Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. В. Тарасовой

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве.

Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Музыкальный репертуар программы, обширный и богатый, включает в себя произведения русской и зарубежной классики, современную музыку, фольклор. Важным принципом организации работы по слушанию музыки является движение музыкального репертуара «по горизонтали» и «по спирали». «Горизонтальное» движение музыкального репертуара связано с тем, что одно и то же музыкальное произведение проходит, как правило, не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Так, например, прослушав «Вальс-шутку» Д. Шостаковича, дети воплощают характер этой музыки в творческом движении, а также исполняют ее на детских музыкальных инструментах. Движение музыкального репертуара «по спирали» связано с тем, что к лучшим, эталонным произведениям, предлагаемым младшим дошкольникам, в старшем дошкольном возрасте мы возвращаемся снова, но решая более сложные задачи.

Репертуар, так же, как и в программе «Синтез», организован по темам, доступным и интересным детям дошкольного возраста. Это темы, связанные с временами года и соответствующими им праздниками («Весёлая зима», «Скоро Новый год»), игры и игрушки, животные, семья и др. В программах для младших дошкольников (4-го и 5 -го годов жизни) темы более просты и доступны их восприятию: «Моя семья и я сам», «Кто с нами рядом живет», «Любимые игрушки мальчиков и девочек» и др.

Возросшие возможности старших дошкольников позволили включить в программы более сложные темы: так, в программе для детей 6-го года жизни представлены «Милосердие», «Сказка в музыке», «Шутка в музыке» и др.; для 7-го года жизни - «Музыкальные портреты», «Музыкальные пейзажи», «Музыка наших чувств» и др.

Дети 4-го года жизни эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, тембровые, темповые, динамические особенности. На 5-м году слышат большее количество выразительных средств музыки, наиболее музыкальные - ориентируются на мелодию и интонацию (КВ. Тарасова).

Произведения раздела «Слушание музыки» в программах для 4-го и 5-го годов жизни различны по масштабам и сложности музыкальных образов: детям предлагаются и крупные оркестровые сочинения (например, первые части концертов «Зима» и «Весна» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта (1 ч.), «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и др.), и интонационно яркие программные миниатюры («Солнышко» Ю. Наймушина, «Ослик» Р. Констана, «Кукольный кэк-уок» К Дебюсси и др.). В соответствии с этим различны и методы преподнесения детям музыкального материала: прослушивание крупных полотен, в отличие от миниатюр, не предполагает детального анализа -здесь важно, чтобы ребенок услышал красоту музыки, испытал радость от встречи с ней.

На 5-м году жизни ребенка обращается внимание на мелодию прослушиваемых произведений. Также знакомим их со звучанием некоторых инструментов: скрипки, клавесина. В конце года предлагаем детям произведение, эталонное с точки зрения ознакомления с инструментами симфонического оркестра: симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк».

Возросшие возможности детей старшей группы позволяют педагогу не только продвигаться в прежнем направлении: развивать музыкальное восприятие-мышление детей - эмоциональную отзывчивость на музыку и умение услышать в ней то или иное содержание, - но и наметить новое направление работы.

Программа содержит несколько примеров разных жанров (марш, песня, танец), различных по музыкальному образу, настроению, которые даются в разном исполнении. Так, общее понятие «танец» конкретизируется в хорошо известных детям жанрах вальса, польки, народного танца. Жанр вальса, например, представлен произведениями П.И. Чайковского для оркестра («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик») и арфы соло («Вальс фа-диез минор»), фортепианными вальсами Ф. Шопена и Э. Грига и оркестровым «Вальсом» И. Штрауса. Разнообразие репертуара позволяет широко применять при прослушивании метод «тождества и контраста», который, по мнению Б.В. Асафьева, формирует у детей умение активно слушать музыку.

В старшей группе мы говорим детям о делении музыки на вокальную, написанную для голоса, и инструментальную, исполняемую на различных инструментах. Слушая инструментальную музыку, продолжается знакомство с тембрами различных инструментов. В средней группе дети слушали симфоническую сказку С.С. Прокофьева «Петя и волк», в которой звучание того или иного инструмента было неразрывно связано с образом определенного героя. В старшей группе они получат более глубокое представление о некоторых инструментах: скрипке, арфе, флейте. Дети познакомятся не только с их звучанием, но и строением, историей создания.

Прослушивая произведения, исполняемые на том или ином инструменте, мы акцентируем внимание детей на специфике его выразительности; звучании как соло, так и в ансамбле или оркестре. Знакомство со скрипкой, например, предусматривает прослушивание скрипки соло в «Каприсе» Н. Паганини, ансамбля скриики и фортепиано в «Мелодии» К.-В. Глюка. Затем детям предлагается услышать, выделить тембр скрипки в звучании симфонического оркестра («Музыкальная шутка» В.-А. Моцарта; «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса, «Трик-трак» (полька-галоп) и т. д. Так же знакомятся дети с флейтой и арфой.

В старшем возрасте продолжается работа и над интонационно-методической ориентацией музыкального восприятия. К 7-му году жизни у детей, если с ними регулярно занимались, уже имеется достаточно большой запас музыкальных впечатлений, они любят и умеют слушать музыку. При определении общего характера произведения они ориентируются на комплекс средств музыкальной выразительности, способны услышать, выделить из «музыкальной ткани» мелодию и составляющие её интонации, ярко интерпретируют музыку. Педагог предоставляет детям больше самостоятельности при её анализе, побуждая свободно высказываться о прослушанных произведениях, делиться своими впечатлениями.

Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, усложняется в образном и языковом отношении. Так, в рамках постоянных тем программы «Гармония», связанных с временами года, животными и др., дети слушают такие яркие и достаточно сложные произведения, как фрагмент первой части симфонии «Зимние грёзы» П. Чайковского, «Весенние воды» С. Рахманинова, «Лебедь» и «Королевский марш льва» К. Сен-Санса и др.

В разделах «Музыкальные портреты» и «Музыкальные пейзажи» дети соотносят свои представления о жанрах портрета и пейзажа в живописи с их воплощением в музыке. Музыкальные произведения подобраны таким образом, чтобы дети могли сравнить сочинения разных композиторов на одну и ту же тему. Например, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Рассвет» П. Чайковского. На 7-м году жизни дети получают представление о некоторых музыкальных жанрах: ноктюрна («Ноктюрн» Э. Грига), серенады («Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта), вокализа («Вокализ» С. Рахманинова), польки («Итальянская полька» С. Рахманинова), тарантеллы («Та­рантелла» С. Прокофьева).

Детей знакомят и с более крупными жанрами: симфонии (1-я симфония П. Чайковского -«Зимние грезы», 1-я часть), сюиты («Времена года» П. Чайковского; «Карнавал животных» К. Сен-Санса).

Продолжается знакомство с тембрами различных музыкальных инструментов. Дети получают более полное представление о некоторых уже известных им инструментах - кларнете, гобое, знакомятся с их выразительными возможностями, строением. В подготовительной группе, помимо более широких представлений о жанрах музыки, дети получают представление и о музыкальных формах-, двух- и трехчастной форме рондо. К анализу формы педагог обращается только в том случае, если ее осознание способствует пониманию содержания музыки. Дети, получив представление о форме пьесы, лучше воспринимают контраст в музыке, развитие музыкального образа. Так, они слышат светлую по характеру середину «Вальса» В. Ребикова и острее чувствуют глубокую грусть ее крайних частей. В «Рондо-каприччиозо» («Ярость по поводу утерянного гроша»)Л. Бетховена осознание формы рондо позволяет ярче воспринять постоянное возвращение основной темы «шутливой ярости».

Старшие дошкольники начинают слышать процесс развития музыкального образа, ес­ли педагог обращает их внимание на изменение его характера, его динамику. Умение следить за развитием музыкального образа - важнейшее в структуре музыкального восприятия - формируется легче и быстрее, если дети слушают программные произведения, обладающие яркой театральностью, в которых музыкальный образ развивается очень зримо, выпукло, динамично. К таким произведениям относятся пьесы «В пещере горного короля» Э. Грига и «Избушка на курьих ножках (БабаЯга)» М. Мусоргского (раздел «Сказка в музыке» программы «Гармония» для детей 7-го года жизни). Перед их прослушиванием педагог предлагает подумать, о чем может рассказывать музыка, которая сейчас прозвучит. Дети прекрасно чувствуют ее общий характер, настроение, а некоторые точно угадывают программное содержание. Перед повторным прослушиванием задаются вопросы: менялось ли настроение музыки? Если менялось, то как, какой она была и какой стала? Где она менялась: в середине, в конце? Во многих случаях дети точно определяют изменения в характере музыкального образа.

В старшем дошкольном возрасте всё большее количество произведений после прослушивания используется в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в музыкальном движении и оркестре. Музыкальное движение и игра на детских музыкальных инструментах способствуют более глубокому переживанию музыки и ее анализу, в том числе формированию представлений о музыкальных жанрах. Детям можно предложить, например, создать в творческом движении «образ» польки, народного танца или разного типа маршей, используя для этого музыкальный репертуар программ всех возрастных групп. Это позволит им лучше понять, пережить и запомнить музыку.

Занятия по программам «Синтез» и «Гармония» отличает вариативность. Педагог должен стараться избегать жесткой схемы, шаблона, стремиться, чтобы занятия строились по-разному, были интересными и привлекательным.

Он пол

Методические рекомендации содержат по­дробные конспекты интегрированных занятий. Предлагаемый репертуар представлен в хресто­матиях музыкального репертуара, на аудиокассетах CD и DVD.

 

Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет.

Эта программа основана на взаимодействии трех основных видов искусства: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Программа «Синтез» предусматривает проведение специальных интегрированных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов, художественной прозы; просмотр слайдов, видеоматериалов; музыкальное движение, рисование).

Музыкальный репертуар, представленный в этой программе, отвечает двум основным принципам: высокой художественности и доступности детям - и включает в себя произведения разных эпох и стилей: И.С. Баха и В.А. Моцарта, А. Вивальди Й. Гайдна, М.И. Глинки и П.И. Чайковского, НА. Римского-Корсакова и С.С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена музыка современных композиторов: Г. Свиридова, 3. Гаврилина, В. Кикты и др.

Дети получают представление о музыке и ярких фрагментах биографий ряда композиторов-классиков, о старинных (клавесин, лютня, орган) и современных музыкальных инструментах.

Впервые в дошкольной педагогике наряду с камерной музыкой знакомят детей с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусства: с оперой и балетом. Введение дошкольников в мир оперы и балета идет через сказку - наиболее доступный и любимый ими жанр литературы. Дети знакомятся с балетами П. Чайковского («Щелкунчик», «Спящая красавица»), С. Прокофьева («Золушка»), операми Н. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М. Глинки («Руслан и Людмила»).

Важным принципом является приоритет музыки на занятиях. Музыкальный репертуар сгруппирован по темам, отвечающим принципу «от простого к сложному».

В программе «Синтез» для детей 5-го года жизни это доступные возрасту темы: «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты (сольфеджио)», «Музыка бывает разной», «Играем в оркестре».

В программе для детей 6-го года жизни дети знакомятся с клавирной и органной музыкой И.С. Баха, «Симфонией при свечах» И. Гайдна, увертюрой к опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, симфонической сказкой «Петя и волк» С.С. Прокофьева, двумя «музыкальными сказками» — балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик» и оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и другими произведениями.

Программа «Синтез» для детей 7-го года жизни обобщает представления детей о музыке композиторов-классиков, вошедшей в «золотой фонд» мировой художественной культуры. В первом разделе программы - «Зарубежная музыка» - дети знакомятся с произведениями А. Вивальди из цикла «Времена года», фрагментом 40-й симфонии В.А. Моцарта и его фортепианными сочинениями. Второй раздел программы включает в себя новые для детей произведения русских композиторов М.И. Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева и, как повторение, уже известные детям сочинения этих композиторов.

В этой программе детям впервые предлагаются видеозаписи фрагментов балетов «Спящая красавица» и «Золушка».

В помощь педагогу в программах для всех возрастов предлагаются конспекты занятия, включающие в себя не только беседу с детьми о музыке и ее анализ, но и все рекомендуемые произведения художественной литераторы и аннотации к произведениям изобразительного искусства. Вместе с тем музыкальный руководитель может творчески отнестись к предлагаемому материалу, внести в него что-то своё, если это не противоречит основным принципам программы.

Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года охватывает ранний и дошкольный возраст.

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.

В программе учтены и представлены «современные требования к образовательной программе, а именно:

  • она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка;
  • заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми;
  • учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка [4,5;4].

Данная программа представлена в виде семи разделов – ступеней развития, охватывающих весь дошкольный период от рождения до семи лет.

В каждой возрастной ступеньке выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развития. Помимо этого даны рекомендации, адресованные родителям, при использовании программы в домашних условиях. Автор, выписывая определенный репертуар для освоения детьми, в то же время говорит о праве выбора репертуара. Системный подход в выборе изучаемого репертуара дает возможность логично и последовательно усложнять музыкально-художественные образы в произведениях для слушания. Примечательно, что автор выписывает репертуар на каждой ступени развития, классифицируя его по темам. На третьем году развития (третьей ступени образования) выделяются следующие темы: мир ребенка; мир природы; мир животных и птиц; мир игрушек. Э. П. Костина опирается на большой выбор детского репертуара советских композиторов, и композиторов XIX столетия, частично используя обработки народных мелодий. Большое количество музыкальных произведений, подобранных по типу тождества и контраста, позволяет ребятам с помощью учителя все более внимательно прислушиваться к отличиям в сходных по настроению пьесах. С четвертой ступени добавляются такие темы как: предметный мир, рукотворный мир, мир сверстников и взрослых.

Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой ориентирована на возраст от трех лет.

Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

 музыкально-ритмическое движение;

 развитие чувства ритма, музицирование;

 пальчиковая гимнастика;

 слушание музыки;

 распевание, пение;

 пляски, игры, хороводы.

Авторами также разработаны другие пособия. Серия «Ладушки» состоит из:

 Праздники в детском саду;

 Игры, аттракционы, сюрпризы;

 Топ-топ, каблучок (танцы в детском саду),

 Музыка и чудеса (развитие музыкальной фантазии);

 «Как у наших у ворот» (русские песни в детском саду);

 «Левой-правой!» (марши в детском саду);

 Развитие чувства ритма;

 Ансамбль ложкарей в детском саду;

 Оркестр в детском саду;

 Вечера развлечений;

 Слушание музыки в детском саду;

 Комплексные занятия;

 Спортивные вечера развлечений в детском саду;

 Играем в театр;

 Праздники в детском саду;

 Колыбельные песни.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» (автор Т.Э. Тютюнникова) разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Программа рассчитана на два года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе группы. Вариативность программы позволяет адаптировать ее к работе с детьми младшего и более старшего возраста.

Цель программы — привить первоначальные навыки творческогоансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребенка

Главные задачи программы: помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Работа с детьми по развитию у них навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому направлению работы программа содержит конкретные рекомендации для педагогов.

Основу разработанной в программе методики по элементарному музицированию детей составляют два метода - метод активизации творческих проявлений и метод моделирования элементов музыкального языка. Содержание методики базируется на формировании всех компонентов метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка, формы). Важнейшим методологическим принципом программы является активное слушание музыки, основанное на соединении восприятия музыки с движением, с действенной реакцией на ее отдельные элементы.

Программа «Ритмическая мозаика» (автор А.И. Буренина). Ведущая идея программы - использование музыкально-ритмических движений как средства психологического раскрепощения ребенка. Программа ориентирована не только на развитие ритмической пластики детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Особенностью программы является акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движений под музыку. Программа включает планирование содержания работы по ритмопластике, описание музыкально-ритмических композиций с перечнем музыкального репертуара, материалы к развитию импровизации в процессе театрализованной деятельности детей, карту диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка.

 

Используемая литература:

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.-
  3. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
  4. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  5. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
  6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
  7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2
  8. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. – 120 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: