Специфика системы жанров универсальной журналистики

В теоретической части дается определение понятия «жанр универсальной журналистики», описываются традиционные и специфические жанроформирующие признаки жанров универсальной журналистики, дается их общая характеристика и системная классификация в соответствии с ведущей технологической платформой интернета.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: жанр, жанроформирующие признаки, медиаплатформа, универсальная журналистика, система жанров универсальной журналистики.

В основе понятия «жанр универсальной журналистики» лежит классическое определение жанра журналистики как продукта журналистского творчества с точки зрения формы и содержания. Под жанром в журналистике подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками[100]. Однако «сегодняшний день отечественной журналистики отмечен явлением, которое в обиходе называют смешением (взаимопроникновением) жанров. Суть его состоит в том, что жанровые различия журналистских материалов проявляются в информационных потоках все менее заметно и слабо улавливаются не только аудиторией, но и профессиональной средой»[101]. Появляются новые жанры и в интернет-пространстве. «Новый канал распространения массовой информации не только изменил характер и ритмику редакционной работы, но и <…> оказал существенное влияние на контент, который СМИ поставляют своим аудиториям»[102]. Это влияние выразилось не только в изменении специфики взаимодействия СМИ с аудиторией, тематики и лексико-стилистических особенностей контента, но и в трансформации жанровых форм.

«Традиционные формы жанров приспосабливаются к новому мультимедийному образу жизни. В интернет-пространстве идет формирование новой системы медиатекстов, очевиден процесс трансформации уже апробированных видов текста. Например, онлайн-репортаж по-прежнему нацелен на создание эффекта присутствия, но создается он другими средствами»[103]. Кроме того, именно на основе классических жанров, благодаря появившимся новым технологическим платформам, в интернете развиваются мультимедийные формы подачи информации.

Среди жанров, представленных в интернете, М.М. Лукина и Н.Г. Лосева выделяют классические и новые [104]. К классическим относятся такие традиционные жанры, как заметка, репортаж, интервью, рецензия, очерк. Эти жанры вполне успешно адаптировались в новых условиях, — сохранив свою суть, они лишь изменили структуру, допустили возможность использования гиперссылок и онлайн-комментирования. К новым жанрам, например, относится блог.

А.А. Калмыков отмечает, что черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других – можно найти в любой сетевой публикации[105]. Однако потребности аудитории в оперативном обновлении контента, в обсуждении и комментировании, а также стремление журналистов разнообразить содержание своих материалов и расширить методы подачи информации и привели к появлению новых образований — мультимедийных жанров универсальной журналистики.

В системе жанров универсальной журналистики так же, как в жанровой системе традиционных СМИ, к числу жанроформирующих признаков, в первую очередь, относятся:

1. Предмет отображения — актуальные события, процессы, ситуации, человеческие личности как субъекты отношений и сознательной деятельности.

2. Целевая авторская установка:

– описание предмета;

– оценка предмета;

– выявление причинно-следственных связей;

– прогноз развития событий и процессов, разрешения ситуаций;

– разработка программы действий.

3. Методы преобразования реальной действительности в информационный продукт (методы изображения). На рационально-познавательном (логическом) уровне используются эмпирические, теоретические, социологические и нетрадиционные методы, на эмоционально-чувственном уровне основой создания документальной образности являются художественно-изобразительные средства.

На первый взгляд в выборе предметов отображения, каковыми являются актуальные события, явления, ситуации, процессы, личности, у традиционных и жанров универсальной журналистики фактических различий нет. При формальном рассмотрении не наблюдается их и в характеристике целевой авторской установки: в традиционном или жанре универсальной журналистики описывая или оценивая предмет отображения; выявляя причинно-следственные связи явлений; прогнозируя развитие событий, варианты разрешения ситуаций; разрабатывая программу действий — журналисты в процессе создания произведения информируют, объясняют, прогнозируют, анализируют, развлекают, просвещают и т. п.

Очевидные различия в жанрах традиционной и универсальной журналистики начинаются при выборе методов изображения, когда на методы преобразования реальной действительности в информационный продукт оказывает влияние технологический фактор и представление информации начинает напрямую зависеть от способов ее «упаковки» и «доставки» аудитории. Один информационный продукт может сочетать в себе несколько разных знаковых систем для передачи информации, то есть быть мультимедийным. В мультимедийном материале журналист может передавать информацию одновременно при помощи различных технологических платформ: текста, фото, видео, звука, графики, инфографики, анимации. И мультимедийность по праву является первым признаком жанра универсальной журналистики.

Мультимедийность как многообразие средств выражения смысла напрямую влияет на такой жанроформирующий признак, как предмет отображения — предметные границы жанра универсальной журналистики расширяются: это уже не просто событие, явление, личность, процесс, а и их совокупность.

Для мультимедийных материалов характерен особенный способ построения и, как следствие, восприятия содержания: такие произведения нелинейны, а пользователь может сам активно управлять порядком ознакомления с информацией. Создавая мультимедийное произведение, автор должен предусмотреть, каким образом аудитория будет его просматривать, а также использовать инструменты для продвижения и дальнейшего обсуждения материала: социальные сети, форумы, комментирование, голосование, опрос и т. п. Таким образом, усложняется выбор целевой авторской установки — не только информировать, объяснять, анализировать, развлекать, но и вовлечь аудиторию в процесс работы с контентом, получить от нее мгновенный отклик. Аудитория имеет возможность сразу вступить в контакт с журналистом и друг с другом, выразить свое мнение при помощи оценок, комментариев или сообщить новую информацию. Все это формирует еще один из важных признаков жанра универсальной журналистики — интерактивность.

Будучи размещенными в интернете, интерактивныемультимедийные материалы обладают еще одной специфической характеристикой — гипертекстуальностью, то есть имеют неоднородную структуру. Гипертекстуальный материал предполагает использование множества разнообразных методов на всех стадиях создания произведения, а также расширение возможностей применения методов. Например, традиционный метод наблюдения за реальной действительностью может применяться для фиксации изменений предмета в виртуальной среде (отслеживание комментариев к материалу как наблюдение за реакцией аудитории).

На стадии создания материала возможности гипертекста позволяют отказаться от метода прямого цитирования и апелляции, достаточно лишь дать гиперссылку. Это позволяет не «утяжелять» текст, не перегружать его дополнительной информацией. Гиперссылки на материалы своего СМИ продлевают время нахождения аудитории на сайте. Кроме того, при помощи гиперссылок можно связать в один сюжет несколько журналистских произведений.

Таким образом, жанры универсальной журналистики обладают особыми жанроформирующими признаками, это:

1. Мультимедийность (наличие и количество медийных платформ, их формы и вариации: текст, звук, видео, фото, анимация, графика, инфографика);

2. Гипертекстуальность (наличие в произведении гиперссылок на материалы по данной теме, на дополнительную информацию, на источники, на комментарии и т. п.);

3. Интерактивность (возможность просмотра материала, оценка, варианты взаимодействия представителей аудитории с автором (отправить письмо, опрос) и между собой (отправить другу, «поделиться» в социальных сетях). Комментарии пользователей к материалу могут содержать не только личное мнение, но и дополнительную информацию по теме).

Мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность оказывают существенное влияние на основополагающие жанроформирующие признаки, каковыми являются предмет отображения, целевая авторская установка и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, — усложняют их, изменяют и создают их новые характеристики.

Условно жанры универсальной журналистики так же, как традиционные, по целям воздействия на аудиторию, полноте отражения объективной реальности, лексико-стилистическим и композиционным средствам, уровню анализа, можно разделить на информационные, аналитические, художественно-публицистические. Однако уровень оперативности и информативности материалов универсальной журналистики информационной группы будет зависеть не только от актуальности информационного повода, объективности и точности фактов, но и от выбора мультимедийных элементов, входящих в ее состав. Как правило, информационные материалы содержат гиперссылки на дополнительную информацию, что позволяет сократить объем произведения. Когда журналист ставит цель передать информацию, то он использует медиаплатформы, позволяющие аудитории быстро ознакомиться с ее содержанием. Описание места события, например, лучше представить с помощью фотографий или видеоиллюстраций, а не описывать в тексте. Масштаб события (например, лесного пожара) эффективнее иллюстрировать картой, чем объяснять словами.

Качество аналитических материалов, выполненных в жанре универсальной журналистики, напрямую зависит не только от глубины анализа, убедительности фактов и экспертных оценок, но и от точности использования необходимых медиаплатформ, различных мультимедийных элементов. Например, мультимедийное интервью может содержать не только текст, фото и аудио/видеозапись беседы журналиста и героя, но инфографику по теме разговора, мультискрипт (если беседа длится продолжительное время).

В жанрах универсальной журналистики художественно-публицистической группы у автора есть широкие возможности создания образов благодаря соединению выразительных средств текста, видео- и аудиозаписи, фотографии, анимации, графики, инфографики. Например, если информационное аудиослайд-шоу дополнить текстом в жанре эссе, серией художественной фотографии, сопроводить содержание музыкально-поэтической композицией, то, скорее всего, оно будет соответствовать художественно-публицистическим требованиям к жанрам универсальной журналистики.

Разнообразие форм подачи материала в журналистике предполагает и наличие множества гибридных жанров, — материалов, сочетающих черты нескольких жанров. И если гибридным жанром в традиционной журналистике являются, к примеру, корреспонденция, соединяющая признаки информационных и аналитических жанров, или колонка, содержащая в себе черты комментария и эссе, то в универсальной журналистике в качестве примера гибридного жанра можно привести мультимедийную статью, которая включает в себя признаки репортажа, статьи и очерка, представленных с помощью различных технологических платформ. Кроме этого, жанры универсальной журналистики, сочетаясь, могут образовывать околожанровые формы — произведения, обладающие лишь частью жанроформирующих признаков. Например, околожанровой формой являются комментарии интернет-пользователей к материалу, любительское видео.

Таким образом, под жанром универсальной журналистики мы понимаем жанр, который обладает традиционными жанроформирующими признаками, такими, как предмет отображения, целевая авторская установка, методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, которые трансформируются под влиянием специфических жанроформирующих признаков в виде интерактивности, гипертекстуальности и мультимедийности, позволяющими представить основное содержание информации с помощью различных технологических платформ ((текста, звука, видео, фото, графики, инфографики, анимации) и предоставляющими возможность интерактивного взаимодействия потребителя с материалом.

Отнесение материала к тому или иному жанру универсальной журналистики зависит от количества текстовых и аудиовизуальных элементов, вариантов их сочетания, но в первую очередь, от принадлежности материала к основной технологической платформе интернета. Все технологические платформы могут объединяться в процессе создания конкретного произведения. При этом одна из них, передающая бóльшую часть информации, становится ведущей.

Процесс жанрообразования в настоящее время активно продолжается, многие жанры не обладают устойчивыми признаками, позволяющими отнести их к какому-либо определенному типу. Однако некоторые группы современных жанров уже имеют достаточно устойчивые позиции, стабильные характеристики, ярко выраженные классические и специфические жанроформирующие признаки, позволяющие рассматривать их как систему жанров универсальной журналистики. Среди них и жанры, отнесенные исследователями М.М. Лукиной и Н.Г. Лосевой к мультимедийным и синтетическим[106], которые также являются частью системы жанров универсальной журналистики, разработанной авторами и представленной в следующей таблице (см. таблицу 2.2).

 


Жанр Краткая характеристика Предмет
Таблица 2.2 — Система жанров универсальной журналистики  
Цель

Методы Мультимедийность Интерактивность Гипертекстуальность

Жанры с текстовой основой

Мультимедийная заметка Краткое сообщение, построенное по принципу «перевернутой пирамиды»: распределение информации в материале происходит в порядке убывания ее важности. Событие, явление, заявление ньюсмейкера. Оперативное информирование аудитории. Интервью, наблюдение, работа с документами. Основная платформа — текст. Дополнительные: – фото (статичная фотоиллюстрация); – аудио (аудиоиллюстрация); – видео (видеоиллюстрация); – графика (карты, схемы). Редко — анимация, инфографика. Возможность определения порядка просмотра. Комментарии, оценка, опрос, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на источники, дополнительную информацию, контекст.
Мультимедийный репортаж (событийный, тематический) Рассказс места события. Журналист — очевидец или участник происходящего, ярко выражено авторское начало. Важно создать эффект присутствия. Событие (в событийном репортаже), проблема, явление (в тематическом). Оперативное информирование, постановка проблемы. Задача автора — дать наглядное представление о пред-мете отображения, создать эффект присутствия, вызвать сопереживание. Наблюдение, интервью, работа с документами, эксперимент. Использование художественных средств изображения (портретные характеристики, внимание к деталям). Основная платформа — текст. Дополнительные: – фото (статичная фотоиллюстрация, фотогалерея, интерактивное фото, слайд-шоу, панорамное фото); – звук (аудио-иллюстрация); видео (видеоиллюстрация места события, записи скрытой камеры, пользовательское видео); – графика (карты, схемы); инфографика (статичная и динамичная); – анимация (анимированная иллюстрация).   Возможность определения порядка просмотра. Комментарии, оценка, «поделиться» в социальных сетях, «отправить другу». Ссылки на контекст, дополнительную информацию.
Продолжение таблицы 2.2
Мультиме-дийная статья / мультимедийная история

История, рассказанная с помощью нескольких мультимедийных средств. Каждый мультимедийный элемент — часть общего рассказа, но невозможность воспроизведения одного из элементов не искажает общий смысл сюжета.
Продолжение таблицы 2.2
Масштабное явление, ситуация, процесс.

Изучить предмет, рассмотреть все его характеристики, сделать выводы на основе анализа, найти решение проблемы либо подойти к постановке проблемы. Определение причинно-следственных связей, прогноз развития предмета отображения. Работа с документами, наблюдение, интервью, опрос, экспертное интервью, прогноз. В мультимедийной истории — использование художественных средств изображения (портретные характеристики, внимание к деталям). Основная платформа — текст. Дополнительные: – фото (фотоиллюстрации, фотогалерии, интерактивное фото, панорамное фото, слайд-шоу); – аудио (аудиоиллюстрации, аудиоверсия, аудиосюжет); – видео (видеоиллюстрация, видеосюжет); – инфографика (статичная и динамичная); – графика (статичная иллюстрация); – анимация (анимированная иллюстрация, анимационный ролик). Возможность определения порядка просмотра. Комментарии, опрос, оценка, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на контекст, материалы по схожей теме, на дополнительную информацию, на источники, на экспертов.
Мультимедийное интервью Вопросно-ответная форма общения журналиста с кем-либо. Событие (информационное интервью), актуальная про
Продолжение таблицы 2.2
блема (аналитическое интервью). Личность (портретное интервью ).

Информирование аудитории о событии, проблеме, личности. Интервью, работа с документами (на стадии подготовки). Использование художественных средств изображения (портретные характеристики, внимание к деталям).   Основная платформа — текст. Дополнительно: – фото (статичная фотоиллюстрация, фотогалерея, слайд-шоу); – аудио (аудиоиллюстрация, аудиоверсия); – видео (видеоиллюстрация, видеоверсия интервью). Редко — графика, анимация, инфографика   Возможность определения порядка просмотра. В материале может быть панель навигации, позволяющая в удобном для читателя порядке просматривать тематические разделы интервью. Комментарии, оценка, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на дополнительную информацию, справку, на материалы по схожей теме.

Видеожанры

Видеоиллюстрация Фрагмент видеоозаписи до 20 секунд, использующийся в мультимедийном материале. Видеоиллюстрация не имеет законченного сюжета и заставок. Событие, цитата ньюсмейкера. Иллюстрирование журналистского материала. Сплэш (заглавный кадр) видеоиллюстрации вы
Продолжение таблицы 2.2
полняет роль статической иллюстрации.

Наблюдение, интервью. Основная платформа — видео. Применяется, как правило, в синтезе с текстом, инфографикой. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на источник, на материалы по теме.
Видеосюжет Короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности. Видеосюжет может быть размещен как отдельный материал (на него могут вести гиперссылки из мультимедийного материала), так и в составе мультимедийного произведения. События, явление, личность. Оперативное нформирование аудитории. Интервью, наблюдение, работа с документами, оперативная репортажная съемка на основе синопсиса. Основная платформа — видео. Дополнительно: – текст, фото (статичная фотоиллюстрация, фотогалерея); – графика (статичная иллюстрация). Редко — инфорграфика, анимация, звук. Комментарии, оценка, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на: источники, дополнительную информацию, контекст.
Видеокомментарий Оперативный отклик автора на актуальное событие, явление. Точка зрения по какому-либо вопросу. Новость или уже известный факт. Выявление значения комментируемого события, его оценка и прогноз развития.
Продолжение таблицы 2.2
Продолжение таблицы 2.2

Наблюдение, работа с документами. Рассуждения автора строятся при помощи анализа, аналогии, сравнения и т. п. Использование ораторских приемов. Основная платформа — видео. Дополнительно: – текст, фото (статичная фотоиллюстрация, фотогалерея); – аудио (аудиоиллюстрация). Реже — графика, инфорграфика, анимация. Комментарии, опрос, оценка, «поделиться» в социальных сетях, «написать автору». Ссылки на: источники, дополнительную информацию, контекст, данные об авторе (его страницу в социальных сетях, профиль на сайте редакции СМИ и т. п.). В интерактивном видеокомментарииссылки появляются по ходу просмотра видео в виде баннера или гиперссылки.
Видеоколонка Личное переживание автора по конкретному поводу (событие, заявление ньюсмейкера, актуальные даты и т. п.). Новость, известный факт, актуальная дата. Выявление значения комментируемого события, его оценка и прогноз развития. Демонстрация личной точки зрения. Наблюдение, работа с документами. Размышление строится при помощи анализа, синтеза, аналогии, сравнения, применения образов. Использование ораторских приемов. Основная платформа — видео. Дополнительно: – текст, фото (статичная фотоиллюстрация, фотогалерея); – звук (аудиоиллюстрация). Реже — графика, инфорграфика, анимация. Комментарии, опрос, оценка, «поделиться» в социальных сетях, «написать автору». Ссылки на: источники, дополнительную информацию, контекст, на данные об авторе (его страницу в социальных сетях, профиль на сайте редакции СМИ и т. п.). В интерактивной видеоколонкессылки в виде баннера или гиперссылки появляются по
Продолжение таблицы 2.2
 
ходу просмотра видео.

Мультимедийное ток-шоу Разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных экспертов и аудитории. Применяется технология мультиэкрана. Актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес. Поиск путей решения обсуждаемой проблемы.   Интервью, работа с документами (на стадии подготовки). Соединение журналистских и сценических приемов. Основная платформа: видео. Дополнительно: – текст, аудио (аудиоиллюстрация, аудиосюжет); – графика (статичная и динамичная); – инфографика (все многообразие жанровых разновидностей); – анимация (анимированные иллюстрации, анимационный ролик). Комментарии, голосование, опрос, оценка, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки практически не используются.
Мультискрипт[107] Форма подачи информации, которая используется для навигации по объемному видеоматериалу и содержит плеер, стенограмму, содержание, сочетая при этом несколько медийных платформ. Все блоки в мультискрипте син
Продолжение таблицы 2.2
хронизированы. При просмотре какого-либо фрагмента видеозаписи в двух других блоках отражаются соответствующие фрагмент стенограммы и заголовок тематического блока.

Событие (длительное мероприятие), процесс. Упрощение ориентации в объемном видеоматериале, ориентирование аудитории. Работа с документами (видеозапись). Основная платформа: видео. Дополнительно: текст в виде стенограммы, содержание.     Оценка, «поделиться» в социальных сетях. У аудитории есть возможность самостоятельно выбрать последовательность просмотра частей видеоматериала. Внешние ссылки практически не используются. Содержание состоит из ссылок на тематические разделы материала.  
Потоковое видео Технология передачи видео в реальном времени через интернет; прямая онлайн-трансляция. Возможность организации несколько прямых эфиров одновременно. Событие, явление, процесс. Оперативное, наглядное, информирование аудитории о событии. Наблюдение, комментирование, объяснение происходящего. Репортажная съемка как воспроизведение атмосферы события. Основная платформа — видео. Дополнительно: текст (описание), фото (статичная иллюстрация, фотогалерея). Оценка, комментарий, «поделиться» в социальных сетях. При съемке несколькими камерами, доступна опция «выбрать камеру». Ссылки на материалы по схожей теме.

Аудиожанры

Аудиоиллюстрация

Фрагмент аудиозаписи до 20 секунд, использующийся в мультимедийном материале.

Продолжение таблицы 2.2
Аудиоиллюстрация не имеет законченного сюжета и заставок.

Событие, цитата ньюсмейкера. Иллюстрация той части сообщения, в которой звуковая составляющая несет смысловую или познавательную нагрузку. Передача цитаты ньюсмейкера. Наблюдение, интервью. Основная платформа — аудио. Применяется, как правило, в совокупности с текстом, фото (слайд-шоу со звуком), инфографикой. Реже — с графикой, анима-цией. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на источник, на материалы по теме.
Аудиосюжет Оперативное сообщение о социально значимом факте, событии. Может содержать, помимо голоса автора, цитаты, интершум. Продолжительность аудиосюжета в мультимедийной заметке не более 60 секунд. События, явление, личность. Информирование аудитории. Интервью, наблюдение, работа с документами. Основная платформа — звук. Дополнительно: текст, фото (статичная фотоиллюстрация, фотолента, фотогалерея). Реже — видео (мультимедийное ток-шоу), графика (статичная и динамичная), инфографика, анимация.   Комментарии, оценка, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на источники, дополнительную информацию, на контекст.
Аудиоверсия

Начитанный диктором или электронным диктором текст сообщения.

Может быть использована для «объемности» мультимедийных средств.

Продолжение таблицы 2.2
Аудиоверсия не содержит «живые голоса», «синхроны», «интершум».

Информационное явление (журналистский материал). Звуковое воспроизведение текстовой информации. Работа с документами (текст). Основная платформа — аудио. Дополнительно: текст, фото, графика; реже — видео, инфографика, анимация. Комментарии, оценка, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на источники, дополнительную информацию, на контекст.
Аудиослайд-шоу Изображения, сопровождаемые звуком. Визуальный ряд может состоять из фотографий, инфографики, карикатур, карт и т. д. Звуковое сопровождение — голос, музыка, шумы. Событие, явление, происшествие, личность; то, что можно визуализировать и озвучить. Показ предмета отображения, информирование аудитории. Наблюдение, работа с документами (иллюстрациями), интервью. Основные платформы аудио (музыка, голос диктора, шумы) + изображение (статичная фотография, фотогалерея, фоторепортаж); графика (карикатура, рисунок). Дополнительные: текст, анимация, инфографика. Оценка, «поделиться» в социальных сетях, просмотр галереи, «отправить другу». Ссылки на источники, дополнительную информацию, на контекст.
Подкаст Звуковой файл, передача, законченный сюжет, который можно скачать из интернета. Доступен в любое удобное для слушателя время. Событие, ситуация, личность.

Информирование, развлечение аудитории. Публикация комментариев, пояснений, мнений экспертов, фрагментов пресс-конферен

Продолжение таблицы 2.2
ций или интервью.

В зависимости от темы: наблюдение, интервью, работа с документами, опрос, анализ фактов и т. п. Основная платформа: аудио. Дополнительно: – текст (выполняет поясняющую роль); – фото (статичная фотография); – видеоверсия, графика (статичная иллюстрация). Есть возможность оформить подписку на подкасты. Комментарии, оценка, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на источники, дополнительную информацию, на контекст.

Иллюстративные жанры

Статичная фотография Фотография с места событий или архивные снимки по теме материала. Событие, явление, личность. Информирование, показ предмета отображения. Работа с документами (фотоснимками). Наблюдение, фиксация происходящего. Основная платформа — фото. Дополнительно: текст, звук, графика, инфографика. Оценка, комментарий, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.
Фотолента Подборка фотографий с мероприятия или события вразброс, обычно, не упорядочена. Может быть самодостаточным рассказом с поясняющим текстом, а может стать частью мультимедийной истории. Событие, явление (происшествия, мероприятия, праздники). Наблюдение, работа с документами (фотоснимками). Фиксация происходящего. Информирование о событии, показ предмета отображения. Основная платформа — фото, дополнительно: текст, аудио (аудиоиллюстрация, музыка, голос). Оценка, комментарий, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.
Фотогалерея Тематическая подборка фотографий.   Событие, явление, проблема. Наблюдение, работа с документами (фотоснимками). Фиксация происходящего. Информирование о событии, показ предмета отображения. Основная — фото, дополнительно: текст, аудио (аудиоиллюстрация, музыка, голос).

Оценка, «поделиться» в социальных сетях, просмотр галереи, «отправить другу».

Продолжение таблицы 2.2
Навигация: возможен просмотр по порядку, либо по выбору из «превью».

Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.
Фоторепортаж Серия фотографий, рассказывающая о событии, основных действующих лицах. Фотографии общего, среднего и крупного планов. Соблюдение хронологии события. Событие, явление, ситуация. Информирование аудитории, постановка проблемы при помощи фотографий. Наблюдение, работа с документами (фотографиями). Основная платформа: фотографии, дополнительные: – текст, выполняющий функцию пояснения; – аудио (аудиоиллюстрация). Реже — графика, анимация, видео, инфографика   Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях, просмотр галереи. Практически не используется.
Скриншот Снимок экрана. Позволяет оперативно и точно зафиксировать какой-либо факт, отражающийся в данный момент на экране, проследить реакцию аудитории на что-либо. Документы (тексты, визуальные данные). Мнения людей по какому-либо поводу. Информирование при помощи фотодокумента. Аргументация, показ реакции людей и т. п. Наблюдение, работа с документами (фотографиями). Основная платформа — фото. Дополнительно: текст, аудио (аудиоиллюстрация); видео. Реже — графика, инфографика, анимация. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.

Продолжение таблицы 2.2
Интерактивное фото

Фотография с нанесенными на нее «метками», при обращении к которым появляется дополнительная информация в виде текста или аудиовизуальных элементов. Событие, явление, ситуация. Информирование аудитории о предмете. Наблюдение, работа с документами (фотография, текстовые и аудиовизуальные данные). Основная платформа: фотография. Дополнительно: – текст, видео (видеосюжет, видеоиллюстрация и другое); – аудио (аудиоиллюстрация, аудиосюжет); – графика (карты, схемы). Реже — инфографика, анимация. Просмотр элементов в произвольном порядке. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Благодаря наличию ссылок, есть возможность просмотра дополнительных элементов. Ссылки на источники информации, на контекст, на дополнительные сведения.
Слайд-шоу Подборка фотографий по определенной тематике, которая перелистывается сама. События, явление, происшествие, человек; то, что можно визуализировать — показ истории. Показ предмета отображения, информирование аудитории. Наблюдение, работа с документами (изображениями). Основные платформы: фото (статичная фотография, фотогалереи, фоторепортаж); графика (схема, карта, карикатура), инфографика (статичная), анимация (анимированная иллюстрация). Возможно дополнение текстом, видео и звуком.   Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях, просмотр галереи. Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.
Панорамное фото Соединение нескольких фотографий для получения изображения с обзором на 180о, 240о и 360о. Панорамное фото способно передать масштаб события, мероприятия, полную картину происходящего, пейзаж, внутреннее устройство объекта. Событие, явление.

Информирование о предмете посредством фотографии,

Продолжение таблицы 2.2
создание эффекта присутствия.

Наблюдение, работа с документами (изображениями). Основная платформа — фото. Дополнительно: аудио (музыка, аудиоиллюстрации), ссылки на текстовую, аудиовизуальную информацию. Управление просмотром. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях, просмотр галереи. Ссылки на дополнительную информацию (метки на фото), на материалы по теме.
Статичная иллюстрация Рисунок, стоп-кадр, фрагмент карты, карикатура и т. п. Изображение события, личности, явления. Показ предмета, отражение сути происходящего.   Работа с документами (изображениями). Основная платформа — графика. Дополнительно: текст, аудио; реже — инфографика, фото. Управление просмотром. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на дополнительную информацию, в том числе метки на иллюстрации.
Динамичная графика Видеоролик, собранный из графических элементов и текста. Событие, явление, процесс (история). Информирование аудитории о предмете отображения при помощи аудиовизуальных средств. Сочетание журналистских и (работа с документами: рисунки, схемы, текст) и дизайнерских методов.   Основные платформы — видео, графика (схемы, карты, таблицы). Дополнительно: текст, звук, фото, анимация, инфографика.   Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Управление просмотром. Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.
Карикатура Рисунок, комическое изображение кого или чего-либо. Общественные явления, личность. Осмеяние недостатков человека или общества.

Наблюдение, работа с документами,

Продолжение таблицы 2.2
создание образа при помощи средств изобразительного искусства.

Основная платформа — графика. Дополнительно: текст, фото, видео, анимация, инфографика, аудио. Оценка, комментарий, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.
Комиксы Рассказ в картинках. Используются при реконструкции события (процесса), а также с развлекательной целью. Событие, история, процесс. Информирование аудитории о предмете отображения; реконструкция процесса; развлечение аудитории. Создание образа при помощи средств изобразительного искусства. Основная платформа — графика. Дополнительно: текст, реже — фото, видео и прочее. Оценка, комментарий, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки встречаются редко.
Статичная инфографика

Синтез изображения (рисунок, схема, карта, цифры) и текста.

Предъявление данных в иллюстративном виде.

Позволяет аудитории наглядно представить события, количественные данные, процессы, протекающие во времени и

Продолжение таблицы 2.2
пространстве.

Предмет включает множество однотипных фактов. Явление, изменение этого явления. Показ предмета отображения, информирование аудитории, объяснение, визуализация информации.   Сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских методов. Основная платформа — инфографика. Дополнительно: текст, графика. Реже — видео, звук, анимация, фото. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки на дополнительную информацию, на первоисточник, на контекст.
Простая динамичная инфографика Синтез изображения (рисунка, схемы, карты) и текста, присутствуют интерактивные элементы, может состоять из нескольких слайдов. Предмет включает множество однотипных фактов. Явление, изменение этого явления. Показ предмета отображения, информирование аудитории, объяснение, визуализация информации.   Сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских методов. Основная платформа — инфографика. Дополнительно: анимация, текст, видео, звук, графика, фото. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Управляемый просмотр элементов. Ссылки на дополнительную информацию, на первоисточник, на контекст. Благодаря наличию ссылок, есть возможность просмотра дополнительных элементов.
Оперативная 3D-реконструкция Видеоролик, основанный на 3D-реконструкции (воссоздание реального облика объекта). Событие, явление, процесс (его реконструкция). Воссоздание процесса, объяснение, визуализация информации.   Сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских методов. Основная платформа — инфографика. Дополнительно: анимация, текст, видео, звук, графика. Оценка, «поделиться» в социальных сетях. Управляемый просмотр элементов. Ссылки на дополнительную информацию.
Сложная статичная схема Схема, содержащая несколько сложных иллюстративных объектов, фотографии, 3D-объекты; занимает большое пространство. Предмет включает множество отднотипных фактов, масштабные процессы, явления, последовательность действий. Показ предмета отображения, информирование аудитории, объяснение, визуализация информации.  

Сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских ме

Продолжение таблицы 2.2
тодов.

Основная платформа — инфографика. Дополнительно: текст, фото, графика. Сссылки на видео-, аудиоэлементы. Оценка, «поделиться» в социальных сетях. Управляемый просмотр элементов. Ссылки на дополнительную информацию, на первоисточник, на контекст.
Сложная динамическая схема Схема, содержащая весь спектр мультимедийных элементов, состоит из нескольких слайдов. Масштабный процесс, явление, его изменение. Показ предмета отображения, объяснение, истолкование, показ причинно-следственной связи, визуализация информации. Сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских методов. Основная платформа — инфографика. Дополнительно: анимация, текст, видео, звук, графика, фото Оценка, «поделиться» в социальных сетях. Управляемый просмотр элементов. Ссылки на дополнительную информацию.
Flash-заметка Сборный модуль, состоящий из различных элементов, который собирается не инфографиками, а редактором. Похожа на мультиэкранный плеер. Является стандартной оболочкой для мульмедийного материала. Процесс, история.   Полноценное информирование о предмете отображения, представление информации при
Окончание таблицы 2.2
помощи всего спектра текстовых, аудиовизуальных и иллюстративных элементов.

Сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских методов. Основная платформа — инфографика. Дополнительно: анимация, текст, видео, звук, графика, фото. Оценка, «поделиться» в социальных сетях. Управляемый просмотр элементов. Ссылки на дополнительную информацию.
Анимированная иллюстрация Движущееся изображение. Используется в основном как элемент дизайна. Изображение события, явления, личности. Привлечение внимания к материалу; информирование. Сочетание журналистских (работа с документами: рисунки, схемы, текст) и дизайнерских методов. Основные платформы: анимация, графика (рисунки), фото. Дополнительно: текст, звук, видео, инфографика. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Ссылки встречаются редко.
Анимационный ролик Мультипликационный ролик, созданный, как правило, с использованием flash-технологии. Изображение события, явления, истории, личности; реконструкция события. Привлечение внимания к материалу; информирование. Сочетание журналистских (работа с документами: рисунки, схемы, текст) и дизайнерских методов. Основные платформы: анимация, графика, видео. Дополнительно: текст, звук, фото. Оценка, комментарии, «поделиться» в социальных сетях. Ссылка на дополнительную информацию, на материалы по теме.


Итак, по типу ведущей технологической медиаплатформы жанры универсальной журналистики подразделяются на четыре группы: жанры с текстовой основой, видеожанры, аудиожанры и иллюстративные жанры.

К жанрам с текстовой основой относятся мультимедийная заметка, мультимедийный репортаж, мультимедийная статья, мультимедийное интервью. В основе данных жанров лежит журналистский текст, основным средством передачи которого служит текстовая технологическая платформа.

Мультимедийная заметка обычно выполняет информирующую функцию, оперативно сообщая о событии, явлении, заявлении ньюсмейкера.

Мультимедийный репортаж может быть событийным и тематическим, и в зависимости от этого либо рассказывать о событии, либо исследовать его. Применение мультимедийных фрагментов в репортаже позволяет создать эффект присутствия.

Мультимедийная статья (история) — достаточно объемный материал, посвященный актуальной проблеме, описанию процесса. В отличие от статьи в периодической печати мультимедийная не всегда ставит целью анализировать масштабное явление или процесс, она может быть построена по типу истории и содержать репортажные и очерковые фрагменты. Аудиовизуальные и иллюстративные компоненты позволяют сделать мультимедийную статью более содержательной, фактически насыщенной, визуализация части сведений позволяет сделать процесс чтения более интересным, легким и динамичным.

Мультимедийное интервью — это вопросно-ответная форма беседы журналиста с кем-либо, содержащая помимо текста аудиовизуальные и иллюстративные фрагменты. Такое интервью позволяет не только узнать информацию из текста, но и получить наглядное представление о собеседнике, благодаря фото-, видео-, аудиоэлементам.

К видеожанрам универсальной журналистикиотносятсяматериалы, размещенные с помощью технологической платформы «видео», это — видеоиллюстрация, видеосюжет, видеокомментарий, видеоколонка, мультимедийное ток-шоу, мультискрипт, потоковое видео. Видеозапись позволяет показать героев, различные события и явления, процессы, создать «эффект присутствия».

Видеоиллюстрация не имеет завершенного сюжета, обычно используется для передачи цитаты (синхрон), а также для визуализации части мультимедийного материала.

Видеосюжет схож с телевизионным сюжетом, его цель — оперативное информирование аудитории о каком-либо явлении, событии. Может содержать текстовое описание, фото, графику, инфографику, реже —
аудиозаписи.

Видеокомментарий и видеоколонка — авторские жанры, предполагающие субъективное мнение по какому-либо актуальному поводу. Материалы могут быть дополнены текстовой версией, фотографиями, иллюстрациями, реже — инфографикой и анимацией.

Мультимедийное ток-шоу — это программа разговорного жанра, посвященная актуальной теме, с участием ведущего, приглашенных гостей и аудитории. Важными характеристиками данного жанра является использование технологии мультиэкрана и наличие интерактива с аудиторией. Помимо видеозаписи самого ток-шоу, в него могут быть включены текст, инфографика, графика, фото, анимация и звук.

Мультискрипт — это видео, позволяющее аудитории ориентироваться в пределах объемного видеоматериала. Дополнительно содержит текст (стенограмму), панель «содержание». Все видеожанры предполагают возможность комментирования, оценки, управления просмотром (если это не онлайн-трансляция), могут содержать ссылки на дополнительные источники, материалы по теме.

Потоковое видео является прямым эфиром с места события. Позволяет создать эффект присутствия. Применяется метод репортажной съемки. Дополнительно может содержать текст, фото, графику, реже — инфографику, аудиозаписи, анимацию.

Аудиожанры универсальной журналистики представлены на технологической платформе «аудио» и включают в себя аудиоиллюстрацию,
аудиосюжет, аудиоверсию, аудиослайд-шоу и подкаст. Использование звука в мультимедийном материале позволяет задействовать слух потребителя, вовлечь аудиторию в происходящее.

Аудиоиллюстрация не имеет законченного сюжета, обычно используется для передачи цитат и для создания атмосферы (шумы, музыка).

Аудиосюжет — короткое информационное сообщение об актуальном событии, явлении. Может содержать текстовую версию, фотографии, графику, инфографику, реже — видео, анимацию.

Аудиоверсия — звуковая версия текстового материала. Дополнительно используется текст, фото, графика; реже — видео, инфографика,
анимация.

Аудиослайд-шоу — это изображения, сопровождаемые звуком. Обычно используется в том случае, когда есть эффектный фоторяд. Помимо иллюстраций (фото, графика) и звука может содержать инфографику, видеофрагменты, анимацию.

Подкаст — аудиозапись, которую можно скачать из интернета. Подкаст посвящен какому-либо событию, явлению, проблеме и обычно доступен для аудитории в любое время. Есть возможность оформить подписку на подкасты.

К иллюстративным жанрам относятся материалы, созданные на основе технологических платформ фотографии, графики, инфографики и анимации.

Статичная фотография, фотолента, фотогалерея используются для визуализации материала, позволяют рассказать о герое, событии, явлении, иллюстрировать процессы.

Фоторепортаж — это серия снимков какого-либо события, представленных с соблюдением хронологии. Обычно фоторепортаж содержит текстовое пояснение. Скриншот (снимок экрана) используется в универсальной журналистике, в основном, для передачи фактической информации. Это эффективное средство визуализации реакции людей в социальных сетях, на форумах, в комментариях к какому-либо материалу.

Интерактивное фото имеет метки, нажав на которые аудитория может получить дополнительную текстовую и аудиовизуальную информацию о предмете.

Слайд-шоу — подборка фотографий по определенной тематике, которая перелистывается сама. Применяется для визуализации истории.

Панорамное фото позволяет увидеть предмет полностью и предполагает активное участие аудитории в управлении просмотром, создает «эффект присутствия».

К иллюстративным жанрам универсальной журналистики относятся также материалы, основанные на графике — статичная иллюстрация, динамическая графика (видеоролик с графическими элементами), карикатура, комиксы. Эти жанры используются обычно в совокупности с текстом, фотографией, анимацией, реже — с аудио-, видеозаписями, инфографикой.

Статичная иллюстрация — рисунок, схема, фрагмент карты. Основная задача – показ предмета, сути происходящего. Дополнительно применяется текст, звук, реже – фото, видео, анимация.

Карикатуры — рисунок, комическое изображение кого- или чего-либо. Задача карикатуры — осмеяние недостатков человека или общества. Карикатура может быть статичной и анимированной. В качестве дополнительных элементов выступают текст, фото, аудио, видео, анимация, инфографика.

Иллюстративные жанры, основанные на инфографике, используются в том случае, когда недостаточно словесного описания и объяснения и необходимо визуализировать данные. Работа над инфографикой предполагает сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских методов. Жанры инфографики: статичная, простая динамическая, оперативная 3D-реконструкция (видеоролик, основанный на 3D-технологиях), сложная статичная схема, сложная динамическая схема, flash-заметка (сборный модуль). Иллюстративные жанры на основе инфографики могут быть как самостоятельными произведениями, дополненными текстом, фотографиями, аудио- и видеозаписями, анимацией, так и выступать в качестве иллюстрации в материалах универсальной журналистики.

К иллюстративным жанрам, созданным на технологической платформе «анимация», относятся анимационный ролик и анимированное изображение. Анимация позволяет оживить картинку, фон, сделать материал более эффектным и наглядным. В ряде случаев анимационные ролики могут использоваться вместо видео, когда необходимо иллюстрировать процесс, который невозможно снять.

Все без исключенияиллюстративные жанры,созданные на основе технологических платформ фотографии, графики, инфографики и анимации, могут выступать как самостоятельные материалы, а также быть использованы в качестве иллюстрации в материале другого жанра; могут сопровождаться текстом, видео- и аудиозаписями.

Практически все жанры универсальной журналистики предполагают наличие гиперссылок на источники информации, дополнительные материалы, контекст. У аудитории есть возможность определить количество и порядок просмотра мультимедийных элементов (за исключением случаев онлайн-трансляций), оставить комментарий, оценку, «поделиться» в социальных сетях.

Таким образом, система жанров универсальной журналистики — это совокупность жанров в зависимости от технологической интернет-платформы, ставшей основой для создания медиаматериала:жанры с текстовой основой, видеожанры, аудиожанры, иллюстративные. Все они обладают традиционными жанроформирующими признаками, такими, как предмет отображения, целевая авторская установка, методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, которые существенно транформируются под влиянием таких новых специфических жанроформирующих признаков, как интерактивность, гипертекстуальность и мультимедийность. Передача текстовой, аудиовизуальной, иллюстративной информации, выполненной в различных жанрах универсальной журналистики, осуществляется при помощи соответствующих знаковых систем цифрового информационного пространства.

В контексте расширения информационного пространства, повышения эффективности универсальной журналистики, появления новых компьютерных технологий система жанров универсальной журналистики имеет перспективу дальнейшего развития и совершенствования.

 






Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «жанр», «универсальная журналистика», «жанр универсальной журналистики».

2. Перечислите жанроформирующие элементы жанров универсальной журналистики.

3. Опишите ведущие платформы универсальной журналистики.

4. Охарактеризуйте систему жанров универсальной журналистики.

5. Назовите ведущие группы жанров универсальной журналистики.

 

 

План семинарского занятия

«Система жанров универсальной журналистики»

1. Специфика функционирования журналистских жанров в цифровой среде.

1.1. Ведущие жанры универсальной журналистики: понятие, жанроформирующие признаки.

1.2. Классические жанроформирующие признаки и их трансформация в условиях универсальной журналистики.

1.3. Характеристика новых жанроформирующих признаков.

1.4. Особенности ведущих технологических платформ.

2. Система жанров универсальной журналистики:

2.1. Жанры с текстовой основой;

2.2. Видеожанры;

2.3. Аудиожанры.

2.4. Иллюстративные жанры.

 

Практическое задание для самостоятельной работы:

Изучите жанровую специфику конвергентного средства массовой информации (на выбор). Определите, какие жанры универсальной журналистики используются в нем наиболее часто (3–5 жанров). Проанализируйте жанры данного СМИ с позиций системных элементов — название, технологическая платформа, к какой группе относятся, жанроформирующие признаки. Подготовьте мультимедийную презентацию по результатам исследования.

Рекомендуемая литература

1. Амзин, А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Амзин. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 144 с.

2. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. — М.: Юрайт, 2014. — 272 с.

3. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие / под ред.
М.М. Лукиной. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 348 с.

4. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков,
Л.А. Коханова. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 384 с.

5. Уразова, С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде. Теоретический аспект / С.Л. Уразова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2011. — №5 (1). — C. 287–293.

6. Медиатекст как целевой элемент журналистского образования в условиях конвергенции СМИ: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. — Челябинск: Рекпол, 2013. — 198 с.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: