В теоретической части раскрываются вопросы, связанные с поиском информации в интернете, дается описание поисковых систем, баз данных, социальных сетей интернета, а также основополагающих принципов и способов информационного поиска. Предлагаются критерии информационного поиска.
Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.
Дидактические единицы: информация, поиск информации, поисковые системы, базы данных, социальные сети как источник информации.
Как никто другой журналист заинтересован в поиске достоверной информации. Факты, аналитика, официальная и признанная информация, умение их быстро находить и правильно использовать составляет основу и одновременно является признаком, отличающим профессионального журналиста от своего начинающего собрата, дилетанта и любителя или просто обывателя. В этом смысле журналистский поиск информации ничем не отличается от научного поиска. Но если ученого интересует только точная аутентичная информация, то для журналиста не менее важным критерием поиска и отбора информации становится ее специфичность. К этому, например, можно отнести новую и не всегда доказуемую или возможно проверяемую информацию, субъективное мнение человека, высказывания отдельной группы людей, биографические нюансы, новости ненаучного мира, конфиденциальные и приватные данные, всякого рода неявные знания и многое другое. Журналисту интересно все то, что интересует его и может составить основу ответа на запрос со стороны общества, отдельно взятой социальной группы или человека.
|
|
Информационный поиск содержит фундаментальные положения, которые можно выразить следующими вопросами. Зачем искать? Что искать? Где искать? Когда искать? Как искать? Зачем, что, где, когда и как все это сохранить? Поставленные вопросы являются в высшей степени важными и принципиальными положениями любого вида информационного поиска.
Первый вопрос является аксиологическим, то есть носит ценностный характер. Но положительными последствиями ответа на этот, казалось бы, простой вопрос, становятся личная заинтересованность и осознание важности, — все то, что придает смысл работе в целом.
Второй вопрос (что искать?) также не назовешь обыденным. Попробуйте найти абракадабру. Не получится. Четкий ответ на третий вопрос (где искать?) позволит сузить и определить «с точностью до миллиметра» исследовательскую базу. Казалось бы, ответ на вопрос «когда искать?» — очевиден, ведь интернет доступен всегда. Однако не все так просто. Например, доступ к части юридического массива справочно-правовой системы «Консультант плюс онлайн»[126] может быть осуществлен только по выходным или в праздники или в рабочие дни с 20:00 до 24:00 (время московское).
|
|
Выбор правильного инструментария поиска, необходимой технологии является ответом на вопрос «как искать?». Наконец, заключительный вопрос (хранение и доступ к информации) становится архиважным в ситуации, когда нужно быстро отыскать искомое в найденном. Часто именно этот аспект поисковой деятельности не соблюдается многими, что сводит на нет эффективность самого поиска, приводит к лишним энергозатратам, нецелевому использованию временных ресурсов, к прочим негативным последствиям.
Промежуточный вывод, который должен быть усвоен на уровне подсознания, — поиск информации в сети носит системобразующий характер и в идеале должен соответствовать закону прагматики — достижение наилучшего результата максимально эффективно, с минимальным приложением усилий.
Поиск информации в интернете — процесс приобретения по заданным критериям неструктуированных данных, осуществляемый в поисковой системе сети для удовлетворения информационных потребностей. Или, если рассматривать это как результат: ответ, выданный поисковой системой интернета на критериальный запрос реципиента. Поиск информации в сети можно представить и как обработку и предоставление массива информации поисковой системой сети на запрос, составленный по определенным критериям.
Поисковые системы. Под поисковой системой можно понимать совокупность взаимосвязанных элементов интернет-поиска. Главным элементом этой системы обычно выступает сайт, имеющий соответствующий интерфейс (поле запроса) и поисковую машину (так называемый поисковый движок — специализированные программы поиска). В постсоветском пространстве по наибольшему количеству запросов выделяются две поисковые системы (интернет-гиганты): «Google» (google.ru) и «Яндекс» (yandex.ru).
Традиционно поисковые системы ищут разнообразную информацию во всем интернете. Сужение пространства поиска, а значит, сокращение времени нахождения необходимой информации может произойти благодаря двум приемам: использованию специального языка запроса и применению готовых шаблонов ответа. В последнем случае, например, ответы могут быть выстроены по релевантности или дате. «Яндекс» на своей стартовой странице предлагает выбрать тематику: поиск, карты, маркет, новости, словари, видео, музыка, еще более двух десятков специализированных сервисов. «Яндекс.каталог», например, по ссылке «СМИ — Периодика — Газеты — Сетевые» выдает 202 сайта[127].
Что касается языка запроса, то в «Google», например, он может быть осуществлен посредством использования множества операторов запроса[128]. Запрос в кавычках «журналист Иванов» выдаст сайты с точным совпадением этих двух слов. Использование оператора «минус» (–) выбросит из поиска все «заминусованное»: «журналист Петров –Иванов». Оператор OR будет искать хотя бы одно слово: «журналист Дроздов OR Журавлев». Область поиска можно ограничить определенным сайтом или доменом: журналист Сидоров site:.kz. Через оператор link можно найти страницы, ссылающиеся на определенный сайт: «журналист Кузнецов link:google.com.ua». Звездочка будет заменена на любое слово: «журналист * Соколов». Чтобы определить ограничение по времени, в запросе выставляются два числовых значения, разделенные двумя точками: «журналы о журналистах 2013..2015». Остается добавить, что между оператором и самим текстом пробелы не ставятся.
Базы данных в интернете. При осуществлении поиска журналист обращается к так называемым базам данных (БД). Хранение и обработка БД осуществляется в вычислительной системе. Данные, находящиеся в БД, логически выстроены, систематизированы, замаркированы. Любая база данных включает в себя схему, содержащую описание содержания, структуру и ограничения целостности, используемые для создания и поддержки базы данных. Таким образом, под базой данных можно понимать хранимую и управляемую совокупность автоматизированного потока постоянных электронных данных, обрабатываемых по строго заданному алгоритму.
|
|
Виды баз данных. Базы данных могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по выстроенной модели выделяют иерархические (древовидные), сетевые, реляционные. К последним относят «MicrosoftAccess», «Oracle», «MSSQLServer», «MySQL», «InterBase», «FoxPro», «PostgreSQL», «Paradox» и другие.
Базы данных можно выделять по их содержимому (например, научные), по степени обновляемости, по временному и (или) пространственному критерию и другим основаниям. Базы данных содержат такие характеристики, как: свобода доступа, тематика и тип ресурса, виды издания, глубина архива, объем, язык публикаций, формат представлений, провайдер.
В списке баз данных с доступом через интернет Информационно-сервисного центра Российской национальной библиотеки в 2015 году значились ссылки на 15 отечественных и 40 зарубежных баз данных в интернете[129]. Среди российских ресурсов для журналиста может стать полезен ресурс «Интегрум»[130] с универсальной тематикой и глубиной архива более
15 лет, объемом более 5 000 источников и свыше 316 млн документов. Виды изданий: российские газеты, популярные журналы, патенты.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — крупнейший в России информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты не менее 20 млн научных публикаций. На данном ресурсе представлены в открытом доступе более трех тысяч электронных версий российских журналов[131].
Значимым информационным ресурсом для журналиста может стать полнотекстовая и фактографическая база данных «Polpred.com. Обзор СМИ»[132] с обзором публикаций в средствах массовой информации и с ежедневным обновлением. Указанный ресурс содержит базу данных с рубрикатором: 53 отрасли, 235 стран и территорий, 600 источников, с глубиной архива в 15 лет.
|
|
Еще один интересный ресурс — «IPRbooks» — электронный образовательный ресурс для решения задач обучения в России и за рубежом[133]. Электронно-библиотечная система объединяет новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу.
Умение правильно выразить сложную мысль, владеть богатой и выразительной речью, грамотно читать и писать является важным профессиональным критерием журналистской деятельности. Обращение к справочно-информационному порталу «Грамота.ру» должно существенно облегчить решение этой задачи[134].
Правовое регулирование деятельности журналиста предполагает его умение быстро находить в законодательном массиве необходимую юридическую информацию. Сегодня обращение к правовым ресурсам может происходить в режиме онлайн. В качестве рекомендуемых в поиске правовой информации можно отметить две справочно-правовые системы, имеющие некоммерческие интернет-версии, — «СПС Гарант»[135] и «СПС КонсультантПлюс»[136].
Социальные сети. Совокупность таких феноменов, как учет числа и качества входящих ссылок для определения важности конкретной страницы, появление веб-приложений для совместного использования, сервисов, которые не могут существовать без интернета, обязательное участие пользователей в наполнении контента вебсайта, расширение юзабилити пользовательского интерфейса, широкое использование в повседневной речи маркетинговых слов и интернет-словечек, повсеместное внедрение баз данных, возникновение новых языков программирования, этим социальные медиа ознаменовали переход к веб 2.0.
Социальные сети стали частью нашей повседневности, когда для многих, особенно для молодого поколения, день начинается и заканчивается походом в социальную сеть. По данным различных исследований сегодня более 90% российских интернет-пользователей зарегистрированы, как минимум, в одной социальной сети[137].
Для журналиста, занятого поиском данных в интернете, социальные сети стали мощнейшим альтернативным источником получения информации. Сегодня нахождение в социальных сетях позволяет получить ответы на вопросы, качество которых не только соизмеримо с ответами интернет-поисковиков, но и порой превосходит их. Происходит это по причинам механистической алгоритмичности, неодушевленности традиционных поисковиков и превращение социальных сетей в громадную социальную семантическую (смысловую) поисковую машину, основанную на межличностных отношениях. Уступая в скорости мгновенного получения информации, социальная сеть берет другим — на запрос приходит тот ответ, который ожидал получить спрашивающий (высокая степень релевантности).
Социальные сети различаются по своему назначению. «Яндекс.каталог» насчитывал в 2015 году 167 подобных сайтов (в России 73) с самым высоким индексом цитирования в 320 000 для социальной сети «ВКонтакте»[138]. Указанный сайт позиционировался как поиск людей по увлечениям, месту учебы и работы, персональным данным, с возможностью создавать и вступать в группы по интересам, прослушивать музыку и смотреть фильмы онлайн.
Вторым по критерию индекса цитирования для России был ресурс «Мой мир@mail.ru» — национальная социальная сеть, дающая возможность искать одноклассников, однокурсников и бывших коллег по работе; создавать сообщества, обмениваться сообщениями, подарками, читать блоги, отвечать на вопросы и прочее.
Тройку лидеров замыкали «Одноклассники.ru» — развлекательная социальная сеть для общения с друзьями, просмотра фильмов и сериалов, прослушивания музыки и многого другого.
Из числа популярных можно отметить ресурс «Google+» — социальная сеть с возможностью создавать круги общения, размещать записи и фотографии, общаться в групповом чате и другое; «Instagram» — социальная сеть для обмена фотографиями и видеозаписями, возможностью делать квадратные снимки и применять к ним фильтры, а также распространять их в других социальных сетях; «Linkedin» — профессиональная сеть для поиска потенциальных клиентов, партнеров, общения в профессиональных группах; интернет-сообщество «MySpace Россия» для ведения дневниковых записей.
Основанием разнообразия социальных сетей выступает человеческая потребность к объединению: по интересам, по роду деятельности, по профессии, по принадлежности к определенному сообществу и другим объединяющим признакам.
Для интернет-журналиста интерес может представлять новостная социальная сеть «Newsland», в которой происходит обсуждение актуальных материалов из СМИ и блогов, отобранных пользователями; «Хабрахарбр» — социальное СМИ об IT и многие другие.
Таким образом, социальных сетей по количеству со временем может становиться все больше. Охватить личным присутствием все социальные сети невозможно. И вот здесь в помощь журналисту, собирающему «энную» информацию, на помощь приходят различного рода мониторинговые веб-службы (с урезанной функциональностью в бесплатных вариантах), охватывающие в своей деятельности многообразие не только социальной сетевой активности, но и разнообразные издания интернет-СМИ.
«Mediametrics» — инструмент-агрегатор горячих тем в социальных сетях и социальных медиа в Рунете, фиксирующий самый обсуждаемый и просматриваемый материал[139].
Ресурс «WebMii» позволит найти информацию в сети о конкретных людях с указанием фотографий, профессиональных и личностных тегах, представленности в социальных сетях[140].
Персональный информационный центр iLook позволит в едином интерфейсе читать новости из выбранных онлайн СМИ, собрать ленты своих аккаунтов в социальных сетях и писать новые сообщения, читать, комментировать, делать репосты прямо из системы, читать любимых авторов из разных социальных сетей, создавать индивидуальные тематические ленты на основе поиска по ключевым словам[141].
Сервис социального мониторинга «Брендоскоп» позволит осуществить мониторинг и аналитику русскоязычных блогов, форумов, социальных сетей и микроблогов, получая картину того, что именно говорят на заданную тему[142].
«Exlibris» — сервис мониторинга СМИ, форумов, региональной прессы с возможностью подготовки новостных дайджестов[143]. «SemanticForce» — платформа для мониторинга и анализа интернет-СМИ, социальных сетей, видео, форумов, блогов, вакансий и других видов онлайн-медиа[144].
«Яндекс.Блоги», используя язык поисковых запросов, ищет нужный материал по блогам и форумам[145]. SocialWatchdog.ru — сервис по слежению за активностью пользователей, просмотру статистики посещений, присутствию пользователей в популярных социальных сетях[146]. Проверку используемого ника в известных социальных сетях успешно осуществляет сервис «NameChk»[147]. «Liseek» — лучший поисковик по «LiveJournal»[148].
Таким образом, умелое использование интернет-ресурсов дает журналисту не только необходимую информацию, но зачастую и готовые аналитические материалы.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «поисковая система».
2. Назовите основные поисковые системы Рунета.
3. Охарактеризуйте специфику и основополагающие принципы информационного поиска в интернете.
4. Перечислите различные способы поиска информации в сети.
5. Дайте характеристику понятия «база данных».
6. Выделите основные преимущества социальных сетей как источника информации.
План семинарского занятия
«Поиск информации в сети интернет»
1. Организация деятельности универсального журналиста по поиску информации в интернете.
1.1. Способы и основополагающие принципы информационного поиска в интернете.
1.2. Системообразующий характер поиска информации в сети.
1.3. Поиск информации в интернете как процесс и результат (приобретение, получение, обработка данных).
2. Поисковая система как совокупность взаимосвязанных элементов интернет-поиска.
2.1. «База данных» в интернете и принципы ее функционирования.
2.2. Виды «базы данных», логика, систематизация и маркеры информации.
2.3. Специальный язык запросов и шаблоны ответов.
3. Основные преимущества социальных сетей как источника информации.
3.1. Мониторинг социальных сетей.
3.2. Веб 2.0 как семантическая (смысловая) поисковая машина.
3.3. Универсальный журналист в социальных сетях.