Принципы и способы поиска информации в интернете

В теоретической части раскрываются вопросы, связанные с поиском информации в интернете, дается описание поисковых систем, баз данных, социальных сетей интернета, а также основополагающих принципов и способов информационного поиска. Предлагаются критерии информационного поиска.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: информация, поиск информации, поисковые системы, базы данных, социальные сети как источник информации.

 

Как никто другой журналист заинтересован в поиске достоверной информации. Факты, аналитика, официальная и признанная информация, умение их быстро находить и правильно использовать составляет основу и одновременно является признаком, отличающим профессионального журналиста от своего начинающего собрата, дилетанта и любителя или просто обывателя. В этом смысле журналистский поиск информации ничем не отличается от научного поиска. Но если ученого интересует только точная аутентичная информация, то для журналиста не менее важным критерием поиска и отбора информации становится ее специфичность. К этому, например, можно отнести новую и не всегда доказуемую или возможно проверяемую информацию, субъективное мнение человека, высказывания отдельной группы людей, биографические нюансы, новости ненаучного мира, конфиденциальные и приватные данные, всякого рода неявные знания и многое другое. Журналисту интересно все то, что интересует его и может составить основу ответа на запрос со стороны общества, отдельно взятой социальной группы или человека.

Информационный поиск содержит фундаментальные положения, которые можно выразить следующими вопросами. Зачем искать? Что искать? Где искать? Когда искать? Как искать? Зачем, что, где, когда и как все это сохранить? Поставленные вопросы являются в высшей степени важными и принципиальными положениями любого вида информационного поиска.

Первый вопрос является аксиологическим, то есть носит ценностный характер. Но положительными последствиями ответа на этот, казалось бы, простой вопрос, становятся личная заинтересованность и осознание важности, — все то, что придает смысл работе в целом.

Второй вопрос (что искать?) также не назовешь обыденным. Попробуйте найти абракадабру. Не получится. Четкий ответ на третий вопрос (где искать?) позволит сузить и определить «с точностью до миллиметра» исследовательскую базу. Казалось бы, ответ на вопрос «когда искать?» — очевиден, ведь интернет доступен всегда. Однако не все так просто. Например, доступ к части юридического массива справочно-правовой системы «Консультант плюс онлайн»[126] может быть осуществлен только по выходным или в праздники или в рабочие дни с 20:00 до 24:00 (время московское).

Выбор правильного инструментария поиска, необходимой технологии является ответом на вопрос «как искать?». Наконец, заключительный вопрос (хранение и доступ к информации) становится архиважным в ситуации, когда нужно быстро отыскать искомое в найденном. Часто именно этот аспект поисковой деятельности не соблюдается многими, что сводит на нет эффективность самого поиска, приводит к лишним энергозатратам, нецелевому использованию временных ресурсов, к прочим негативным последствиям.

Промежуточный вывод, который должен быть усвоен на уровне подсознания, — поиск информации в сети носит системобразующий характер и в идеале должен соответствовать закону прагматики — достижение наилучшего результата максимально эффективно, с минимальным приложением усилий.

Поиск информации в интернете — процесс приобретения по заданным критериям неструктуированных данных, осуществляемый в поисковой системе сети для удовлетворения информационных потребностей. Или, если рассматривать это как результат: ответ, выданный поисковой системой интернета на критериальный запрос реципиента. Поиск информации в сети можно представить и как обработку и предоставление массива информации поисковой системой сети на запрос, составленный по определенным критериям.

Поисковые системы. Под поисковой системой можно понимать совокупность взаимосвязанных элементов интернет-поиска. Главным элементом этой системы обычно выступает сайт, имеющий соответствующий интерфейс (поле запроса) и поисковую машину (так называемый поисковый движок — специализированные программы поиска). В постсоветском пространстве по наибольшему количеству запросов выделяются две поисковые системы (интернет-гиганты): «Google» (google.ru) и «Яндекс» (yandex.ru).

Традиционно поисковые системы ищут разнообразную информацию во всем интернете. Сужение пространства поиска, а значит, сокращение времени нахождения необходимой информации может произойти благодаря двум приемам: использованию специального языка запроса и применению готовых шаблонов ответа. В последнем случае, например, ответы могут быть выстроены по релевантности или дате. «Яндекс» на своей стартовой странице предлагает выбрать тематику: поиск, карты, маркет, новости, словари, видео, музыка, еще более двух десятков специализированных сервисов. «Яндекс.каталог», например, по ссылке «СМИ — Периодика — Газеты — Сетевые» выдает 202 сайта[127].

Что касается языка запроса, то в «Google», например, он может быть осуществлен посредством использования множества операторов запроса[128]. Запрос в кавычках «журналист Иванов» выдаст сайты с точным совпадением этих двух слов. Использование оператора «минус» (–) выбросит из поиска все «заминусованное»: «журналист Петров –Иванов». Оператор OR будет искать хотя бы одно слово: «журналист Дроздов OR Журавлев». Область поиска можно ограничить определенным сайтом или доменом: журналист Сидоров site:.kz. Через оператор link можно найти страницы, ссылающиеся на определенный сайт: «журналист Кузнецов link:google.com.ua». Звездочка будет заменена на любое слово: «журналист * Соколов». Чтобы определить ограничение по времени, в запросе выставляются два числовых значения, разделенные двумя точками: «журналы о журналистах 2013..2015». Остается добавить, что между оператором и самим текстом пробелы не ставятся.

Базы данных в интернете. При осуществлении поиска журналист обращается к так называемым базам данных (БД). Хранение и обработка БД осуществляется в вычислительной системе. Данные, находящиеся в БД, логически выстроены, систематизированы, замаркированы. Любая база данных включает в себя схему, содержащую описание содержания, структуру и ограничения целостности, используемые для создания и поддержки базы данных. Таким образом, под базой данных можно понимать хранимую и управляемую совокупность автоматизированного потока постоянных электронных данных, обрабатываемых по строго заданному алгоритму.

Виды баз данных. Базы данных могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по выстроенной модели выделяют иерархические (древовидные), сетевые, реляционные. К последним относят «MicrosoftAccess», «Oracle», «MSSQLServer», «MySQL», «InterBase», «FoxPro», «PostgreSQL», «Paradox» и другие.

Базы данных можно выделять по их содержимому (например, научные), по степени обновляемости, по временному и (или) пространственному критерию и другим основаниям. Базы данных содержат такие характеристики, как: свобода доступа, тематика и тип ресурса, виды издания, глубина архива, объем, язык публикаций, формат представлений, провайдер.

В списке баз данных с доступом через интернет Информационно-сервисного центра Российской национальной библиотеки в 2015 году значились ссылки на 15 отечественных и 40 зарубежных баз данных в интернете[129]. Среди российских ресурсов для журналиста может стать полезен ресурс «Интегрум»[130] с универсальной тематикой и глубиной архива более
15 лет, объемом более 5 000 источников и свыше 316 млн документов. Виды изданий: российские газеты, популярные журналы, патенты.

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — крупнейший в России информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты не менее 20 млн научных публикаций. На данном ресурсе представлены в открытом доступе более трех тысяч электронных версий российских журналов[131].

Значимым информационным ресурсом для журналиста может стать полнотекстовая и фактографическая база данных «Polpred.com. Обзор СМИ»[132] с обзором публикаций в средствах массовой информации и с ежедневным обновлением. Указанный ресурс содержит базу данных с рубрикатором: 53 отрасли, 235 стран и территорий, 600 источников, с глубиной архива в 15 лет.

Еще один интересный ресурс — «IPRbooks» — электронный образовательный ресурс для решения задач обучения в России и за рубежом[133]. Электронно-библиотечная система объединяет новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу.

Умение правильно выразить сложную мысль, владеть богатой и выразительной речью, грамотно читать и писать является важным профессиональным критерием журналистской деятельности. Обращение к справочно-информационному порталу «Грамота.ру» должно существенно облегчить решение этой задачи[134].

Правовое регулирование деятельности журналиста предполагает его умение быстро находить в законодательном массиве необходимую юридическую информацию. Сегодня обращение к правовым ресурсам может происходить в режиме онлайн. В качестве рекомендуемых в поиске правовой информации можно отметить две справочно-правовые системы, имеющие некоммерческие интернет-версии, — «СПС Гарант»[135] и «СПС КонсультантПлюс»[136].

Социальные сети. Совокупность таких феноменов, как учет числа и качества входящих ссылок для определения важности конкретной страницы, появление веб-приложений для совместного использования, сервисов, которые не могут существовать без интернета, обязательное участие пользователей в наполнении контента вебсайта, расширение юзабилити пользовательского интерфейса, широкое использование в повседневной речи маркетинговых слов и интернет-словечек, повсеместное внедрение баз данных, возникновение новых языков программирования, этим социальные медиа ознаменовали переход к веб 2.0.

Социальные сети стали частью нашей повседневности, когда для многих, особенно для молодого поколения, день начинается и заканчивается походом в социальную сеть. По данным различных исследований сегодня более 90% российских интернет-пользователей зарегистрированы, как минимум, в одной социальной сети[137].

Для журналиста, занятого поиском данных в интернете, социальные сети стали мощнейшим альтернативным источником получения информации. Сегодня нахождение в социальных сетях позволяет получить ответы на вопросы, качество которых не только соизмеримо с ответами интернет-поисковиков, но и порой превосходит их. Происходит это по причинам механистической алгоритмичности, неодушевленности традиционных поисковиков и превращение социальных сетей в громадную социальную семантическую (смысловую) поисковую машину, основанную на межличностных отношениях. Уступая в скорости мгновенного получения информации, социальная сеть берет другим — на запрос приходит тот ответ, который ожидал получить спрашивающий (высокая степень релевантности).

Социальные сети различаются по своему назначению. «Яндекс.каталог» насчитывал в 2015 году 167 подобных сайтов (в России 73) с самым высоким индексом цитирования в 320 000 для социальной сети «ВКонтакте»[138]. Указанный сайт позиционировался как поиск людей по увлечениям, месту учебы и работы, персональным данным, с возможностью создавать и вступать в группы по интересам, прослушивать музыку и смотреть фильмы онлайн.

Вторым по критерию индекса цитирования для России был ресурс «Мой мир@mail.ru» — национальная социальная сеть, дающая возможность искать одноклассников, однокурсников и бывших коллег по работе; создавать сообщества, обмениваться сообщениями, подарками, читать блоги, отвечать на вопросы и прочее.

Тройку лидеров замыкали «Одноклассники.ru» — развлекательная социальная сеть для общения с друзьями, просмотра фильмов и сериалов, прослушивания музыки и многого другого.

Из числа популярных можно отметить ресурс «Google+» — социальная сеть с возможностью создавать круги общения, размещать записи и фотографии, общаться в групповом чате и другое; «Instagram» — социальная сеть для обмена фотографиями и видеозаписями, возможностью делать квадратные снимки и применять к ним фильтры, а также распространять их в других социальных сетях; «Linkedin» — профессиональная сеть для поиска потенциальных клиентов, партнеров, общения в профессиональных группах; интернет-сообщество «MySpace Россия» для ведения дневниковых записей.

Основанием разнообразия социальных сетей выступает человеческая потребность к объединению: по интересам, по роду деятельности, по профессии, по принадлежности к определенному сообществу и другим объединяющим признакам.

Для интернет-журналиста интерес может представлять новостная социальная сеть «Newsland», в которой происходит обсуждение актуальных материалов из СМИ и блогов, отобранных пользователями; «Хабрахарбр» — социальное СМИ об IT и многие другие.

Таким образом, социальных сетей по количеству со временем может становиться все больше. Охватить личным присутствием все социальные сети невозможно. И вот здесь в помощь журналисту, собирающему «энную» информацию, на помощь приходят различного рода мониторинговые веб-службы (с урезанной функциональностью в бесплатных вариантах), охватывающие в своей деятельности многообразие не только социальной сетевой активности, но и разнообразные издания интернет-СМИ.

«Mediametrics» — инструмент-агрегатор горячих тем в социальных сетях и социальных медиа в Рунете, фиксирующий самый обсуждаемый и просматриваемый материал[139].

Ресурс «WebMii» позволит найти информацию в сети о конкретных людях с указанием фотографий, профессиональных и личностных тегах, представленности в социальных сетях[140].

Персональный информационный центр iLook позволит в едином интерфейсе читать новости из выбранных онлайн СМИ, собрать ленты своих аккаунтов в социальных сетях и писать новые сообщения, читать, комментировать, делать репосты прямо из системы, читать любимых авторов из разных социальных сетей, создавать индивидуальные тематические ленты на основе поиска по ключевым словам[141].

Сервис социального мониторинга «Брендоскоп» позволит осуществить мониторинг и аналитику русскоязычных блогов, форумов, социальных сетей и микроблогов, получая картину того, что именно говорят на заданную тему[142].

«Exlibris» — сервис мониторинга СМИ, форумов, региональной прессы с возможностью подготовки новостных дайджестов[143]. «SemanticForce» — платформа для мониторинга и анализа интернет-СМИ, социальных сетей, видео, форумов, блогов, вакансий и других видов онлайн-медиа[144].

«Яндекс.Блоги», используя язык поисковых запросов, ищет нужный материал по блогам и форумам[145]. SocialWatchdog.ru — сервис по слежению за активностью пользователей, просмотру статистики посещений, присутствию пользователей в популярных социальных сетях[146]. Проверку используемого ника в известных социальных сетях успешно осуществляет сервис «NameChk»[147]. «Liseek» — лучший поисковик по «LiveJournal»[148].

Таким образом, умелое использование интернет-ресурсов дает журналисту не только необходимую информацию, но зачастую и готовые аналитические материалы.

 


Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «поисковая система».

2. Назовите основные поисковые системы Рунета.

3. Охарактеризуйте специфику и основополагающие принципы информационного поиска в интернете.

4. Перечислите различные способы поиска информации в сети.

5. Дайте характеристику понятия «база данных».

6. Выделите основные преимущества социальных сетей как источника информации.

План семинарского занятия

«Поиск информации в сети интернет»

1. Организация деятельности универсального журналиста по поиску информации в интернете.

1.1. Способы и основополагающие принципы информационного поиска в интернете.

1.2. Системообразующий характер поиска информации в сети.

1.3. Поиск информации в интернете как процесс и результат (приобретение, получение, обработка данных).

2. Поисковая система как совокупность взаимосвязанных элементов интернет-поиска.

2.1. «База данных» в интернете и принципы ее функционирования.

2.2. Виды «базы данных», логика, систематизация и маркеры информации.

2.3. Специальный язык запросов и шаблоны ответов.

3. Основные преимущества социальных сетей как источника информации.

3.1. Мониторинг социальных сетей.

3.2. Веб 2.0 как семантическая (смысловая) поисковая машина.

3.3. Универсальный журналист в социальных сетях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: