Карачаевцы — 60 565,
Калмыки - 78 931,
Балкарцы - 32 248,
Крымские татары и крымские армяне, болгары — 188 609,
Немцы - 956 567,
Бывшие кулаки — 161241,
Турки-месхетинцы, курды, хемшилы — 83 511,
советские люди, принявшие германское подданство в период оккупации, — 3109,
1 Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург, 1997. С. 146;
Земское В. Я. «Кулацкая ссылка» накануне и в годы Великой Отечественной войны //
СОЦИС. 1992. № 2. С. 15.
2 Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург, 1997. С. 147.
3 Там же.
4 Дугин А. Н. Неизвестный ГУЛАГ: Документы и факты. М., 1999. С. 57.
5 Там же. С. 58.
Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития,.. 535
оуновцы — 97 619,
Немецкие пособники — 3007,
Сектанты — 1074,
Ранее жившие в Литве — 8668,
Власовцы - 136 339.
Несмотря на то, что в 1949—1952 гг. из спецпоселений было освобождено свыше 200 тыс. человек (в основном, бывшие кулаки, власовцы), численность спецпоселенцев возросла к 1 января 1953 г. до 2 753 356 человек. Это максимальный показатель за всю историю института спецпереселений. Увеличение произошло за счет отправки в 1949—1952 гг. на спецпоселение новых категорий: крестьян, раскулаченных и выселенных из Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Правобережной Молдавии; иранцев, ассирийцев и других «неблагонадежных», выселенных из Грузии; иеговистов; бывших басмачей с семьями, выселенных в 1950 г. из Таджикистана, и др.1 Свыше 100 тыс. немцев, ранее не подвергавшихся выселению, — коренных жителей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Средней Азии — были взяты на учет как спецпоселенцы по месту постоянного жительства. Число спецпоселенцев возросло и за счет проведенного в начале 50-х годов перевода на положение спецпоселенцев части ссыльных, ссыльно-поселенцев и административно выселенных, депортированных в 1940—1941 гг. из Прибалтики, Украины, Белоруссии и Правобережной Молдавии.2
|
|
Только после смерти Сталина началась реабилитация спецпереселенцев и возвращение их в родные места.
В послевоенное время численность ссыльных и выселенных резко сократилась. Так, в 1957—1959 гг. за политические преступления было осуждено к ссылке всего 187 человек.3
Таким образом, ссылка и высылка как виды наказаний были закреплены уже в первых законодательных актах Советской власти. Но в период с 1917 до конца 20-х годов на практике они применялись Довольно редко. С начала 30-х годов и до начала 50-х годов ссылка и вЬ1сылка широко применялись, и в основном во внесудебном поряд-Ке - по постановлению ОСО ОГПУ. В этот период появляется и но-Вая разновидность рассматриваемых мер репрессий — спецпоселе-
|
|
Там же.
з Там же. С. 58-59. Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М., 2000. С. 312.
536 Глава IV
ния. Лишь после 1953 г. ссылка и высылка на практике снова стали применяться очень редко.
Следующим видом наказаний, который применялся в рассматриваемый период, являлись принудительные исправительно-трудовые работы без лишения свободы.
Данный вид наказания упоминается уже в самых ранних советских источниках уголовного права. Так, в Инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» в перечне наказаний указывалось присуждение к обязательным общественным работам.1
В декрете «О суде» (№ 3) от 20 июля 1918 г. устанавливалось, что к осужденным за менее опасные преступления, которым могло быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до трех месяцев, должны были применяться общественные принудительные работы всюду, где только таковые организованы.2
Законодательство первых лет Советской власти обычно рассматривало принудительные общественные работы как основной вид наказания. В то же время в ряде декретов принудительные работы выступали и как дополнительный вид наказания в основном к лишению свободы. Так, в частности, декрет СНК от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» предусматривал в качестве наказания за совершение данного преступления лишение свободы, соединяемое с общественными принудительными работами.3 Декрет ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», устанавливал для лиц, расточавших хлебные запасы на самогонку, не только объявление их врагами народа и тюремное заключение на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества, но и обязательные общественные принудительные работы.4
Характеризуя карательную практику 1917—1918 гг., «Еженедельник Советской Юстиции» отмечал, что народные суды широко
1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-
1917-1952 гг. М., 1953. С. 20.
2 Там же.
3 Там же.
4 Собрание узаконений. 1918. № 36.
Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития...
537
пользовались этим видом наказания, «успешно применяя его во всех тех случаях, где трудовое воспитание является более действенным видом исправления, чем условное осуждение».1
Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. также предусматривали в качестве одного из видов наказания принудительные работы без помещения в места лишения свободы (п. «м» ст. 25).
Декрет СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. установил высший предел для принудительных работ без содержания под стражей в 5 лет (ст. 1) и два вида таких работ: общественно-принудительные работы и принудительные работы по специальности (ст. 2).2
Принудительные работы без содержания под стражей в качестве одного из видов наказания были предусмотрены в 69 из 185 статей УК РСФСР 1922 г. В соответствии со ст. 35 УК РСФСР 1922 г. принудительные работы без содержания под стражей могли быть назначены на срок от 7 дней до 1 года и подразделялись на:
а) работы по специальности;