Первое знакомство с Моделью ООН

1.1. Что такое Модель ООН. Э то ролевая игра, в ходе которой её участники, как правило, студенты вузов или школьники старших классов средней школы, выступают в роли представителей различных стран в органах ООН (комитетах, как их ещё называют), работа которых имитируется в данной Модели.

В настоящее время модели ООН проводятся в учебных заведениях десятков стран во всех регионах мира. Многие из них являются международными. В качестве рабочего языка в большинстве таких моделей чаще всего используется английский. Однако бывают модели ООН, работающие на двух языках с синхронным переводом (английском и французском, английском и арабском, английском и испанском) или без перевода: одни органы работают на английском, другие — на национальном языке страны, в которой Модель проводится, например, арабском, китайском, японском, русском и др.

К числу наиболее популярных международных моделей ООН относят и ежегодную Московскую международную модель ООН имени В. Чуркина, свидетельство тому постоянно возрастающее число заявок на участие в ней. Её проведение на базе Московского государственного института международных отношений МИД России позволило придать ей по-настоящему профессиональный характер. Имея открытый международный характер и собирая более 700 делегатов ежегодно, она стала одновременно для студентов МГИМО факультативным курсом по практическим основам многосторонней дипломатии, официально скромно именуемым «Моделирование органов ООН».

В ходе Московской  международной  модели  ООН в МГИМО, которая проводится ежегодно в течение 6 дней в середине апреля, более 700 студентов и школьников старших классов имитируют работу 12 комитетов: четырёх главных органов ООН: Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета, Международного суда, а также ряда функциональных органов — ЭКОСОС, главных комитетов Генеральной Ассамблеи, других вспомогательных органов или специализированных учреждений ООН. На Модели ООН в 2017 году участники имитировали работу 12 комитетов ООН: 3 из них, в том числе Генеральная Ассамблея (193 страны), работали на русском языке, 5 — на английском и по одному — на французском, испанском, арабском и китайском  языке.

Характерной особенностью любой Модели ООН является организация всей работы на основе принципов и материалов, используемых в самой Организации Объединённых Наций. Это означает, что имитируется работа органов ООН, которые рассматривают вопросы, стоящие на повестке дня самой ООН, с соблюдением принципов и правил процедуры, действующих в ООН. Отход от этих принципов недопустим. Случается, например, что излишне «инициативные» руководители включают в повестку дня своей Модели ООН вопросы из повестки дня ООН, но со своей «улучшенной» формулировкой, которые, с их точки зрения, звучат «правильней», чем в ООН.

 Это приводит к тому, что участники такой Модели не имеют необходимых ориентиров для работы, то есть докладов и резолюций ООН и позиций стран по обсуждаемому вопросу. В итоге получается не Модель ООН, а некий обмен мнениями по международной тематике с использованием терминологии ООН.

Другая важная особенность моделей ООН состоит в том, что они являются, главным образом, студенческими конференциями, подготовка и проведение которых обеспечивается, в основном, силами самих студентов. Консультации и тренинги со стороны преподавателей важны, но не они определяют судьбу и качество моделей ООН. Важно также подчеркнуть, что модели ООН являются не только открытыми для участия студентов других учебных заведений, но и открытыми для сотрудничества, взаимной поддержки, обмена председателями и т.п.

 

1.2. Для кого и для чего проводятся модели ООН. Модель ООН является формой обучения практическим основам многосторонней дипломатии, прежде всего для учебных заведений, ориентированных на подготовку  профессиональных  международников.

Как правило, Модель ООН проводится, прежде всего, для студентов или школьников собственного учебного заведения и является открытой для других учащихся. Широкая популярность моделей продемонстрировала позитивное влияние на всех, кто в них участвует. «Моделисты», как себя часто называют активные участники моделей ООН, отличаются от своих сверстников большим объёмом знаний, умением более свободно, аргументированно и убедительно выступать перед большой аудиторией, лучшим пониманием проблем современного мира и важности развития взаимопонимания и сотрудничества для их успешного решения, навыками работы в команде и т.п. Преимущества использования в любом учебном заведении такого дополнительного ресурса в качестве средства обучения и воспитания личности очевидны.

Другим фактором развития в учебных заведениях своих моделей ООН является их престижность. Несмотря на большой поток критики в адрес Организации Объединённых Наций, порой справедливой и полезной, но чаще очень тенденциозной, достаточно широко распространено понимание того, что ООН является главной универсальной организацией, занимающейся решением практически всех глобальных проблем. Этим и определяется интерес к ООН и понимание важности заниматься её изучением и оказывать ей поддержку.

Последнее является главной причиной того, что Модель ООН была включена в число основных программ советской Ассоциации содействия ООН, деятельность которой без перерыва была продолжена Российской ассоциацией содействия ООН. Всемирная федерация ассоциаций содействия ООН (ВФАСООН) в 2003 году включила проведение моделей ООН в программу своей деятельности и успешно провела по одной региональной Модели ООН в Африке и Латинской Америке и три Модели ООН — в Азиатско-Тихоокеанском регионе: в 2004 г. — в Китае, в 2006 г. — в Индии и в 2008 г. — в Южной Корее. Этот процесс был прерван, поскольку ООН стала проводить свою Глобальную модель ООН, к подготовке и проведению которой привлекалась и ВФАСООН.

 

1.3. Кто участвует в Модели ООН. Большинство нынешних моделей ООН являются открытыми, хотя они могут иметь и определённые ограничения: предназначаться только для студентов или только для школьников, иметь возрастные или региональные ограничения и т.п.

Наиболее авторитетные модели ООН стараются набирать участников на конкурсной основе. Это, естественно, лишает часть малоопытных претендентов возможности свободно попасть на Модель ООН. Каждый претендент должен доказать свою заинтересованность, определённую компетентность и готовность работать, выполняя требования организаторов Модели. Все модели ООН стремятся развиваться и совершенствоваться. Соответственно организаторы стремятся отбирать в состав участников тех кандидатов, кто, по их определению, может этому способствовать.

Что касается учебных заведений — организаторов моделей ООН, то обучающиеся в них студенты и школьники могут не подвергаться конкурсному отбору. Для них это прекрасная возможность пройти первую школу и, как говорится, «на ощупь» определить, насколько такого рода «деятельность» их увлекает.

Некоторые студенты проходят через Модель ООН один раз, сдают успешно зачёт, если таковой в их вузе предусмотрен, и больше к Модели не возвращаются. Но не они «делают погоду» в функционировании и развитии моделей ООН. Многие участники, попробовав раз Модель ООН «на вкус», часто ещё в школе или на первом курсе в вузе «заболевают» ею, стараются участвовать в разных моделях ООН в качестве делегатов или членов Секретариата и, накопив достаточный опыт, стремятся стать экспертами, получить пост Генерального секретаря или председателя того или иного комитета своей Модели ООН, а затем и других дружественных моделей ООН. Полноценное выполнение всех обязанностей на этих постах — «высший пилотаж» в модельном движении.

Эта категория студентов, как правило, легко справляется с учёбой и у них остаётся достаточно времени, чтобы полноценно участвовать ежегодно в разных моделях ООН. Не следует забывать, что подавляющее большинство серьёзных моделей ООН проходит в учебное время и продолжается чаще всего от трёх до пяти дней. В МГИМО она работает в течение шести дней.

Студенты, прошедшие успешно через несколько моделей ООН в разных ролях (делегатов, экспертов, председателей), оказываются подготовленными к активному и квалифицированному участию практически в любых международных конференциях и в самых разнообразных качествах.

В моделях ООН, как правило, принимают участие наиболее любознательные и инициативные молодые люди, зачастую обладающие ярко выраженными лидерскими качествами. Для них Модель ООН становится важной школой жизни, и сами они становятся полноценными активными гражданами своей страны и мирового сообщества.

 

1.4. Для чего нужна Модель ООН её участникам. «Вклад в своё будущее» — таков один из девизов Секретариата Московской международной модели ООН, который используется при проведении презентаций с целью привлечения студентов и учащихся старших классов средних учебных заведений к участию в предстоящей Модели ООН.

На основе вышеизложенного представляется очевидным, что полноценное участие в Модели ООН, особенно многократное и в разных ролях, включая роли эксперта, Генерального секретаря и председателя, является весьма редким доступным студентам в ходе учёбы источником приобретения дополнительных знаний по актуальным проблемам человечества и способам их решения, а также многих важных компетенций, которые необходимы практически в любой области деятельности, особенно в сфере международного сотрудничества.

Создавая программу распространения Модели ООН в нашей стране, Ассоциация содействия ООН исходила также из того, что приобретённые в ходе участия в Модели знания, умения и навыки способствуют тому, что молодой человек становится в студенческие годы не только специалистом в той или иной области, но и полноценным активным гражданином, понимающим связь между проблемами и процессами на локальном, национальном и международном уровнях и стремящимся участвовать в их решении.

 

                              Раздел 2

Подготовка к участию в Модели ООН

2.1. Основные требования к участникам Модели ООН. Организацией практически любой Модели ООН занимается её Секретариат, возглавляемый, как и в самой Организации Объединённых Наций, Генеральным секретарём. Помимо решения организационных вопросов, связанных с созданием благоприятных условий для работы участников Модели и, в частности, с подготовкой необходимых материалов, одной из главных забот Секретариата является обеспечение «качественного» состава участников.

Успешное участие в Модели ООН требует серьёзной и разносторонней подготовки. Поэтому её организаторы стараются, прежде всего, побудить потенциального участника в принципе убедиться, что предлагаемая содержательная программа Модели ООН вызывает у него серьёзный интерес, и он готов затратить на подготовку и участие в Модели немало времени и усилий.

 

2.2. Тезисы и/или мотивационное письмо. Организаторы практически всех авторитетных моделей ООН требуют от потенциального участника представить вместе с заявкой на участие мотивационное письмо с обоснованием своего интереса к выбранной теме или тезисы с изложением своего личного понимания проблемы, вынесенной на обсуждение в выбранном органе и путей её решения. Этот документ в объёме 1-2 страниц должен быть подготовлен и представлен вместе с заявкой о регистрации на языке работы данного органа. Он, как правило, проверяется программой «Антиплагиат».

В Секретариате каждой Модели ООН должны быть лица, которые занимаются рассмотрением заявок на участие и мотивационных писем                 

или тезисов по теме повестки дня того или иного органа.

В Московской международной модели ООН, например, в каждом органе есть член Секретариата, который утверждён на роль эксперта по теме повестки дня. Его роль в подготовке и проведении Модели является одной из ключевых. Как правило, это студент, который имеет хороший опыт работы делегатом. Он готовит доклад по теме повестки дня своего органа, который после его утверждения размещается на сайте Модели в разделе данного органа, по возможности, ещё до начала приёма заявок на участие в Модели. Он также готовит рекомендации к написанию тезисов, которые размещаются на сайте и служат ориентиром для потенциальных участников при подготовке ими тезисов. Подобная подготовительная работа эксперта, если она выполнена на высоком уровне, даёт все основания для уверенности, с одной стороны, в его компетентности, с другой стороны, в его способности объективно оценивать тезисы по данной теме, присылаемые потенциальными участниками вместе с заявкой на участие.

Эксперт является первым членом Секретариата, который рассматривает заявку и тезисы, оценивает их, при необходимости предлагает их доработать, после их принятия проводит с кандидатом собеседование по связи системы «Skype» или по телефону. Такая процедура позволяет эксперту получить достаточно ясное представление об общей подготовленности кандидата к работе в данном комитете по принятой теме, об уровне его владения рабочим языком комитета, потенциальных возможностях кандидата и, если оценка эксперта позитивна, решить вопрос о выборе для него страны, которую он будет представлять. Одна из важнейших задач эксперта — распределить между будущими участниками страны таким образом, чтобы наиболее подготовленные из них представляли страны, проводящие наиболее активную политику в данной области, и тем самым создать благоприятные условия для интересной дискуссии и продуктивной работы в ходе подготовки и обсуждения проекта резолюции.

В случае если эксперт не удовлетворён уровнем подготовки кандидата, эксперт уполномочен отказать в приёме, предложить прислать новый вариант тезисов и т.д. Он наделён такими полномочиями, поскольку является одной из центральных фигур в руководстве органа, отвечающей за его конечный содержательный результат, т.е. за качество итоговой резолюции.

В ходе самой Модели эксперт отвечает за соответствие готовящихся проектов резолюции в своём органе требованиям, предъявляемым к таким документам в ООН. По этой причине он самым непосредственным образом должен быть заинтересован в отборе по-настоящему хорошо подготовленных кандидатов в делегаты.

В других моделях ООН мотивационные письма или тезисы могут рассматриваться специально назначенным заместителем председателя соответствующего органа, который в ходе Модели будет отвечать за содержание итогового документа, или другим членом Секретариата, на которого возложены такие функции. В любом случае должна быть уверенность в том, что отбор кандидатов на участие в Модели ООН ведется ответственно и скрупулёзно.

Одно из правил Модели ООН предусматривает, что никто не может представлять страну, гражданином которой он является. Это ставит всех делегатов в равные условия: каждый из них должен изучить позицию другой страны, которую ему доверено представлять, и затем реально, убедительно и эффективно отстаивать её интересы в ходе работы всей Модели. В этой практике кроется глубокий смысл, поскольку такая работа позволяет рассмотреть проблему изнутри, более широко и разносторонне и способствует лучшему пониманию позиций других стран, что в свою очередь способствует более успешному достижению компромисса.

Как правило, подавляющее большинство кандидатов на участие в Модели стремится получить право представлять сравнительно узкий круг государств, являющихся наиболее активными и влиятельными участниками международных отношений. Очевидно, что трудно получить право представлять страну в соответствии со своими пожеланиями. Однако участники, зарегистрировавшиеся первыми и представившие хорошие тезисы, имеют на это больше шансов. Но число распределяемых в органе стран быстро уменьшается, и в случае с наиболее популярными органами (Совет Безопасности, Совет по правам человека) при поздней регистрации есть риск остаться «за бортом» выбранного органа вообще.

В Организации Объединённых Наций, как и в моделях ООН, разные страны имеют неодинаковую степень заинтересованности в решении той или иной проблемы и, соответственно, различную степень вовлечённости в процесс её обсуждения и в выработку решений по ней.

С учётом этого интереса потенциального участника, а также уровня его владения рабочим языком, на котором будет вестись работа в данном органе, организаторы распределяют страны. Человек, показавший в мотивационном письме или в тезисах хорошее понимание проблемы и владение языком, имеет все шансы представлять страну, которая занимает активные позиции по данной проблеме, что позволит её представителю в данном органе играть активную роль в процессе работы Модели и соответственно вносить существенный вклад в обеспечение хорошей работы органа.

На этапе представления мотивационного письма или тезисов необходимо доказать реальное знакомство с вынесенной на обсуждение конкретной проблемой, её местом в проблематике, которой занимается Организация Объединённых Наций, продемонстрировать реальный интерес к ней. Кандидат на участие в Модели должен в процессе подготовки хорошо изучить указанную проблему, чтобы в ходе работы в органе быть в состоянии учитывать её связь с другими актуальными проблемами, стоящими на повестке дня ООН, вовлечённость различных органов ООН и роль других организаций в её решении и т.п. для того, чтобы все аспекты обсуждаемого вопроса и возможные пути его решения получили достаточно полное отражение в итоговой резолюции или другом документе (некоторые органы принимают доклад по итогам своей работы), который будет органом принят.

 

2.3. Позиция страны. Следующее требование к зарегистрированному участнику Модели ООН, получившему статус делегата и, одновременно, право представлять конкретную страну и отстаивать её интересы в данном органе, хорошо изучить позицию своей» страны, чтобы на первом этапе работы в ходе представления позиций стран сделать это достойно и убедительно. Как правило, регламент Модели ООН отводит на такие выступления в том или ином органе каждому делегату 2-3 минуты. В Генеральной Ассамблее, в работе которой могут участвовать более 190 делегатов, а продолжительность заседаний не превышает времени работы менее многочисленных органов, на такие выступления даётся чаще всего 1 минута. Опытным «моделистам» иногда удаётся использовать различные уловки для получения дополнительного времени для выступления.

В Модели ООН в МГИМО уже на подготовительном этапе требования к зарегистрированным для участия в Модели делегатам более жёсткие, чем на многих других популярных моделях ООН. В частности, от делегата, получившего право представлять ту или иную страну, требуется в течение трёх недель подготовить и прислать руководству органа развёрнутую позицию данной страны. Хорошее знание этой позиции является важнейшей предпосылкой для её активной защиты в ходе работы органа и способности проявлять достаточную гибкость при её обосновании. Это важно для того, чтобы при обсуждении и подготовке итогового документа обеспечить сочетание интересов своей страны с позициями других стран, с тем чтобы добиться его принятия в идеальном случае при общем одобрении, т.е. без голосования, под аплодисменты. В реальной деятельности ООН принятие резолюции на основе консенсуса также является очень хорошим итогом работы, хотя её одобрение подавляющим большинством голосов также считается нормальным результатом. Степень отражения интересов страны в итоговом документе и есть конечный результат, на основе которого можно определить успешность работы делегата.

Представленная делегатом в письменном виде позиция страны размещается на сайте, что позволяет другим делегатам уже на подготовительном этапе знакомиться с позициями различных стран и на основе этого знания определить потенциальных партнёров и союзников по переговорам и, соответственно, противников. С ними предстоит особенно тщательно поработать, чтобы добиться общих подходов, не отступая при этом от позиций собственной страны.

В начале заседания органа каждый делегат выступает с кратким устным представлением позиции своей страны по обсуждаемому вопросу. Это выступление не должно быть повторением присланной ранее развёрнутой, более подробной позиции страны, публикуемой на сайте Модели с целью знакомства с ней других делегатов данного комитета. Установленный регламент при этом должен строго соблюдаться. Устное выступление делегата должно быть информативным, убедительным и, главное, достоверным, т.е. реально соответствующим позиции страны, которую он представляет.

Знание истории, культуры, традиций и других национальных особенностей, демонстрация этого в ходе заседания является несомненным плюсом в работе делегата, что может стать одним из важных факторов при выборах всеми представителями в данном органе лучшего делегата. Быть выбранным лучшим делегатом — честь, к достижению которой стремятся все опытные «моделисты». Однако случается, что этой чести порой удостаиваются и новички.

К слову, организаторы Глобальной модели ООН в своих информационных обращениях к известным моделям ООН подчёркивали рекомендацию включать в состав делегаций главным образом лучших делегатов своей последней Модели ООН.

 

2.4. Правила процедуры. Каждый орган Модели ООН работает в соответствии с действующими в нём Правилами процедуры, являющимися сводом правил, на основе которых организуется его работа. Правила процедуры призваны обеспечивать максимально благоприятные условия для успешной работы каждого органа, гарантировать равные права и ответственность всех участников и каждого участника в отдельности, включая наблюдателей, т.е. представителей международных организаций). Организаторы Модели ООН должны заранее подготовить эти правила для каждого органа на основе реальных Правил процедуры, действующих в данном органе ООН (или в организации, если в структуре Модели предусмотрена имитация работы таких организаций, как ЮНЕСКО, МАГАТЭ и других).

В этих правилах отражается возможность инициативной постановки тех или иных вопросов, приоритетность и порядок рассмотрения различных предложений, возможность опротестования решений председателя или действий других делегатов, если они противоречат принятым правилам процедуры, и т.п.

Хорошее знание правил процедуры и умение ими правильно пользоваться, а также использовать их для содействия конструктивной работе органа и одновременно для максимальной реализации позиции своей страны является важным инструментом эффективной работы делегата. Такое корректное (без злоупотребления) и умелое применение Правил процедуры и их использование в национальных интересах представляемой страны приобретается в ходе практической работы на разных моделях ООН.

При возникновении разногласий по вопросам толкования отдельных правил процедуры в том или ином органе в большинстве известных моделей ООН принятие окончательного решения остаётся за его председателем. Однако этому принципу следуют не на всех моделях ООН. Например, на Венской международной модели ООН арбитром в разногласиях при толковании Правил процедуры является Генеральный секретарь.

 

                               Раздел 3

Работа на Модели

3.1. Как складывается работа в ходе Модели (примерный сценарий  работы  комитета).

Работой каждого комитета (органа) руководит его председатель, который обязан строго следовать положениям Правил процедуры. Одно из основополагающих правил работы Модели ООН предусматривает, что никто не может выступать в органе без разрешения председателя.

Роль председателя в организации работы комитета и обеспечении нормального рабочего процесса, ведущего к предусмотренному результату, трудно переоценить. Он должен не только обеспечить соблюдение всех норм Правил процедуры, но и объяснять каждую инициативу, напоминать порядок её рассмотрения и к чему соответствующее решение ведёт. Не все делегаты, особенно новички, свободно ориентируются в Правилах процедуры. Поэтому председатель должен своими комментариями помочь каждому делегату осознанно решать, какую занять позицию.

При возникновении разночтений в понимании отдельных положений Правил процедуры на большинстве профессиональных моделей ООН именно председателю предоставлено право окончательного толкования статей.

Председателю помогает небольшая команда в составе эксперта и двух секретарей. В Генеральной Ассамблее могут быть два эксперта и три-четыре секретаря.

 

3.2. Начало работы комитета и первый этап общих прений. Прежде чем открыть заседание и начать работу, председатель должен убедиться, что на заседании присутствует достаточное количество делегатов (более половины состава органа), позволяющее принимать решения, т.е. что имеется кворум. С этой целью Председатель проводит перекличку. Он называет страны в алфавитном порядке. Делегаты поднимают табличку с названием представляемой  страны,  сопровождая  это  словом:  «присутствует».

В ходе переклички председатель не называет международные организации, зарегистрированные для участия в работе комитета в качестве наблюдателей, поскольку их присутствие или отсутствие не оказывает влияния на наличие кворума.   Наблюдатели  имеют право с разрешения председателя выступать в ходе заседаний и участвовать во всех обсуждениях, но не в голосовании.

По завершении переклички председатель объявляет, какое количество делегаций присутствует в зале, имеется ли кворум и можно ли начинать заседание. При наличии кворума председатель объявляет заседание открытым. При отсутствии кворума Председатель обязан объявить, какого количества делегаций не хватает для наличия кворума, и предложить подождать до прибытия необходимого количества делегаций. При этом он вправе запросить мнение делегатов относительно возможности начала свободных неофициальных консультаций.

В Генеральной Ассамблее после объявления первого заседания очередной сессии открытым в соответствии с установившейся традицией председатель просит делегатов соблюсти минуту молчания для молитвы или размышления. Все встают, в зале соблюдается тишина. По истечении минуты председатель приглашает всех сесть. Эта традиция действует только в Генеральной Ассамблее.

Председатель может сразу после открытия заседания без соблюдения минуты молчания произнести вступительное слово, в ходе которого он приветствует делегатов, обращает внимание делегатов и наблюдателей от международных организаций на важное значение проблемы, над дальнейшим решением которой предстоит поработать, напоминает основные положения Правил процедуры, информирует о том, как он намерен построить работу комитета, распределить время, чтобы успешно и в намеченные сроки завершить работу органа. Если у делегатов возникают вопросы по организации предстоящей работы комитета, председатель даёт необходимые дополнительные пояснения.

В ходе последующей работы комитета председатель должен стремиться давать необходимые пояснения и комментарии при каждом переходе от одной формы работы к другой, стараясь, чтобы у всех представителей в органе была полная ясность в отношении всего, что происходит.

После этого председатель объявляет о начале общих прений. Первый этап общих прений предусматривает выступления делегатов с изложением позиций своих стран по обсуждаемой в органе проблеме. Он приглашает делегатов, желающих выступить, поднять таблички с названиями стран и составляет список выступающих, а один из его помощников (секретарь или эксперт) составляет под диктовку председателя список выступающих. Председатель старается при этом по возможности соблюдать последовательность, в которой таблички были подняты.

Когда все делегаты, пожелавшие выступить, включены в список выступающих, председатель ставит вопрос о регламенте, т.е. времени для выступлений каждого оратора и количестве вопросов, которые могут быть ему заданы. Комитет принимает решение о регламенте. Как правило, на выступление делегатам отводится 2-3 минуты (кроме Генеральной Ассамблеи), что включает одну минуту для ответа на вопросы. Они могут задаваться лишь в случае, если выступающий представитель не использовал всё предусмотренное для выступления время и заявил, что его делегация открыта для вопросов. В ходе выступления делегат не может использовать местоимение «я»: в качестве подлежащего он использует название своей страны или слова «наша делегация» или «мы».

Список выступающих остаётся открытым для записи на выступление до принятия решения о его закрытии либо до того момента, когда всем записавшимся будет предоставлено слово. Каждая делегация может при желании записаться для повторного выступления, но лишь после того, как она завершила своё первое выступление и при условии, что список выступающих ещё не закрыт.

Перед началом выступлений председатель должен напомнить делегатам о том, что в выступлениях они обязаны придерживаться повестки дня и говорить исключительно по теме и позиции страны. В случае, если делегат нарушает это правило, председатель должен призвать его к порядку и потребовать возвращения повестки дня. Если председатель этого не сделает, то любой делегат имеет право попросить слово «по порядку ведения заседания» и обратить внимание председателя на нарушения правил процедуры. Председатель обязан прислушаться и потребовать от выступающего делегата не нарушать Правила процедуры. Если это случается во второй раз, председатель может предупредить выступающего, что если он будет и дальше отклоняться от повестки дня, он может быть лишен права выступать до конца представления позиций стран.

Затем начинается официальное представление позиций стран. Если выступление делегата и/или его ответы на вопросы представляют особый интерес, то по предложению одной из делегаций время выступающего на ответы на вопросы может быть комитетом продлено.

Случается, что некоторые делегаты приходят на Модель ООН с хорошо подготовленным текстом для изложения позиции своей страны и считают себя полностью готовыми к работе на Модели. Однако эта важная публичная часть работы в комитете является далеко не главной в практической реализации позиции своей страны. Более подробно речь об этом пойдёт ниже.

Такова общая схема работы комитета в первой части общей дискуссии.

 

3.3. Второй этап общих прений — согласование подходов делегаций к проекту резолюции. После завершения выступлений с изложением позиций стран Комитет переходит к следующему этапу общих прений — обсуждению структуры и компонентов проекта резолюции.

Этот этап работы может проходить в трёх режимах:

● заседания под официальным руководством председателя с соблюдением всех Правил процедуры;

● консультации под председательством (moderated caucus) с упрощённым применением Правил процедуры;

● консультации  без  председателя  (unmoderated  caucus), при которых участники работают все вместе или отдельными группами в свободном сочетании; консультации без председателя не  могут  длиться  более  двадцати  минут, и в этот период представители не могут покидать зал заседаний.

На этом этапе у делегатов возникают дополнительные возможности для продвижения позиций своей страны и включения их основных положений в рабочие документы, которые могут стать основой будущего проекта резолюции. В этот период количество и продолжительность выступлений жёстко не регламентируется. Форма обсуждения также не жёсткая, поскольку она проходит в разных режимах. Делегат, хорошо владеющий проблемой во всех её аспектах, умеющий аргументированно выступать и умело вести переговоры, имеет большие шансы уже на этом этапе обсуждения реально влиять на выработку структуры будущей резолюции, её содержательную концепцию и формулировки, которые будут отражать позицию его страны. При этом важно не бороться за жёсткие формулировки, представленные в позиции своей страны, а стремиться находить формы её адаптации к предложениям других делегаций, имеющих близкие позиции. На этом этапе не следует также сосредоточиваться на нюансах позиции страны, поскольку речь идёт пока об общих подходах к проекту заключительной резолюции.

После завершения общих прений председатель объявляет о сроке подачи проектов рабочих документов, которые могут быть предложены в качестве основы для будущего проекта резолюции. Этот срок может быть ограничен председателем.

 

3.4. Подготовка проекта резолюции. Делегаты могут начать готовить свои варианты рабочих документов уже в процессе консультаций до начала работы Модели. Именно для облегчения этой работы некоторые профессиональные модели ООН и предусматривают заблаговременную публикацию развёрнутой позиции каждой страны на сайте Модели в разделе соответствующего комитета. Здесь уже важно формировать группы авторов на основе принадлежности представляемой страны к принятому в ООН делению на политические блоки.

Как правило, такие документы готовятся и вносятся группой делегаций, придерживающихся близких позиций по обсуждаемой проблеме и зачастую уже согласовавших между собой общие подходы. После завершения обсуждения комитетом договорённостей о концепции резолюции, которую предстоит принять комитетом, авторам таких проектов остаётся их скорректировать в соответствии с достигнутыми договорённостями. У них уже образуется несомненное преимущество перед другими делегациями, придерживающимися иных позиций и не имеющими каких-либо

«домашних» заготовок для представления своего варианта проекта рабочего документа.

Такие делегации, заинтересованные в представлении своего альтернативного проекта, принципиально отличного от подготовленного соперниками, могут объединиться в группы на основе близких позиций и подготовить такой проект, если окажется, что у них достаточно для этого времени. При этом надо понимать, что они уже отстали от конкурентов, поскольку те уже начали лоббировать свой проект среди делегаций, не имеющих таких жёстких позиций.

Как правило, вариантов представляемых документов для выбора в качестве проекта резолюции чаще всего бывает два или три.

Каждый такой документ должен быть представлен на согласование эксперту. Эксперт оценивает документ с точки зрения его соответствия уже принятой ООН линии по данной проблеме, принятой форме резолюции, отсутствия в проекте предложений, требующих предварительного согласования с бюджетным комитетом и т.п. Если у эксперта есть замечания к документу, он объясняет авторам, что и почему в представленном проекте должно быть изменено. Председатель примет документ для его рассмотрения комитетом лишь после его одобрения экспертом. Впоследствии все предлагаемые поправки к представленному проекту резолюции, чтобы быть принятыми председателем к рассмотрению комитетом, должны тоже быть предварительно одобрены экспертом.

После того, как председатель примет одобренные экспертом проекты, и они будут зарегистрированы в этом качестве, они будут представлены комитету на рассмотрение с целью выбора одного из них в качестве рабочего проекта резолюции. Эти документы рассматриваются в том порядке, как они зарегистрированы председателем. Комитет обсуждает их достоинства и недостатки и путём голосования выбирает один из них в качестве рабочего. Если после выбора одного из представленных документов в качестве рабочего проекта остаются ещё не рассмотренные проекты, они уже не рассматриваются.

В случае, если ни один рабочий документ, представленный для принятия в качестве проекта резолюции, не получает поддержки большинства делегатов в комитете, как правило, создаётся рабочая


группа в составе представителей от каждой группы, подавшей проект рабочего документа. Рабочая группа должна подготовить на основе поданных проектов один общий согласованный представителями всех заинтересованных групп вариант проекта рабочего документа, который снова должен пройти процедуру одобрения экспертом и последующего обсуждения и принятия всем комитетом. Принятый в результате описанной процедуры документ становится официальным проектом резолюции комитета.

 

3.5. Заключительный этап работы над проектом резолюции. В результате этой работы комитет располагает проектом резолюции, который чаще всего не отражает полностью интересы всех делегаций. Начинается его обсуждение по пунктам постановляющей части, затем по пунктам преамбулы. Каждая поправка обсуждается, затем по ней проводится голосование, после чего на голосование ставится новая версия данного пункта. По завершении работы с поправками на голосование ставится получившийся новый вариант проекта резолюции в целом.

Этап работы с поправками к проекту резолюции является самым важным в работе комитета, поскольку именно в это время ведётся самое подробное конкретное обсуждение каждого пункта проекта резолюции, который вызывает какие-либо сомнения. Здесь у делегатов появляется последняя возможность внести предложения в форме поправок, отражающих те положения, которые делегация считает важными для своей страны, но которые ей не удалось включить в документ на более ранних этапах работы над проектом. Успех в этой работе зависит, конечно, от характера предложений и способностей делегата их защитить. Ещё раз подчеркнём: каждая поправка обсуждается отдельно и по ней проводится отдельное голосование. После завершения этой работы комитет принимает резолюцию в целом.

Резолюция может быть принята на основе всеобщего одобрения, если достигнуты благожелательные компромиссы по вопросам, вызывавшим разногласия, под аплодисменты. Это случается, если комитет хорошо активно поработал, и все делегаты удовлетворены результатом. Это  лучший итог. Но принятие резолюции на основе консенсуса или значительным большинством голосов тоже нормальный результат. Если резолюция принята незначительным большинством голосов, это результат формально приемлемый, но не удовлетворительный, поскольку он свидетельствует о том, что необходимые компромиссы не достигнуты. Каждый комитет может принять лишь один итоговый документ. Только Генеральная Ассамблея может решить рассмотреть и принять больше одного проекта  резолюции.

3.6. Итоговая резолюция. Основной целью работы каждого комитета в Модели ООН является разработка и принятие итогового документа. В подавляющем большинстве случаев это резолюция.

Как отмечалось выше, представление позиции страны является первым этапом в работе комитета, в ходе которого каждый вы- ступающий делегат заявляет о позиции его страны, выделяет особенно важные положения для включения в проект резолюции, чтобы она была эффективной и наилучшим образом способствовала решению обсуждаемой проблемы.

Обсуждению параметров проекта резолюции, важных положений, которые она должна отражать, её структуры, выбору и согласованию общих параметров будущего проекта резолюции посвящена вторая часть общей дискуссии, предваряющая представление проектов документов, представляемых в качестве основы будущего проекта резолюции.

После выбора комитетом одного из представленных проектов наступает завершающий, третий этап работы над резолюцией — обсуждение и принятие поправок, в ходе которого согласуются детали, выбор точных формулировок и т.п., что и определит окончательно форму и содержание проекта резолюции, который будет поставлен на голосование.

Как видно из изложенного, делегаты, хорошо подготовленные и активно участвующие в обсуждении на всех трёх этапах, в состоянии оказывать решающее влияние на формирование итоговой резолюции.

Опытный «моделист», подготовивший заблаговременно тексты в качестве заготовок, в полной мере отражающих интересы его страны, и умеющий в ходе дискуссии предлагать формулировки, сочетающие эти интересы с предложениями других активных делегаций, имеет разные возможности добиться отражения в максимально возможной мере всех своих заготовленных предложений в итоговой резолюции.

Сравнение заготовленных делегатом текстов с текстом принятой резолюции показывает, насколько успешно делегат справился со своей  задачей.

 

3.7. Что собой представляет резолюция. Резолюция является итоговым документом, принятым органом в результате своей работы. Она отражает позицию органа в отношении обсуждаемой проблемы и комплекс мер, которые необходимо принять для её решения.

В преамбуле определяется значение, которое придаётся обсуждаемой проблеме, уже принятые ранее меры, направленные на её решение, обстоятельства, способствующие её успешному решению, и т.п. Каждое обстоятельство излагается в форме отдельного абзаца и начинается с принятых стандартных вводных слов в форме деепричастного оборота; он начинается с маленькой буквы и заканчивается точкой с запятой.

Затем в оперативной части перечисляются меры, которые рекомендуется принять для обеспечения решения обсуждаемой проблемы. Каждое такое предложение также начинается со слов или словосочетаний, отражающих предусматриваемые действия в форме глагола в третьем лице единственного числа, и заканчивается точкой с запятой.

Последняя фраза является стандартной и звучит так: «продолжать заниматься рассмотрением этого вопроса».

На многих моделях ООН в раздаточных материалах среди разных документов имеется и примерный список слов и словосочетаний, используемых как в преамбуле, так и в постановляющей части резолюций. В Модели ООН в МГИМО такая практика тоже используется.

 

3.8. Лучший делегат. Во многих моделях ООН поддерживается традиция выборов в каждом органе лучшего делегата. По завершении работы органа по приглашению председателя каждый делегат на розданных председателем листах вписывает название страны, которая, по его мнению, была наилучшим образом представлена в данном органе. Делегат, представлявший страну, за которую подано больше всего голосов, объявляется лучшим делегатом органа.

В некоторых моделях ООН честь выбора лучшего делегата предоставляется председателю органа. Председатель практически единолично решает, кто стал лучшим делегатом, и прежде чем назвать его, представляет делегатам органа обоснование своего выбора.

Существуют и другие формы выбора лучшего делегата. На региональных моделях ООН, проводившихся Всемирной федерацией ассоциаций содействия ООН (ВФАСООН), в каждом органе за всей работой в комитете наблюдали два опытных преподавателя из числа готовивших и сопровождавших делегации, в обязанности которых и входил выбор лучшего делегата.

Признание участника Модели лучшим делегатом комитета является честью и важным личным достижением. Опытные «моделисты» в своих модельных биографиях, как правило, указывают, в каких моделях ООН они  принимали  участие, и в каких случаях становились лучшими делегатами.

Когда Департамент общественной информации ООН объявил о программе проведения своей ежегодной Глобальной модели ООН, которая будет проводиться в разных странах в одном из центров ООН, она по определению стала сразу особо престижной. Всем зарегистрированным моделям ООН организаторы этой Модели направили приглашения рекомендовать свои делегации для участия в Глобальной модели ООН и при этом подчёркивалось пожелание включить в состав своих делегаций лучших делегатов своей последней проведенной Модели ООН. Это также иллюстрирует, какое важное значение придаётся и в самой ООН работе Модели и признанию лучших делегатов.

Вместе с тем хочется заметить, что, если конкретный делегат хорошо готовился и хорошо работал и считал, что у него есть все основания рассчитывать быть избранным лучшим делегатом, а этого не случилось, слишком огорчаться по этому поводу не стоит. Такие выборы всегда связаны в значительной степени и с субъективными факторами. Однако попробовать проанализировать спокойно и критично все свои действия в ходе Модели имеет смысл. При этом нелишне помнить, что успех в дипломатии во многом зависит от умения строить добрые, уважительные и доверительные отношения.

 

3.9. Досье делегата. Участнику Модели ООН, стремящемуся грамотно и эффективно представлять позицию назначенной ему страны и внести значительный вклад в работу органа, рекомендуется в процессе подготовки к Модели сформировать своё личное досье. В него следует включить документы, которые могут оказаться нужными в ходе работы. Среди обязательного набора документов в личном досье должен быть, прежде всего, Устав ООН, который является важнейшим ориентиром при определении роли Организации, функций отдельных её органов или организаций системы ООН и т.п.

Важным пособием при подготовке проекта резолюции может оказаться доклад Генерального секретаря ООН по обсуждаемой теме и последняя резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей по этой теме.

Хорошо также иметь под рукой выступление делегации страны, которую участник представляет, в ходе последнего обсуждения этого вопроса в Генеральной Ассамблее или в других органах.

Текст Правил процедуры тоже может пригодиться, если возникнут сомнения или спор, например, о приоритетном порядке рассмотрения предложений, которые ставятся на голосование, количестве делегатов, составляющих кворум, и в других случаях, строго регламентируемых Правилами процедуры.

Если есть возможность найти официальную или неофициальную статистику по обсуждаемой теме, опубликованную в официальных или других авторитетных источниках, она может тоже оказаться очень полезной в работе. Могут оказаться полезными и другие материалы по обсуждаемой теме.

Наличие у делегата такого досье, материалы из которого могут использоваться в работе для иллюстрации каких-то своих высказываний или устранения сомнений у коллег по дискуссии, является несомненным плюсом. Нередко это отличает делегата опытного и хорошо подготовленного от участников, не обладающих необходимыми заготовками, что является несомненным свидетельством его квалификации и способствует росту его авторитета и доверия к нему.

Помимо включения в личное досье различных готовых материалов, представляется важным подготовить памятку или своеобразный подробный рабочий план. В нём следует отразить положения, которые вы намереваетесь обязательно изложить в ходе представления позиции страны. Если случится, что время для выступлений делегатов будет сокращено, вам будет легко быстро сократить подготовленный текст выступления. В памятку следует обязательно включить положения, которые вы планируете отразить в своих выступлениях в ходе обсуждения характера и структуры проекта резолюции. Если на сайте были опубликованы позиции других делегаций, хорошо составить для себя список стран, позиции которых схожи с вашими подходами к обсуждаемой проблеме или близки им, а также стран, имеющих другие взгляды. Весьма полезно иметь свой проект резолюции, который может быть предложен в качестве основы для совместной резолюции с делегациями, занимающими близкие позиции. Как известно, гораздо легче защищать формулировки, представленные в готовом тексте, чем формулируемые устно. Такой текст может также стать хорошим подспорьем на заключительном этапе работы над резолюцией — при обсуждении проекта резолюции и поправок к нему.

Формирование привычки создавать своё досье делегата и навыка использовать имеющиеся в нём материалы в процессе коллективной работы может оказаться очень полезным инструментом и в научной работе, и в работе на других конференциях.

 

 

3.10. Лидерство в Модели ООН. Модель ООН является одной из наиболее современных лидерских программ, поскольку она базируется на главных проблемах, которые приходится решать мировому сообществу, и при этом она реально ориентирована в будущее.

Однако здесь речь идёт о лидерах среди лидеров, т.е. о лидерах среди «моделистов». Перед каждым органом на Модели стоит совершенно определённая конкретная задача — разработать и принять качественный итоговый документ. Работа проходит в рамках, определённых Правилами процедуры, под руководством председателя комитета и эксперта. При этом следует помнить, что и руководители комитета ограничены в своих действиях Правилами процедуры. В этом плане все находятся в равных условиях.

Помимо общей задачи, стоящей перед комитетом, у каждой делегации есть ещё и своя индивидуальная задача — суметь провести работу таким образом, чтобы национальная позиция представляемой страны была отражена в итоговом документе по возможности в полной мере. И эта задача является для каждой национальной делегации  главной.  Именно  так  всё  и  происходит в жизни на любых международных конференциях. Каждая делегация стремится внести свой вклад в решение общей задачи, стараясь не привлекать особого внимания к тому, что она в свои устные или оформленные в виде проекта документа предложения сумела включить позиции своей страны. Само собой разумеется, что она старается это сделать с учётом интересов и других «ведущих игроков», т.е. наиболее активных делегаций в своём комитете.

Toт, кто обладает большими знаниями в данной области, лучше подготовлен и проявляет активность, становится одним из естественных лидеров в организации рабочего процесса в комитете. Поскольку в данном случае речь идёт о деятельности в области многосторонней дипломатии, где каждый делегат отстаивает интересы «своей» страны, поддержка других делегаций может оказаться решающим фактором в достижении поставленной цели.

Чтобы быть успешным, т.е. пользоваться постоянной поддержкой в комитете, лидер должен обладать определёнными личными качествами: быть харизматичным и никого не раздражать, уметь «услышать» интересы каждого и позитивно реагировать на попытки включить в предложенный проект новые идеи и предложения, знать, как это сделать, не снимая уже включённые в него идеи, и т.д. Чаще всего делегаты, обладающие такими качествами и действующие именно таким образом, становятся лучшими делегатами. Такой выбор всегда основан на сочетании объективных оценок с субъективным восприятием и отношением.

На самом деле набор лидерских качеств не так уж велик и сложен. Однако и овладеть им не совсем просто. Прежде всего, среди этих качеств следует выделить компетентность, которая включает в себя хорошее знание предмета, умение формулировать, сочетая в возможно максимальной степени «свои» интересы с интересами других ведущих делегаций так, чтобы факт отражения их интересов был для них очевиден.

В нашем случае это, прежде всего, хорошее знание самой системы ООН, её Устава, принципов, которые положены в его основу и которыми Организация руководствуется до сих пор. Это также глубокое понимание проблемы, которая обсуждается в органе, способность сопоставить уже принятые меры, способствующие решению обсуждаемой проблемы, и шаги, которые предстоит предпринять для дальнейшего успешного движения по этому пути. Совокупность знаний, касающихся содержательной части работы, должна дополняться столь же хорошим знанием Правил процедуры. Далее важно умение всю сумму знаний, связанных с Моделью, наилучшим образом использовать в разных ситуациях в ходе её работы в сочетании с постоянным стремлением поддержать предложения других делегатов. Лидер в этом процессе, как, вероятно, и в других коллективных усилиях, тот, кто, как очевидно для всех, печётся активно и грамотно об общем благе и соответственно успешном конечном результате всех усилий.

 

                          Раздел 4

Другие важные мероприятия Модели ООН

 

4.1. Торжественная церемония открытия Модели ООН. Ни одна Модель ООН не обходится без торжественной церемонии открытия. Она является важной составной частью любой Модели ООН и выполняет важную функцию — задать тон, соответствующий настрой всей предстоящей работе. На разных моделях ООН торжественные церемонии открытия проводятся в соответствии с конкретными условиями и возможностями.

На международных  моделях  ООН,  которые  проводятся в Нью-Йорке, Женеве и Вене, например, для выступления на открытии Модели ООН приглашаются представители ООН высокого ранга.

На других моделях ООН также предпринимаются серьёзные усилия, направленные на обеспечение присутствия на открытии и выступления с напутствиями участникам Модели опытных уважаемых международников. В Москве и других мировых столицах речь может идти о руководителях Министерства иностранных дел, депутатах парламентов, по возможности руководителях комитетов по международным связям, представителях Организации Объединённых Наций, известных авторах в области дипломатии и международных отношений.

Секретариат Московской международной модели ООН старается, чтобы на торжественной церемонии открытия Модели прозвучали несколько выступлений видных деятелей, непосредственно вовлечённых в формирование внешней политики страны, а также представителей ООН в Москве. На открытии Московской международной модели ООН, например, неоднократно выступали министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, заместитель Генерального секретаря ООН Кийото Акасака и др.

Выступления видных политических деятелей на торжественной церемонии открытия Модели создают как бы своеобразное политическое введение в Модель, широкий фон для последующих дискуссий по конкретным международным проблемам, являющимся предметом заботы ООН и, соответственно Модели ООН.

На многих моделях ООН культурная составляющая тоже считается важным компонентом церемонии открытия. На некоторых моделях организуются небольшие концерты детской самодеятельности по тематике международного сотрудничества, на других — выступления небольших ансамблей. В соответствии со сложившейся многолетней традицией на Московской международной  модели  ООН  в  МГИМО перед  началом торжественной части церемонии открытия выступает с небольшим концертом детский коллектив скрипачей.

Последним на церемонии открытия выступает Генеральный секретарь Модели ООН, который приветствует участников, отмечает определённые особенности проводимой Модели, возможно, упоминая и усилия Секретариата в создании благоприятных условий для успешной и приятной работы, желает всем творческой активности в предстоящие дни и завершает своё выступление, объявляя настоящую Модель ООН открытой. После этого делегаты расходятся по своим комитетам, в которых уже начинается их работа.

 

 

4.2. Церемония закрытия Модели ООН. Другим важным мероприятием любой Модели ООН является церемония закрытия. Её значение определяется тем, что на ней подводятся итоги всей работы самой Модели.

На церемонии закрытия выступают с отчётами председатели комитетов. Они рассказывают, как проходила работа в их комитетах, какие возникали трудности, как их преодолевали; они называют страны, делегации которых внесли заметный вклад в работу органа, представляют лучшего делегата комитета.

На сравнительно небольших моделях ООН после представления председателями отчётов о работе всем делегатам и представителям международных организаций, участвовавшим в Модели, вручаются сертификаты участника Модели.

На Московской международной модели ООН в МГИМО церемония закрытия проводится в форме сессии Генеральной Ассамблеи, работой которой руководит её председатель. На ней также заслушиваются отчёты председателей комитетов Модели. Свои отчёты председатели комитетов представляют на языке работы своего комитета. Председатель Генеральной Ассамблеи выступает с отчётом последним. На заседании, впрочем, как и на церемонии открытия, обеспечивается синхронный перевод всех выступлений на рабочие языки Модели. Напомним, с 2015 года  это все шесть официальных языков ООН: русский, английский, французский, испанский, арабский и китайский.

Поскольку число участников Московской международной модели ООН превышает 700 человек (включая Секретариат), сертификаты на церемонии закрытия вручаются лишь председателям комитетов, Генеральному секретарю и лучшим делегатам. Остальным участникам сертификаты вручаются председателями в комитетах по завершении их работы. Членам Секретариата сертификаты вручаются на заключительном заседании Секретариата, где также подводятся итоги его работы с анализом удач и недостатков, чтобы будущий состав Секретариата (в состав которого войдёт много новых людей) мог конструктивно воспользоваться этим опытом.

На церемонии закрытия с заключительным словом выступают организаторы Модели ООН, которые дают общую оценку её работе, объявляют о предстоящих планах. На Московской международной модели ООН объявляются, в частности, даты проведения следующей Модели ООН (как правило, она проводится в середине апреля) и её рабочая программа. Объявляется о наборе в новый состав Секретариата, и в первую очередь на позиции экспертов комитетов.

Последним выступает Генеральный секретарь, который отмечает достижения проведённой Модели ООН, благодарит всех, кто участвовал в Модели и способствовал её успеху, не забывая и о своей команде. Завершает Генеральный секретарь своё выступление выражением надежды на новые встречи с делегатами на будущих моделях ООН и объявляет Модель ООН закрытой.

 

4.3. Культурная программа. Практически каждая Модель ООН имеет свою культурную программу. Широко принято в первый день организовать вечер знакомств с фуршетом или с ужином за столами. Иногда такой вечер организуется после регистрации, перед началом работы, в других случаях — в конце первого рабочего дня. Опыт показывает, что оба варианта хорошо воспринимаются делегатами.

Иногда организаторы Модели проводят вечер — концерт собственными силами с участием делегатов, за которым зачастую следует дискотека. Бывает, что организаторы просят участников из разных стран предложить дегустацию блюд их национальной кухни, исполнение национальных песен и танцев и другие инициативы.

Обычно в каждом органе между делегатами складываются более тесные отношения, чем между делегатами из разных органов. Возникает что-то вроде корпоративной солидарности, которая порой выражается в организации ужина для делегатов данного органа отдельно от других в каком-нибудь уютном недорогом ресторане. В ходе таких ужинов иногда удаётся достичь компромисса по вопросам, которые никак не удавалось согласовать в ходе заседаний.

Иногда организаторы Модели заранее планируют проведение спортивных мероприятий в один из дней Модели, если сложится, между органами: по мини-футболу, баскетболу или волейболу, перетягиванию каната и др., — и предупреждают об этом участников заранее. Победителям таких соревнований вручаются памятные призы.

На некоторых моделях организуются встречи с видными политическим  или общественными деятелями.

На моделях, которые проводятся в тёплое время года, организуются выезды на природу, где также проводятся соревнования, организуются фуршеты и пр.

В общем, «моделисты» успевают за дни Модели не только хорошо поработать вместе, но и узнать о других способностях своих коллег, найти единомышленников по спортивным и другим интересам. И, конечно, складываются просто дружеские отношения, планируется совместное участие в других предстоящих моделях ООН.

Секретариат Московской  международной модели  ООН в 2012 г. решил в качестве эксперимента организовать для заинтересованных участников, главным образом иногородних и зарубежных, дополнительную двухдневную программу сразу после Модели — поездку в Санкт-Петербург. Студенты, принявшие участие в этой поездке, активно рекомендовали сохранить эту программу и в будущем. Выезды в Санкт-Петербург и другие города – известные центры культуры - впоследствии тоже осуществлялись при наличии спроса.

 

4.4. Особенности разных моделей ООН. Все модели ООН имеют общую основу, которая достаточно подробно описана выше. Однако имеются, естественно, и некоторые различия. Главное — это то общее, что позволяет делегату, хорошо поработавшему хотя бы на одной Модели ООН, чувствовать себя достаточно уверенно и на других моделях.

Остановимся, тем не менее, на принципиальных различиях, связанных с разным подходом к отдельным вопросам работы Модели ООН.

Одной из важных особенностей Московской международной модели ООН является наличие в комитете эксперта. Он играет важную роль как в процессе подготовки Модели ООН, так и в ходе её проведения. Его деятельность позволяет существенно влиять на формирование качественного состава делегатов и подготовку содержания проекта заключительного документа в органе. Работа эксперта является эффективным фактором повышения общего уровня работы Модели.

Другой важной особенностью Модели ООН в МГИМО является участие в работе комитетов наблюдателей, т.е. представителей других заинтересованных в данной проблеме международных межправительственных и неправительственных организаций, играющих важную роль в решении вынесенной на обсуждение проблемы. Представители неправительственных организаций, имеющих общий или специальный статус при ЭКОСОС, как известно, имеют право участвовать в работе органа без права решающего голоса. Это один из важных элементов участия гражданского общества в работе ООН.

Есть модели ООН чисто студенческие, которые не принимают школьников в качестве участников. Секретариат Модели ООН в МГИМО ценит участие школьников в работе Модели, поскольку они, когда поступают в ВУЗы, зачастую становятся ценным резервом Секретариата и самой Модели ООН. Другие принимают лишь школьников старших классов.

Венская международная модель ООН и Софийская международная модель ООН являются молодёжными, но они не ориентируются исключительно на учащуюся молодёжь — студентов и школьников, как это принято на всех других известных нам моделях ООН. В них может участвовать заинтересованная молодёжь и более старшего возраста, а порой и вполне зрелые специалисты.

Другой особенностью Венской международной модели ООН является то, что арбитром во всех разногласиях, возникающих в ходе работы, например, между председателем органа и делегатом в толковании Правил процедуры, является Генеральный секретарь. На большинстве других моделей ООН, как и на Модели в МГИМО, исключительное право толковать Правила процедуры принадлежит председателю комитета. В случае же возникновения разногласий между председателем и одним из делегатов или несколькими делегатами вопрос решается голосованием в комитете, и решение квалифицированного большинства делегатов (две трети голосов) является окончательным, как это и предусматривается Правилами процедуры в ООН.

Нам известны две Модели ООН, на которых выпускается ежедневная газета, это Московская международная модель ООН и Женевская международная модель ООН. Выпуск ежедневной газеты — дело непростое. В этом случае Секретариат формирует в своём составе компетентную группу для ежедневного выпуска свежего номера газеты, отражающего события предыдущего дня проведения Модели ООН. Выпуск такой газеты придаёт Модели ООН дополнительный вес. Выпуск ежедневной газеты осуществлялся и на Модели ООН в МГИМО, но с 2016 г. в Секретариате формируется группа журналистов, которая создает информагентство; эта группа создаёт ленту новостей, электронную ежедневную газету и радио Модели, которое вещает в дни работы Модели с 8 до 10 утра.

Одной из особенностей Московской международной модели ООН, ставшей традицией, является развитие сотрудничества Секретариата с другими открытыми для этого моделями ООН и готовность оказывать помощь вузам и школам в России, стремящимся создать свою Модель ООН. Это касается не только московских учебных заведений. Опытные члены Секретариата Московской международной модели ООН неоднократно бывали в других городах страны и оказывали практическую помощь в подготовке моделей ООН и в проведении её первых конференций. У Модели ООН в МГИМО действует договор о сотрудничестве с Венской международной моделью ООН, предусматривающий, в частности, взаимное значительное снижение взноса для членов актива, поддержку выделением — при необходимости кандидатов на посты председателей.

Однако есть модели ООН, характеризующиеся существенными отличиями, которые именно этим и привлекают некоторых делегатов.

Отдельные модели ООН проводят имитацию работы организаций, не входящих в систему ООН, как, например, Организации иберо-американских государств, НАТО, «Большой восьмёрки»,

«Большой двадцатки», других международных организаций, играющих важную роль в том или ином регионе или в определённой сфере. Для людей, изучающих эти организации, участие в такой Модели — отличный шанс углубить свои знания и ближе с ними познакомиться, как говорится, «на ощупь».

Есть так называемые исторические модели ООН, на которых рассматриваются важные исторические события прошлого, например, Кубинский кризис, Суэцкий кризис


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: