Мультимедийный лонгрид как новый формат подачи информации в интернете

В теоретической части рассматривается мультимедийный лонгрид — новый формат подачи информации в интернете. Описываются его содержательные и формальные признаки, композиционные особенности, а также на примере конкретных материалов анализируется практика создания лонгрида в современных СМИ.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: формат, лонгрид, нарратив, мультимедийное нарративное интерактивное изложение.

Наряду с развитием системы жанров в универсальной журналистике появляются и новые форматы подачи информации. В отличие от жанра, суть которого определяется содержательными характеристиками материала, формат характеризует, прежде всего, структурные особенности медиапродукта. Одним из востребованных мультимедийных форматов сегодня является лонгрид (англ. long read — длинное чтение) — это «новый формат подачи текстовой информации в интернете»[108], в основе которого — текст большого объема и аудиовизуальные компоненты. Как правило, это подробный обзор по теме, содержащий помимо текста различные мультимедийные элементы: фото, видео, инфографику и т. п. Лонгрид — это мультимедийный проект, посвященный конкретному событию или проблеме, актуальной дате. Ключевой характеристикой такого формата является объем и продолжительность материала, а основой — журналистский текст. Лонгриды обычно создаются на отдельной странице и имеют особую верстку: мультимедийные элементы и основной фон движутся с разной скоростью. Эту технику веб-дизайна называют параллаксом.

Определение «лонгрид» для обозначения конкретного визуального формата стало широко использоваться после выхода мультимедийного проекта «The New York Times» «Snow Fall» в 2012 году. Проект получил Пулитцеровскую премию, его название «сноуфолл» даже стало именем нарицательным для подобных материалов. В современных зарубежных СМИ лонгриды стали уже привычным явлением, подобные проекты успешно реализуют «The New York Times», «The Guardian», «The Chicago Tribune», «The Seattle Times» и другие. В России мультимедийные лонгриды создают МИА «Россия сегодня» — цикл мультимедийных статей «15 ударов Красной армии», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; Lenta.ru — «Дни затмения»; «Коммерсантъ» — «Земля отчуждения», «Приразломная жизнь»; «Комсомольская правда» — «Америка заколоченных небоскребов»; «Первый канал» — «Всем миром. Год спустя» и другие. Благодаря развитию технологий создание лонгридов становится доступным даже для небольших редакций. Для верстки лонгридов существуют онлайн-платформы tilda.cc, creatavist.com, medium.com и другие, а также мобильные приложения «Adobe Slate», «Storehouse», «Pixotale».

Исследователь А.В. Колесниченко рассматривает лонгрид как жанр журналистики[109]. Он пишет: «Главной жанровой характеристикой является системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большого объема текста в сочетании с высокой плотностью смысла и претензией на исчерпанность данной темы, сложность развить тему дальше, чем это сделал автор»[110]. Поскольку различные журналистские жанры — репортаж, статья, очерк, обозрение, журналистское расследование и их элементы самостоятельно или в соединении уже выступают в качестве текстовой основы лонгрида, в совокупности с мультимедийными платформами они формируются в определенную структуру, в знаковых системах интернета приобретают новые формы и таким образом дают возможность характеризовать лонгрид как формат универсальной журналистики.

Говоря о тематических особенностях лонгрида, редактор спецпроектов ИД «Коммерсантъ» А. Галустян отмечает: «Он (лонгрид) дает зрителю ощущение присутствия и переживания. Это означает, что тема должна быть общедоступной, должна касаться многих и быть интересной, но при этом в нее должно быть сложно окунуться. Такой проект должен отправлять зрителя туда, где он не сможет по каким-то причинам оказаться»[111]. Лонгрид позволяет создать яркие визуальные образы, раскрыть драматургию события, динамично описать процессы. Такие материалы отличаются особой структурой: композиция текста строится по схеме параллельного рассказа, смены повествования и объяснений, наличия примеров, историй и репортажных фрагментов. При просмотре лонгрида аудитория не только читает текст, но и одновременно знакомится с остальными элементами: видео-, аудиозаписями, 360-градусными иммерсивными[112] панорамами, интерактивной графикой, инфографикой, фотогалереями, слайд-шоу. Аудиовизуальные элементы лонгрида распределяются по всему материалу, некоторые из них можно просмотреть по ходу чтения, например, фото, а некоторые открываются только при нажатии на них. При этом аудитория сама определяет порядок просмотра элементов. Поэтому наиболее важной задачей, стоящей перед создателями мультимедийного лонгрида, является создание единого целостного материала, включающего в себя разнообразные мультимедийные элементы.

Для лонгрида характерен особый способ построения материала, который можно охарактеризовать как мультимедийное нарративное изложение («письменное повествование»). Нарративное изложение — это явление, сочетающее в себе свойства журналистики и художественной литературы: с одной стороны, оно затрагивает социально значимые темы, отличается фактографической точностью излагаемой информации; с другой стороны, представляет увлекательные истории, написанные живым языком, с драматическим сюжетом, в которых явно звучит голос автора[113]. В качестве характеристик нарративного изложения С.А. Бозрикова выделяет драматическую структуру материала, которая развивается по принципу возникновения, развития и кульминации конфликта и имеет четко очерченную сюжетную линию (в то время как материалы традиционной журналистики обладают структурой «перевернутой пирамиды»); художественный, а не газетный стиль изложения; точку зрения: если автор
традиционной статьи стремится к максимально обезличенной подаче информации, то автор нарративной статьи представляет субъективный взгляд на события[114].

Мультимедийное нарративное изложение обладает интерактивностью, которая обеспечивает активную роль аудитории (пользователей) при определении порядка и количества просмотренных элементов. Таким образом, понятие «мультимедийное нарративное интерактивное изложение» как способ построения материала в формате лонгрида — это повествование, посвященное социально значимой теме, имеющее драматическую структуру, сочетающее в себе свойства журналистики и художественной литературы, созданное на основе сочетания различных медиаплатформ (текст, фото, видео, аудио, графика, инфографика, анимация) и предполагающее такое взаимодействие аудитории с материалом, при котором она самостоятельно осуществляет выбор количества и порядка просмотра всех его элементов.

Для успешного создания лонгрида в интернете универсальный журналист должен обладать всеми необходимыми личностно-профессиональными качествами, технологическими навыками и умениями, а также иметь «навык видения мультимедийного замысла»[115],
позволяющий ему уже на подготовительном этапе представить конечный продукт.

Специфику лонгрида можно рассмотреть на примере материалов
ИД «Коммерсантъ» «Земля отчуждения» и «Приразломная жизнь» (см. рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1. — Заставка лонгрида «Земля отчуждения»[116]

 

Этот лонгрид вышел 26 апреля 2014 года в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Материал основан на поездке журналистов в зону катастрофы. В лонгриде при помощи разнообразных текстовых и аудиовизуальных средств рассказывается о том, что происходит в Чернобыле и его окрестностях сейчас, о деталях аварии, произошедшей много лет назад, о том, какие меры сегодня предпринимаются для ликвидации ее последствий.

Основа данного лонгрида — текст объемом около 30 000 знаков. С точки зрения жанровой принадлежности это репортаж. Предметом отображения в репортаже является событие. В лонгриде «Земля отчуждения» предметом стало не столько само событие, сколько его неизвестные аспекты, репортеры показывают скрытую от широкой аудитории действительность.

Целевой установкой репортажа является показ предмета отображения, создание эффекта присутствия. Для этого журналистом применяются такие методы, как наблюдение, интервью, работа с документами, эксперимент. Наблюдение является ведущим методом, так как этот жанр предполагает нахождение автора на месте события, показ его личных впечатлений и переживаний. Повествование в репортаже ведется в настоящем времени — это правило.

«При подъезде к Припяти дозиметр начинает все чаще пищать. На развилке стоит въездная стела “Припять 1970” (одно из главных мест для фото туристов), а рядом — неприметная желтая табличка “рудий ліс” (“рыжий лес”);

В спальне одной из квартир, в которую мы заходим, среди кучи раскиданных вещей и мусора можно обнаружить конспекты по химии студента младших курсов с аккуратными схемами, начерченными фломастером; на кухне — пыльные пожелтевшие журналы по кулинарии и опрокинутая плита; в прихожей — старая женская обувь; а в большой пустой комнате — пыльный разодранный диван» [117].

Одной из важных характеристик репортажа являются диалоги в живой речи. В напечатанном тексте лонгрида их нет, комментарии и рассказы представлены в формате видео (интервью), что гораздо эффективнее передает тон, эмоции, настроение говорящих. Несмотря на то что зона катастрофы непригодна для жизни, в лонгриде рассказывается о людях, которые там работают и живут. Наиболее подробно описана судьба двух пожилых жительниц села Куповатое, видеозапись их рассказа размещена в конце лонгрида, являясь эмоциональным завершением произведения.

Помимо собственно репортажного текста, в лонгриде много справочных врезок со справочной информацией, а также гиперссылок на материалы по теме аварии на Чернобыльской АЭС.

Одним из самых сильных мест данного лонгрида является фотография. Эта платформа представлена такими жанрами, как статичная фотоиллюстрация, фотогалерея, панорамное фото. Фотографии сделаны на месте аварии, в Чернобыле, Припяти, окрестностях. Они выполняют не только информационную функцию, но и воздействующую, которая особенно эффективно проявляется в фотографиях опустевших улиц, квартир, школ, больниц, детского лагеря, где, несмотря на время, сохранились приметы человеческой жизни (см. рисунок 2.2).

 

 

 

Рисунок 2.2. — Фрагменты фотогалереи[118]

 

360-градусный панорамный снимок сделан в зале управления 4-го энергоблока АЭС. Такая фотография интерактивна, аудитории предоставлена возможность выбора области просмотра. Этот элемент, наряду с остальными фотографиями, также способствует усилению эффекта присутствия (см. рисунок 2.3).

 

 

Рисунок 2.3. — Фрагмент 3D-панорамы[119]

Видеоплатформа в лонгриде представлена интервью, видеоиллюстрациями, архивными кинокадрами, фильмом. Видеоиллюстрации вставлены непосредственно в текст лонгрида, запускаются и останавливаются при прокрутке материала. Это съемки местности, объектов, рассказ жительницы зараженной территории, а также архивная запись первых минут аварии. Отдельно от текста расположены интервью с ликвидатором аварии, экспертом в области атомной энергетики, женщиной из заброшенного села, архивные кадры эвакуации людей в день аварии, а также фильм белорусского режиссера о животном мире Чернобыля. Эти видеоматериалы содержат дополнительную информацию и предполагают просмотр по желанию. Такое нелинейное расположение элементов позволяет говорить о разноуровневом погружении в материал: просмотр дополнительных компонентов, не входящих в тело текста, дает возможность более детального ознакомления с темой (см. рисунок 2.4.).

 

 

Рисунок 2.4. — Фрагмент видеоиллюстрации[120]

 

Важную роль при создании эффекта присутствия играют аудиоиллюстрации. Например, начало лонгрида озвучено характерным звуком — писком дозиметра, обозначающим высокий уровень радиации. В фотогалерее из заброшенного пионерского лагеря присутствуют звуки природы, в фотогалерее о РЛУ «Чернобыль-2» — звук работающего мотора. Данные элементы усиливают эмоциональные впечатления, способствуют более глубокому погружению в текст.

Инфографика представлена статичными картами, схемой и графиком, 3D-реконструкцией. Цветная карта, показывающая распространение радиации, достаточно информативна и позволяет судить о масштабах трагедии. 3D-реконструкция строительства нового конфайнмента, которым планируется накрыть старый саркофаг, делает сложный процесс наглядным и понятным. В лонгриде «Земля отчуждения» инфографических материалов не очень много, часть аналитической информации дана в видеозаписях интервью и в тексте. Акцент в данном материале сделан не на технических аспектах аварии (хотя эта тема представлена в лонгриде полно), а на жизни, продолжающейся в зоне катастрофы (см. рисунки 2.5 и 2.6).

 

 

Рисунок 2.5. — Статичная карта[121]

 

 

Рисунок 2.6. — Фрагмент 3D-реконструкции

Роль всех аудиовизуальных элементов чрезвычайно важна: звук, фотографии, видеозаписи повышают достоверность журналистского повествования, создают эффект присутствия и полностью погружают в происходящее.

Структура лонгрида, с одной стороны, проста: его легко просматривать, достаточно прокрутить страницу вниз, и, сменяя друг друга, появляются текст, фотогалереи, видеозаписи, инфографика, воспроизводится и отключается звук и видео. С другой стороны, чтобы добиться простоты восприятия сложносоставного, синтетичного материала, необходима достаточно серьезная предварительная работа по планированию, организации съемок и подготовке текста.

Мультимедийное нарративное интерактивное изложение в этом материале основано на движении из эпицентра трагедии к периферии. Лонгрид начинается с описания зоны отчуждения и ее границ. Затем повествуется о Чернобыле, реакторе, эпицентре катастрофы. Далее представлена информация о Припяти, машинно-тракторной станции Копачи, радиолокационном узле «Чернобыль-2», которые находятся неподалеку. Завершается лонгрид рассказом о заброшенном селе Куповатое, где продолжают жить несколько человек.

Четкой хронологической последовательности изложения нет, чередуясь, идет повествование о современных реалиях и о времени катастрофы. Есть и прогноз на будущее: 3D-реконструкция строительства нового конфайнмента, которым планируется накрыть старый саркофаг. В реконструкции видно, как будет выглядеть проект в самом его завершении. Такое чередование дает возможность аудитории самостоятельно сравнивать, анализировать факты, проводить причинно-следственные связи. Автор лонгрида, руководитель спецпроектов ИД «Коммерсантъ» А. Галустян отмечает: «Структура у проекта отталкивается от идеи путешествия, а в плане драматургии сначала я хотел сделать разгонную часть, потом пик и заключение, но потом решил, что после пика история будет обрываться. В итоге заканчиваем мы на части, где рассказываем о бабушках, которые там живут. Эта часть — самая интересная, там рассказывается о людях, а читателя это привлекает больше всего»[122].

Таким образом, лонгрид «Земля отчуждения» имеет нелинейную структуру, основанную на объемном тексте, и содержит фотоиллюстрации, фотогалереи, 3D-панорамы, видеосюжеты, фильм, видеоиллюстрации, 3D-реконструкцию, инфографику (схему, карты, график), аудиоиллюстрации. Все это позволило авторам проекта — команде из 14 человек — создать сложный оригинальный мультимедийный материал.

 

«Приразломная жизнь» [123]

Лонгрид вышел 10 декабря 2014 года. Это совместный проект ИД «Коммерсантъ» и ОАО «Газпром нефть» о единственной нефтяной платформе, ведущей добычу на российском арктическом шельфе в Печорском море. Платформа «Приразломная» — закрытый объект, доступ на который строго ограничен. Поэтому в начале текста журналист рассказывает, какую подготовку пришлось пройти, чтобы на нее попасть. Тем не менее, платформа неоднократно становилась объектом акций «Greenpeace»: активисты организации штурмовали «Приразломную», протестуя против ее работы. Задача, стоящая перед творческой группой, участвовавшей в подготовке этого проекта, — не только рассказать об уникальной платформе широкой аудитории, но и прояснить экологические аспекты функционирования проекта и тем самым способствовать формированию позитивного имиджа платформы компании «Газпром нефть».

В основе лонгрида — текст объемом свыше 17 000 знаков. Оригинальность темы, нестандартный объект, закрытый для посещения, сложные природные условия — все эти факторы повышают интерес аудитории. Учитывая сложность технического устройства платформы, журналистам было важно максимально доступно рассказать и показать, как добывается нефть в арктических условиях, а также представить людей, которые трудятся на «Приразломной». Поэтому вполне обоснованно для текста выбран жанр репортажа, позволяющий не только создать документальное отражение действительности, но и произвести эффект присутствия, воздействовать на эмоции аудитории (см. рисунок 2.7).

 

 

Рисунок 2.7. — Заставка лонгрида — общий вид платформы[124]

Предмет данного репортажа — жизнь на нефтяной платформе. Авторская задача — показать работу платформы, описать будни людей, которые трудятся на «Приразломной». Проведя на объекте три дня, журналисты подготовили содержательный репортаж, в котором отражены и процесс нефтедобычи, и работа персонала, и личные переживания героев. Эффект присутствия в тексте создается за счет использования настоящего времени и личных форм, повествование идет от первого лица:

«— Я всегда засыпаю от монотонной работы винта вертолета и сейчас еще до взлета начинаю дремать, но меня бьет по плечу бортмеханик: “Вы особо не расслабляйтесь, поспать не получится, до платформы 60 км — это минут 3”.

— Во время планерки я знакомлюсь еще с одним сотрудником платформы. Узнав, что я журналист из Москвы, он начинает спрашивать, что будет с курсом доллара и на сколько в следующем году вырастет потребительская корзина.

— Отгрузка будет длиться несколько часов, но уже минут через
30 я начинаю замерзать»
[125].

Фотографии являются наиболее значимым средством визуализации. Помимо статичных фотоиллюстраций, в лонгриде шесть фотогалерей, каждая из которых содержит от 3 до 7 фотографий. Большинство снимков имеет текстовые пояснения (см. рисунок 2.8).

 

 

Рисунок 2.8. — Статичная фотоиллюстрация

Видео представлено иллюстрациями, которые показывают функционирование платформы, будни сотрудников: работу, отдых, питание, прием у врача (см. рисунок 2.9).

 

 

Рисунок 2.9. — Фрагмент видеоиллюстрации

 

Звуковые элементы призваны иллюстрировать место нахождения платформы, поэтому в материал включены шум ветра и моря. Отдельных аудиоэлементов, кроме шумов, нет.

Инфографика представлена в формате динамической схемы, которая наглядно показывает весь процесс нефтедобычи (см. рисунок 2.10).

 

 

Рисунок 2.10. — Инфографика

Добыча нефти — сложный технический процесс, поэтому в тексте репортажа представлено его общее описание. Более подробно о работе платформы можно узнать из раздела «Дополнительно», который включает ссылки на материалы по теме на сайте kommersant.ru: четыре интервью в текстовом виде, статью об экологических аспектах нефтедобычи в Арктике, а также две фотогалереи (одна посвящена подводному миру, вторая — людям, работающим на платформе). Кроме того, есть ссылки на три инфографических материала: тайм-линию об истории освоения русской Арктики, интерактивную карту платформы и динамическую схему. Интерактивная карта очень информативна: на ней размещены видеометки (интервью с сотрудниками платформы), а также множество меток, содержащих текстовые пояснения. Подача этих материалов в отдельном блоке оправдана: они важны для понимания специфики работы платформы, но, находясь в теле лонгрида, значительно бы его утяжелили.

Структура лонгрида нелинейна. Повествование построено в хронологическом порядке только в самом начале материала, когда рассказывается, как журналисты добирались на платформу. Мультимедийное нарративное интерактивное изложение отличается активной ролью автора, наличием средств художественной выразительности и, конечно, особенностями сюжетного построения. Повествование основано, преимущественно, на рассказах людей, работающих на «Приразломной»: о работе, о семье, о личных переживаниях. Поэтому в тексте часто встречаются цитаты, но наиболее подробные интервью вынесены в блок «Дополнительно».

Навигация по материалу проста: просмотр текста и включенных в него аудиовизуальных и инфографических элементов осуществляется при прокрутке страницы вниз, отдельно в верхнем левом углу размещен блок «Дополнительно», содержащий ссылки.

Лонгрид «Приразломная жизнь» — увлекательный проект, в основе которого — текстовый репортаж с аудиовизуальными и инфографическими элементами. Благодаря гармоничному сочетанию всех компонентов, мультимедийное произведение воспринимается органично, позволяет не только узнать о труднодоступной нефтеплатформе в Печорском море, но и увидеть, услышать, понять, как функционирует этот уникальный объект.

Таким образом, мультимедийный лонгрид — это особый формат передачи информации в интернете, основой которого является журналистский текст, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном нарративе. Это специальный коллективный мультимедийный проект редакции, посвященный конкретному событию, важной проблеме, актуальной дате, многоаспектной теме, предполагающей максимально полное изучение и освещение материала.





Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «лонгрид».

2. Охарактеризуйте лонгрид как мультимедийный формат.

3. Опишите содержательные и композиционные признаки мультимедийного лонгрида.

4. Объясните специфику создания мультимедийного лонгрида.

5. Охарактеризуйте мультимедийное интерактивнное нарративное изложение как способ построения лонгрида.

План семинарского занятия

«Мультимедийный лонгрид как особый формат передачи
информации в интернете»

1. Лонгрид: понятие, общая характеристика.

2. Мультимедийный лонгрид как особый формат передачи информации в интернете.

3. Мультимедийные элементы лонгрида: описание и функции.

4. Текст как основа лонгрида: жанрово-тематическая характери-стика.

5. Структурно-композиционные особенности мультимедийного лонгрида.

6. Мультимедийное интерактивное нарративное изложение как способ повествования в интернете.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: