (характерен для России):

· процесс «прямой» (то есть компания, имеющая печатные СМИ, создает радиостанцию или телевидение, модернизирует сайт, начинает использовать мобильные технологии и прочее);

· процесс «обратный» (на базе цифрового носителя информации — сайта, радиостанции или телевизионной передачи — создается печатное издание).

Процесс создания медиацентров на региональном уровне: объединение муниципальных печатных изданий, телеканалов и радиостанций.

Причины объединения:

· нехватка профессиональных кадров;

· недостаток финансирования (работа медиацентра экономически более выгодна, чем работа отдельных СМИ);

· необходимость увеличения зарплаты сотрудников;

· потребность в профессиональной универсализации
журналистов.

VIII. Универсальная журналистика — особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов, созданных в условиях слияния ранее разобщенных СМИ и предназначенных для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет-издания), объединенных на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами.

IX. Конвергентная редакция — это производственно-творческая структура, производящая медиапродукт для нескольких видов СМИ, часто входящих в состав одного медиаобъединения (интернет, радио, телевидение, печатные СМИ), в котором осуществляется обмен информацией, анонсами, ссылками на материалы, рекламными площадями.

Технологии, дающие возможность один раз издать (создать) информацию и распространить ее различными способами — через газеты, сетевые порталы, мобильные телефоны, телевидение и радио:

· на макроуровне — это канал распространения цифрового контента;

· на микроуровне — это оборудование для цифровой журналистики, получившее название «мультимедийные ньюсрумы».

X. Мультимедийные ньюсрумы — это производственная площадь открытого типа, когда руководители и сотрудники работают у всех на виду в тесном кругу и всегда доступны.

Выделяют –90, –180, –270, –360-градусные мультимедийные интеграции. Их преимущества:

· здесь рационально расположены комфортабельные рабочие места;

· в соответствии с концепцией открытого пространства оборудованы залы для совещаний и производственных летучек; организованы радары — зоны производства новостей для нескольких медиа, теле- и радиостудии.

90-градусный ньюсрум

Отличается тем, что в нем журналисты печатных изданий, телевидения или радиовещания должны подготовить не только привычный для себя объективный и достоверный материал, но и его интернет-версию (набросок) для 24-часового новостного цикла с последующей полноценной публикацией на следующий день.

180-градусный ньюсрум

Работа в нем предполагает наличие не менее двух СМИ и создание как интегрированных новостных пакетов, так и различных по содержанию, когда помимо текстов пакеты включают в себя ссылки на другие базы данных, видеоклипы, опросы и другое.

270-градусный ньюсрум

Увеличивает количество объединенных СМИ. Примером этому может служить мультимедийный центр «NewsCenter» в Тампе (Флорида, США). За это время его мультимедийная операция интегрировала в себя в дополнение к телевидению, газете и интернету еще и радио.

360-градусный ньюсрум

Это наиболее законченный вариант конвергентных редакций, на создание которых направлены сегодня мультимедийные усилия мировых информационных компаний.

Перестройка редакции из традиционной в конвергентную влечет за собой:

· изменение принципов планирования и продвижения
материалов;

· изменение цикла производства материалов и их публикации; производство как отдельных фото-, видео-, аудио-, инфографики, текстовых и других сообщений, так и собранных мультимедиаматериалов;

· кросс-продвижение;

· использование новых источников мультимедийной
информации;

· внедрение новых бизнес-моделей, сервисов, услуг, форматов прямой рекламы и другие изменения.

XI. Личностные качества и профессиональные компетенции универсального журналиста

· глубокие знания в области гуманитарных дисциплин;

· осознание особой роли СМИ в современном мире;

· степень личной социальности и профессиональной
ответственности;

· высокий культурный уровень;

· понимание специфики деятельности различных видов СМИ;

· компетентность во всех аспектах профессиональной
деятельности;

· развитая профессиональная рефлексия;

· способность к самообразованию, самоусовершенствованию;

· умение находить и излагать факты;

· владение техникой интервью;

· умение подбирать факты и данные;

· умение пользоваться видеокамерой;

· умение пользоваться диктофоном;

· умение обрабатывать видео-, аудио- и фотоматериалы;

· навыки графического дизайна;

· умение писать тексты (для газеты, радио, телевидения,
интернета);

· модератор общественного интереса;

· агрегатор потенциального внимания;

· провайдер нужного контента;

· диспетчер общественного доверия;

· знание информационных потребностей своей аудитории;

· понимание системы ценностей целевой аудитории: фигуры — «маяки», референтные группы, язык, стилевые предпочтения; причастность к определенным сообществам; понимание важности сетевого сообщества для медиакомпаний и одиночных производителей интернет-контента;

· умение собирать информацию с помощью сетевых сообществ и иметь навык работы с медиатекстами в интернете;

· умение правильно отвечать на вопросы ситуативных задач, возникающих в системе сетевого общения, а также обладание навыками работы в совместных редакторских средах для рассылки, редактирования и поддержки контента (информации); умение использовать рабочие ссылки; писать совместные с поисковиками заголовки; пользоваться и управлять семантическими указателями и/или категориями в системе медиатекста; работать в различных системах управления (Joomla, Wordpress, Drupal), JavaScript (язык сценариев) и другое;

· всегда иметь больше информации, чем отражено в материале;

· показывать разные точки зрения;

· содержание журналистских материалов должно напрямую затрагивать интересы общества и читателей в целом и каждого человека в отдельности;

· каждая деталь, каждое слово в материалах всех СМИ должны быть абсолютно понятны;

· журналистские материалы должны быть интересны от начала и до конца.

XII. Новые роли журналиста в конвергентной редакции

· редактор-агрегатор, усилия которого направлены на сбор информации (агрегацию), отбор полезного и релевантного материала (фильтрацию), публикацию (на сайте, в печатном издании, социальных закладках и блогах);

· мобильный журналист, способный находить события за пределами интернета;

· журналист-аналитик, умеющий работать с базами данных и таблицами, выявлять закономерности, обрабатывать статистику;

· мультимедиапродюсер, отвечающий за весь информационный комплекс;

· редактор-эксперт как навигатор отраслевой специализации;

· редактор сообщества в интернете, чья роль заключается в том, чтобы формировать сообщества, помогать начинать и поддерживать дискуссию, отвечать на вопросы, объяснять, помогать пользователям в отдельных проектах, поощрять конструктивную активность;

· журналист, который должен уметь создавать информационный продукт в различных форматах.


Глава 2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:











ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: