Анализ парциальных программ музыкального развития

 

Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

  • Детский сад;
  • Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
  • Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
  • Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
  • Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.

В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое. Таким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота – радость – творчество», «Синтез» – это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа.

В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной, изданной в 1981году.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности, овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Репертуар по слушанию музыки в программе Н. А. Ветлугиной строится на произведениях советских композиторов - классиков.

В разделе «Пение на музыкальных занятиях» акцентируется внимание на использовании попевок-упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н. А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

Для исполнения оркестром Н. А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки. В одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей: пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки.

Есть определенные недостатки, которые выявились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучения абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара для слушания музыки.

 

В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей.

 

Автор программы  
Название программы      
Цель и задачи программы      
На какой детский возраст рассчитана  
Основные принципы программы      
Виды музыкальной деятельности  
Рекомендуемый музыкальный репертуар      
Ваша педагогическая оценка программы  

 

Комплексные программы:

n Программа «Истоки»

n Программа «Радуга» (авторы - Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.)

n Программа «Детство» (авторы - В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.).

Комплексные программы. Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка. Среди комплексных программ, включающих музыкальное образование как одно из направлений развития дошкольника, в настоящее время можно выделить следующие: «Истоки», «Детство», «Радуга».

Программа «Истоки». Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями.

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы: "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н.Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А.Г.Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю.Протасова, Н.М.Родина), творческому конструированию (авт. Л.А.Парамонова), физическому (М.А.Рунова), эстетическому развитию (К.В.Тарасова, В.А.Петрова, Л.В.Пантелеева), экологическому (Н.А.Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П.Арнаутова) и др.

 

Комплексная программа «Детство» (авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.).

В основу программы легли идеи, отражающие взгляды петербургской (ленинградской) научной школы на сущность развития ребенка в период дошкольного детства. Программа состоит из трех частей, каждая из которых посвящена определенному возрастному периоду (младший, средний и старший).

Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков:

1) «Познание» (развитие познавательной активности детей на основе различных способов познания окружающего мира: сравнения, элементарного анализа, обобщения и т. д.);

2) «Гуманные отношения» (доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру);

3) «Созидание» (освоение детьми разнообразных способов деятельности);

4) «Здоровый образ жизни» (создание условий для полноценного физического и психологического здоровья ребенка).

Обобщенными целями музыкального развития и образования в каждой возрастной группе являются: развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями; развитие у ребенка активного отношения к музыке на основе различных вдов музыкальной деятельности.

В соответствии с поставленными целями содержание раздела «Ребенок и музыка» в каждой возрастной группе делится т две части:

1) музыкальное восприятие - слушание - интерпретация;

2) музыкальное исполнительство - импровизация - творчество.

В разделе «Ребенок и музыка» (младший дошкольный возраст) определены основные задачи воспитателя: воспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости на музыку; активизация слуховой восприимчивости ребенка; развитие у ребенка активного отношения к музыке в процессе организации музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, формирования певческих умений, стимулирования творческих умений в музыкальных играх и танцах.

В среднем дошкольном возрасте задачи музыкального развития ребенка формулируются с учетом возросшего музыкального опыта ребенка. Они включают: воспитание слушательской культуры детей, развитие умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; развитие умений общаться и сообщать о себе с помощью музыки; развитие музыкального слуха, освоение элементарной музыкальной грамоты; развитие координации слуха и голоса; освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; танцевальных движений и ритмопластики.

В старшем дошкольном возрасте особенности детей и уровень их художественной культуры позволяют осуществлять процесс музыкального развития на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства: литературой, живописью, театром. Программа музыкального образования детей этого возраста основана на интегративном подходе к организации взаимодействия детей с искусством. Задачи воспитателя, организующего процесс общения старшего дошкольника с музыкой, включают: обогащение слухового опыта детей в процессе их знакомства с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке; расширение представлений детей о творчестве как отечественных, так и зарубежных композиторов; обучение детей различным способам познания музыки (на основе анализа, сравнения, сопоставления); развитие умений творческой интерпретации музыки.

Комплексная программа «Радуга» (авторский коллектив - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа разработана под руководством Т. Н. Дороновой).

Педагогическая работа по программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Каждый из семи важнейших видов деятельности детей (физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятие музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, занятия математикой) поэтично сравнивается с одним из цветов радуги.

Музыкальное и пластическое развитие ребенка в программе символизирует голубой цвет. Основные задачи данного раздела программы включают: обогащение музыкальных впечатлений детей; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование выразительных певческих и пластических навыков. В процессе реализации программы перед воспитателем выдвигаются и общие задачи: предоставить ребенку возможность радостно и содержательно прожить годы детства; обеспечить охрану и укрепление его здоровья; способствовать его всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать бережное отношение к окружающему миру; приобщить ребенка к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.). Существенным моментом в педагогической работе по программе «Радуга» является создание у детей мотивации, побуждающей их охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые. В связи с этим предлагаются три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения, мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» к программе дается их конкретное описание применительно к разным разделам работы.

В разделе, посвященном музыкальному и пластическому развитию ребенка, показывается, как реализуются мотивационные эстетические и воспитательные задачи, на конкретном материале объясняется, как формируются эстетические переживания ребенка, интерес к музыке, как развиваются музыкально-сенсорные способности: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные (моторика различных частей тела, их координация, ритмичность движения, пространственная координация).

Авторы программы не настаивают на определенной методике работы с детьми, а лишь дают рекомендации, предоставляя педагогам возможность для самостоятельного творческого поиска наиболее эффективных средств ее реализации.

 

Парциальные программы:

n Программа РОСИНКА ( авторы - Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.)

n Программа «Красота - радость - творчество» (авторы - Т. С. Комарова и др.).

n Программа «Музыкальные шедевры» (автор - О. П. Радынова).

n Программа «Оберег» (автор - Е. Г. Боронина)

n Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста (под общей редакцией К. Л. Тарасовой)

n Программа «Синтез» (авторы - К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан и др).

n Программа «Камертон» (автор - Э. П. Костина)

n Программа «Ладушки» (авторы - И. Каплунова, И. Новоскольцева)

n «Ритмическая мозаика» (автор -А.И. Буренина)

n «Элементарное музицирование с дошкольниками» (автор - Т.Э. Тютюнникова)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: