Варно-кастовый строй Индии по ЗМ

В бассейне рек Инд и Ганг в III тыс. до н. э. сложилась древнейшая в истории человечества цивилизация, основателями которой стали индоарийские племена. Пришедшие племена покорили туземцев, чем создали предпосылки для неравенства населения. Кроме того, в результате разложения родоплеменного строя здесь происходит внутреннее имущественное расслоение и складывается классовое общество: рабовладельцы и рабы. Стремление укрепить этот строй предопределяет формирование в Древней Индии особой социальной системы так называемого варно-кастового строя.Назначение этой системы состояло в том, чтобы установить определенные взаимоотношения между категориями населения Индии – родовой аристократией жрецов и воинов, с одной стороны, и массой – с другой. Требовалось урегулировать отношения между завоевателями и покоренным населением. Поскольку в стране произошло и должало углубляться расслоение, то в рамках варно-кастовой системы должны были быть учтены взаимоотношения между богатыми и бедными, рабовладельцами и рабами.Особое значение имела индийская социальная система варн. Она, безусловно, служила классовым интересам рабовладельцев. Согласно этой системе все индийское общество делилось на четыре основные социальные группы, т. е. сословия. Эта система зафиксирована в древней жреческой литературе. Сохранились более поздние сборники обычного и жреческого права. В законах Ману и в сборнике законов Апастамбы основными варнами считались: 1) варна жрецов (брахманов); 2) варна воинов (кшатриев); 3) варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьев); 4) варна шудр (это низы угнетенных и бесправных бедняков и фактических рабов). Принадлежность к определенной варне определялась также и цветовым символом: для брахманов – белый, кшатриев – красный, вайшьев – желтый, шудр – черный.Эта древнейшая варновая система и привилегии трех высших варн были обоснованы особой системой верований, выработанной в Индии. В процессе окончательного формирования рабовладения варновый строй объявлялся извечно существующим порядком. Этот строй-результат божественного промысла, он освящен религией. Была распространена богословская версия о том, что брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры были созданы творцом из всего сущего – Брахмой. При этом жрецы были созданы из его уст, кшатрии – из рук, вайшьи -из бедер, а шудры - из ног. В соответствии с этим распределялись функции: брахманы должны были выполнять обязанности жрецов, кшатрии – осуществлять «управление и войны», вайшьи – заниматься земледелием, скотоводством, торговлей, шудры – обслуживать высшие касты, в первую очередь жрецов-аристократов.Рабовладельцы, считая угнетенные массы рабочим скотом, полагали, что шудры должны стоять вне религии. По законам Ману шудров не следовало обучать религиозному закону, правилам добродетельного поведения, давать им советы, налагать на них обеты.Когда начался упадок рабовладельческих отношений в Индии, важным элементом общественной структуры стал кастовый строи Окончательно эта система сформировалась в период раннего Средневековья. Касты представляли собой замкнутые группы людей, которые обособились вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий. Они отчуждены друг от друга, занимают место в производственной и общественной жизни, установленное обычаем и законом. Касты отличаются от варн тем, что у них имеется внутренняя администрация; они связаны обязательствами взаимопомощи; у них регламентируется производственный процесс, определены правила общения с членами других каст. Они совместно совершали религиозный культ и т.д. Касты и варны отличаются друг от друга и причинами, обусловившими их образование. Варны возникли в результате развития общественного неравенства, в их основе – различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству. Касты образовались по причине разделения труда.

Каждая варна была замкнутым сословием. Были недопустимы браки между людьми из разных каст. По законам Ману ребенок от смешанных родителей попадал в низшую группу людей, его называли чандал и ставили в положение всеми презираемого изгоя. Такие должны были жить «вне селения».Закон требовал не только повиновения высшим кастам, но и глубокого к ним уважения. Любые нарушения этого правила жестоко наказывались. Стоило человеку поднять руку или палку против человека высшей касты, у него отрезали руку.Особенно высокое положение занимали брахманы. Они признавались хранителями традиций и религиозного откровения. В их функции входило изучение священных книг и обучение религии людей трех высших каст. Кроме того, они совершали религиозные обряды. Брахман считался высшим среди остальных людей, и его называли «владыка всех существ».

Система преступлений и наказаний по ЗМ

Уголовные преступления -хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прлюбодеяния, проституция, мужеложство,пьянство,убийства и тяжк. телесных повр-х. А также – государственные преступления, против собственности и личности.законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. положения преступника. Высшие варны- несли меньшую ответственность(покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказнийложил. на плечи шудр. Легкие наказания –замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в калеку(членовредительство).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: