Современные проблемы утилизации твердых бытовых отходов и промышленных отходов, пути их решения

 

В настоящее время загрязнение окружающей среды

промышленными отходами, бытовым мусором и отбросами увеличивается

быстрее, чем население планеты. Отсюда десятки миллиардов тонн про-

мышленных отходов, сотни миллионов тонн бытовых отходов и мусора.Наибольшее

распространение в мировой практике получили следующие методы утили-

зации отходов: механизированное обезвреживание и переработка  сжига-

нием, аэробным компостированием и комплексом этих двух методов. 

, «в настоящий момент активизировались работы по комплексной сортировке ТБО с из-

влечением ценных вторичных материалов, анаэробному сбраживанию с

получением горючего газа и органического удобрения. Разработана и

внедрена технология извлечения из ТБО горючих фракций и изготовления

топливных брикетов или гранулированного топлива, используется прессо-

вание ТБО для изготовления строительных блоков и т.д».

Проблемы переработки мусора (ТБО)

1. Финансовая проблема.Сегодня основным источником компенсации затрат на вывоз и утилизацию ТБО являются платежи населения. Причем, совершенно очевидно, что существующие тарифы за обезвреживание бытовых отходов неадекватно низкие, и они не способны покрывать даже затраты на захоронение отходов и их вывоз.

Недостаток средств на утилизацию компенсируется дотациями из госбюджета, но все равно при этом у органов ЖКХ не появляется денег на развитие системы раздельного сбора, такой, которая уже давно применяется в Европе. Кроме того, сегодня тариф за обращение с ТБО не дифференцирован – абсолютно не важно, собираете вы отходы раздельно или просто сваливаете все в один общий контейнер - платить за утилизацию мусора вы будете одинаково.

2. Структурная проблема.Сегодня утилизация и переработка мусора (ТБО) лежит на плечах таких организаций, на которых и так "висят" множество иных видов коммунальных услуг, которые, в основном, являются убыточными. Поэтому все доходы этих компаний тратятся на иные насущные цели, а вовсе не на развитие европейской системы обращения с отходами Поэтому сбором и переработкой мусора должны заниматься специализированные предприятия, и только лишь в этом случае появится шанс осуществлять планирование, оптимизировать доходы и расходы, и совершенствовать текущую систему обращения с ТБО.

3. Системная проблема.В настоящее время сложилась такая ситуация, что управление в области обращения с бытовыми отходами осуществляют различные министерства, не связанные друг с другом. При этом, в европейских странах абсолютно вся деятельность, связанная с управлением в области обращения с ТБО, осуществляется Агентствами по охране окружающей среды (аналогами нашего Минприроды).Сложившаяся же в нашей стране система препятствует решению проблемы переработки ТБО из-за перекладывания всей ответственности друг на друга, лоббирования своих личных интересов, долгого процесса согласования законопроектов.

4. Корпоративная проблема.

Как известно, в Европейских странах обращение с ТБО осуществляется частными компаниями в союзе с муниципалитетами, в то время как у нас частная инициатива в данной сфере ограничивается. Государственные органы работают под девизом: "Это наш мусор, мы его никому не отдадим", продолжая ревностно закапывать на свалках ценные ресурсы, видимо, планируя "когда-нибудь" в будущем начать самостоятельно зарабатывать на отходах.

А ведь как показывает европейский опыт, именно частные фирмы, благодаря своей мобильности, могут создать куда более эффективную систему обращения с ТБО, получив возможность построить собственный завод по переработке мусора, и привлечь иностранные инвестиции.

5.Информационная проблема.В настоящее время информирование населения о проблеме утилизации ТБО практически не осуществляется, и население России ничего не знает о том, какие возможности несет в себе система раздельного сбора. А поскольку нет никакой работы по повышению сознательности граждан, о каком общественном понимании проблемы утилизации отходов можно говорить?

6. Строительная проблема.Огромным препятствием для осуществления раздельного сбора мусора является обыкновенный мусоропровод. Уже сейчас стало очевидно, что готовность жителей выбрасывать отходы раздельно зависит от наличия в доме мусоропровода. Поэтому крайне желательно заварить все действующие мусоропроводы.

Заваривание мусоропроводов, помимо возможности наладить систему раздельного сбора мусора, позволит также улучшить и санитарное состояние в подъездах. Новые же дома стоит проектировать без мусоропроводов.

7. Маркетинговая проблема Еще одной проблемой существующей в нашей стране системы обращения с твердыми бытовыми отходами является довольно ограниченный рынок вторичного сырья – многие переработчики отходов сталкиваются с проблемами при реализации сырья, которое было получено из отходов.Для увеличения данного рынка в развитых зарубежных странах сегодня применяются различные механизмы влияния - требования по обязательному применению вторсырья при выпуске новых товаров (в процентах) и льготное кредитование подобных производств. Также, в европейской системе госзакупок предусматриваются преимущества для таких предприятий и организаций, которые производят или поставляют товары и продукцию, которые производятся из вторичного сырья либо же с использованием вторсырья.

8. Стратегическая проблема Большой проблемой сферы переработки с ТБО является практически полное отсутствие долгосрочного планирования в данной сфере на районном уровне.

Резюмируя все написанное выше, можно с уверенностью заявить, что основной причиной неэффективной работы по утилизации ТБО является то, что проблемы охраны окружающей среды, максимально рационального использования ресурсов и непрерывного развития системы утилизации мусора до сих пор не являются приоритетными для органов управления в нашей стране

3 В документе перечислены мероприятия по предотвращению и уменьшению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками:

1) перевод транспортных средств на менее токсичные виды топлива и выполнение комплекса мероприятий по снижению выбросов, обезвреживанию вредных веществ и уменьшению физического влияния во время проектирования, производства, эксплуатации и ремонта транспортных и других передвижных средств и установок;

2) рациональная планировка и застройка населенных пунктов с соблюдением определяющих нормативов расстояние к транспортным путям;

3) выведение из густонаселенных жилых кварталов за пределы города транспортных предприятий, грузового транзитного автомобильного транспорта;

4) ограничение въезда автомобильного транспорта и других транспортных средств и установок в селитебные, курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные и природно-заповедные зоны, места массового отдыха и туризма; 5) улучшение содержания транспортных путей и уличного покрытия;

6) внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения;

7) совершенствование технологий транспортировки и хранения топлива, обеспечение постоянного контроля качества топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях;

8) внедрение и совершенствование деятельности контрольно-регулировочных и диагностических пунктов и комплексных систем проверки нормативов экологической безопасности транспортных и других передвижных средств и установок. Проектирование, производство и эксплуатация транспортных и других передвижных средств и установок, содержание вредных веществ в отработанных газах которых превышает нормативы или уровни влияния физических факторов, запрещается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: