Особенности общественного и государственного строя в странах Древнего Востока. Восточная деспотия и ее характерные черты

Предмет, задачи и периодизация ИГПЗС

Предметом явл-ся изучение возникновения, становления и развития гос-ных и правовых образований тех стран, кот-е оказ.наибольш.влияние на развитие культуры человеч-ва. Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. – до падения Римс.империи – середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. –до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее – 20-21вв. Задачи: 1. Изучение государства как организации учреждений власти. 2. Изучение права как совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе

 

Особенности общественного и государственного строя в странах Древнего Востока. Восточная деспотия и ее характерные черты

Особенности: 1.сословное неравенство (политико-правовой статус личности от рождения); 2.наличие института рабовладения (наличие в общ-ве объектов права, элементы патриархального рабства, коллект-го рабовладения, рабы в домаш.хоз-ве); 3.наибольшая экономич.ценность - земля, основные субъекты землевлад. - храмы, общины; 4.неразрывн.связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке прав-х норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийск.брахманы); 5.особенности форм права, не было отраслей, деления пр.на частное и публич-е. Восточная деспотия- форма государственной власти и политический режим с неограниченными полномочиями обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем, высшим жрецом и судьей. Черты: 1.Концентрация власти, ее сосредоточение в лице единоличного правителя – деспота (монарха, фараона).2. Централизация власти и формирование сложной иерархической структуры общества. 3. Бюрократический аппарат, поддерживаемый военными. 4.Подчинение общества религии, сакрализация власти и правителя. 5.Сохранение общинного строя.

 

3.Общественный и государственный строй Древнего Вавилона (сейчас Ирак)

Общественный строй: 1. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:царских;храмовых;частновладельческих.Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Свободное население Вавилона делилось на:полноправных (авилум);неполноправных (мушкену).

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;далее следовали "редум", "баирум", "декум","лубуттум" - различного рода военнослужащие',в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие,высокое положение в обществе занимало чиновничество',низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Государственное устройство Вавилонии 1. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги­рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу­дарстве.К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.2. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко­водство ими осуществляли рабианумы.Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие су­дебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.3. В Вавилонии имелась регулярная армия.Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно­стям., В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам­мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, исполь­зовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: