Стратегия глобального добрососедства

Сотрудничество Китая с региональными партнерами для получения глобальных преимуществ.

59. Территориальные споры в АТР (Сэнкаку, Курилы, Парасельские острова и острова Спратли): краткая характеристика.

В последнее время вновь резко обострился территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), приобретающий все более опасный и непримиримый характер. Эти острова, расположенные в Восточно- Китайском море, включают в себя пять небольших островов и три скалы, размерами от 800 кв. м до 4,32 кв. км, всего — около 7 кв. км. Находятся они примерно в 170 км от побережья Тайваня, в 170 км от самого южного острова (Исигаки) японского архипелага Нансей (Рюкю) и в 330 км от побережья материкового Китая. В спор непосредственно вовлечены Тайвань, также претендующий на суверенитет над указанными островами, и Соединенные Штаты, занимающие внешне нейтральную, но в действительности откровенно прояпонскую позицию.

Согласно данным китайской стороны (КНР и Тайваня) — с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские, острова были открыты Китаем еще в Минскую эпоху (1368–1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В Цинскую эпоху (1644–1911 гг.) острова Дяоюйдао стали в административном плане частью китайской провинции Тайвань. До начала японо-китайской войны (1894–1895 гг.) права Китая на острова Дяоюйдао, каждому из которых были присвоены китайские наименования, никто, как указывается, не оспаривал. Интерес Японии к островам стал проявляться с 1884 г. — после аннексии Японией в 1879 г. королевства Рюкю, ранее являвшегося вассалом Китая.

Что касается японской трактовки этого вопроса, то в упомянутой памятке МИД Японии она выглядит следующим образом: «Начиная с 1885 г. правительство Японии осуществляло глубокие исследования островов Сэнкаку с помощью властей префектуры Окинава и другими способами. На основании полученных данных было подтверждено, что острова Сэнкаку являются необитаемыми, нет никаких свидетельств, что они находятся под контролем Китая. Исходя из этого, правительство Японии приняло 14 января 1895 г. решение установить на островах знаки, тем самым официально включив их в состав японской территории. С тех пор острова Сэнкаку постоянно были неотъемлемой частью островов Нансей, являющихся территорией Японии.

Интерес сторон к островам значительно возрос после проведенных в 1968– 1969 гг. по линии Экономической комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) изыскательских работ в окружающих острова водах и на морском дне, по результатам которых был сделан вывод о возможном нахождении в этом регионе крупных месторождений нефти и газа (не говоря уже о богатейших рыбных ресурсах).

С другими всё тоже самое. Вопросы не разрешены до сих пор!!!

60. Российско-китайские отношения на современном этапе: краткая характеристика.

В основе российско-китайского партнерства лежит курс обоих государств на проведение самостоятельной и многовекторной внешней политики..

Для Китая повышение значения партнерства с Россией важно по следующим причинам:

1. Бесконфликтные отношения с Россией – традиционный «козырь» дипломатии КНР, используемый в ходе переговоров со странами Запада и гарантия проведения независимой и самостоятельной внешней политики. На состоявшемся в ноябре 2012 г. XVIII съезде КПК отношения между крупными странами нового типа были названы одним из важнейших внешнеполитических приоритетов, а в ходе своего первого визита в Россию в марте 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин предлагал рассматривать взаимодействие с Россией в качестве образцовых отношений подобного типа. Очевидно, что стабильное и поступательное развитие стратегического партнерства с северным соседом имеет для Пекина крайне важное значение и с точки зрения реализации ресурсов так называемой «мягкой силы»,которым руководство КНР уделяет в последние годы столь пристальное внимание.

2. Ситуация на северных рубежах КНР разительно отличается от обострившихся в последние годы пограничных и территориальных споров с Японией, странами ЮВА и Индией. В этой связи российско-китайские отношения могут стать эталоном при реализации так называемой «периферийной» дипломатии, рассматриваемой в качестве еще одного из внешнеполитических приоритетов на упомянутом съезде.

3. Россия для Китая – важнейший источник некоторых товаров, приобретение которых у других стран сопряжено со значительными трудностями (например, нефть и газ). Кроме того, шестилетняя пауза в закупках российских вооружений не поставила отечественный ОПК на колени – российская военная техника пользуется высоким спросом во многих странах мира, в том числе и соседних странах, с которыми у Пекина возникают пограничные споры (Индия, Вьетнам). Обе страны имеют общие интересы и придерживаются сходных позиций по широкому кругу международных проблем. Область российско-китайского сотрудничества не ограничивается экспортно-импортной схемой, распространяясь на научные и наукоёмкие отрасли производства

Характер российско-китайского взаимодействия указывает на высокий статус обеих стран в структуре внешнеполитических приоритетов друг друга. Вместе с тем в нем пока в большей степени проявляется «лексическое право» Пекина: Китай формулирует, а Россия в основном признает его инициативы по развитию двустороннего партнерства. Москве следовало бы разработать собственную концепцию всеобъемлющего стратегического партнерства, детально раскрывающую принципы инклюзивности и справедливости в энергетическом сотрудничестве, роль и статус приграничных регионов в двусторонних отношениях.

61. Узлы противоречий на Ближнем Востоке. Проблема Ирана и палестинского урегулирования.

Ближний Восток – территория бывшей Османской империи. Границы проведены искусственно, а государства созданы после I Мировой войны. Религиозная сегментация: шиизм в Иране, Ираке и Бахрейне (алавиты в Сирии), все остальные государства суннитские. Регион зависит от энергоресурсов.
Причины конфликтности в регионе:
1) Колониальное прошлое региона.
2) Политическая «молодость» государств.
3) Вмешательство крупных держав в региональные процессы (США, РФ, КНР и ЕС).
4) Конфессиональное разнообразие (проблема суннитов и шиитов, еврейское государство в арабском мире).
5) Проблема водных ресурсов (недостаток пресной воды).
6) Демографическая ситуация (большое количество молодёжи).
Ирак. После 11 сентября 2001 г. США активно вмешивается в региональные процессы. Главная цель: уничтожение террористов и недопущение попадания ядерного оружия или её компонентов в арабские государства. Возникает вопрос об инспекциях на территории Ирака для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. В связи с отказом Ирака о дальнейшем сотрудничестве, вторжение США на территорию Ирака. Иракская война, свержение режима С. Хусейна и партии Баас, капитуляция регулярной армии Ирака, создание нового демократического правительства Ирака. Проект провалился, Гражданская война в Ираке и война против оккупантов. Активизация радикальных исламистских группировок.
Афганистан. С 1990-х гг. обострение межэтнических конфликтов. Экономика страны держится на торговле наркотиками. Гражданская война между Талибаном и Северным альянсом (объединение командиров Афганистана при правительстве 1992 г.). Приход в Афганистан У. бен Ладена, который сформировал отделение Аль-Каиды. Вторжение США, Афганская война.
Иран. До 1979 г. США активно сотрудничали с Ираном. После Иран становится теократическим государством, национализирует нефтяную промышленность, и отношения с США ухудшаются. С 2000-х гг. ряд иранских товаров разрешено поставлять в США, активизируются дипломатические контакты. Начало действия программы «Мирный атом». При поддержке России в Иране строятся АЭС, США вводит санкции. В 2013 г. в Иране происходит смена власти, улучшаются отношения с США и в 2015 г. снимаются санкции с Ирана.
Палестинская проблема. Палестинский вопрос включает в себя создание еврейского и арабского государства на территории Палестины. Факторы конфликта в Палестине: религиозный, территориальный, геополитический. Еврейское государство существовало с 1270-х гг., после завоеваний Рима евреи уходят, а в 20 в. начинается массовое переселение евреев в Палестину. Изначальный проект: Еврейское государство располагается на 14 тыс. км, а Палестинское на 11 тыс. км., Иерусалим – международный город. В 1948 г. появилось государство Израиль, столица которого располагается в г. Иерусалим, с 1949 г. начались конфликты и беженцы из Палестины. В 1964 г. создаётся Организация Освобождения Палестины, цель которой уничтожение государство Израиль. Лидер ФАТХ Ясер Арафат заявляет о мирном решении проблемы.
После Войны ссудного дня (йом кипур) Израиль становится теневым государством ядерного оружия. В 1987 г. восстание в Секторе Газа, который является анклавом Палестины на территории Израиля, в 1988 г. Арафат провозглашает независимость Палестины от Израиля, период взаимодействия с посредниками. С 1993 г. начало процесса Осло: взаимодействие без посредников. В 1995 г. создание Администрации Палестины. Вооружённые конфликты продолжаются, сторонам пока не удалось придти к консенсусу.

62. Ислам в мировой политике: Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия и Юго-Восточная Азия.

Исламский фактор в мировой политике – это усиливающиеся влияние религии, в том числе и радикальных исламских течений на международные процессы. Это также интернационализация радикальных исламских течений и угроза безопасности граждан других государств. Международные радикальные исламские организации сегодня успешно распространяют своё влияние по всему миру. Но не стоит думать, что в их рядах находятся только лишь расселившиеся по всему миру арабы-мусульмане. Идеи исламских радикалов находят живой отклик и среди коренного населения стран Европы. Вопрос в силе социального и имущественного расслоения в том или ином обществе. Ведь, не секрет, что эффект от идей, пропагандируемых радикалами (таких как равенство, социальная справедливость и свобода от эксплуатации), прямо пропорционален уровню маргинализации населения в той или иной стране. Эта тенденция не абсолютна, но реальна. Ислам в отличие от других конфессий обладает потенциальной силой стабилизации масс, действительно объединяя последние в практической деятельности, что существенно меняет политическую конфигурацию и ведет к пересмотру старого партнерства.

Ислам способствует продвижению миротворческих идей на планете. Само слово «ислам» является производным от слова «салям», что означает «мир». Мир, по Корану, означает смирение. В соответствии с западными версиями, ислам продолжает оставаться причиной всех зол и беспокойств на планете: конфликты на Ближнем Востоке, мусульманская «дуга нестабильности», «ось зла». Мусульманское право допускает войну и ее ведение, ограничивая ее определенными пределами. К примеру, невоюющие нуждаются в пощаде, смерть не должна быть мучительной; заключенные договоры должны быть строго соблюдены и не должны нарушаться.

С исламом как религией можно вести политический диалог. А исламский фундаментализм является предметом политики безопасности, т.е. религия становится орудием для достижения нерелигиозных интересов. По данной версии ислам не имеет ничего общего с политикой безопасности, поскольку он представляет собой монотеистическую религию, базирующуюся на божественном откровении. Сущность ислама как мировой религии и цивилизации выражается на религиозном уровне в наличии большого религиозного многообразия. Африканский ислам отличается от ислама Юго-Восточной Азии или ислама Индии. Это обстоятельство создает основу для существования единой исламской цивилизации, представления которой являются общими для всех мусульман. Но это НЕ создает монолитности ислама. Таким образом, в контексте политики безопасности действия должны вестись не в отношении предполагаемого «монолита», а с политическими движениями, выступающими под эгидой религии. Поэтому тезис о борьбе западной цивилизации с единым исламом, представляющим опасность для мирового сообщества, выглядит сомнительно.

Фундаменталисты политизируют мировоззренческие различия между цивилизациями и тем самым разжигают конфликты. Фундаментализм как таковой представляет собой сугубо политическую идеологию: политизация религии – это не исключительно мусульманское явление. Фундаментализм, как особое проявление политизации религии, представляет собой глобальное явление, которое присуще практически всем религиям мира. Большинство фундаменталистов борется за достижение своей цели, используя политические средства. Небольшая часть их решается прибегнуть к насилию и терроризму, чтобы реализовать свои представления на практике. Насилие – это всего лишь один из аспектов фундаментализма.

Часто, касаясь вопроса о чрезмерной политизации ислама, предпочитают употреблять понятие «исламизм», как альтернативу термина «исламский фундаментализм», распространяя стереотипные представления об исламе. Понятие «исламизм» сводится к понятию о политизации религии только в случае с исламом, хотя такие процессы и явления носят сегодня глобальный характер.

Примеры Алжира, Египта, Израиля, Афганистана, Косово, Нью-Йорка и Вашингтона свидетельствуют о беспомощности организованных армий перед террористическими актами со стороны использующих насилие фундаменталистов или этнических националистов.

В целом же исламский фактор современной мировой политики становится одним из определяющих в глобальной динамике требуя внимания со стороны прогрессивной общественности и лидеров ведущих государств земного шара

63. «Арабская весна» 2011 г. Причины и последствия.

Понятие «Арабская весна» появилось относительно недавно. Под этим выражением понимают совокупность политических перемен радикального характера, которые произошли в ряде стран Северной Африки (Магриба) и Ближнего Востока весной 2011 года. Впрочем, временные рамки событий гораздо шире. В ряде арабских стран эти действия относятся к январю этого года, а в Тунисе они произошли еще в декабре 2010.

Причины ее кроются не только во внутренних проблемах этих стран. На самом деле феномен связан с международными событиями, которые развернулись в регионе, обладающем существенными запасами нефти и газа. Эти углеводороды относятся к невозобновляемым ресурсам, потребление которых постоянно растет. Сражение за них на Ближнем Востоке и в Магрибе стало важной частью этой борьбы современности.

Существует две группы контроля геополитического пространства и ресурсов: панельные и точечные. Первая позволяет осуществлять господство во всем объеме данного пространства, вторая – в его ключевых точках. В географическом плане контроль панельного типа осуществляется исключительно посредством силового захвата – войны. Но открытая форма завоевания сегодня в рамках следования концепции прав человека недопустима. Поэтому было найдено три способа обойти эту ситуацию.

В том случае, который назвали «Арабская весна», анализ приводит к выводу о применении всех трех способов.

Это (1) использование в интересах агрессора лимитрофных государств,

(2) «гуманитарная интервенция» под предлогом защиты прав человека,

(3) преэмптивная война с использованием технологии «цветных революций».

Преэмпция - это силовое действие на опережение, суть которого состоит в применении насильственных мер с целью предотвращения потенциальной угрозы терроризма.

Арабская весна характеризовалась «кучностью» цепочки «революций», что заставляет предполагать существенную роль именно внешнего воздействия на политические процессы в этих странах, базирующегося на существующем социальном недовольстве людей. В результате «арабских революций» у власти оказались умеренные исламисты. А это важный довод для постоянного присутствия военных сил «развитых демократий» в названных странах и в регионе в целом.

Лидеры арабских стран один за другим начали проводить собственные реформы (Кувейт, Иордания, Оман, Алжир, Катар), в ряде стран (Египет, Ливия, Тунис) свергнуто или отправлено в отставку правительство, в Саудовской Аравии и Бахрейне протесты были подавлены, в Сирии продолжаются столкновения оппозиции с властями, президент Йемена согласился уступить власть в обмен на личную неприкосновенность. В Египте, Сирии, Ливии и Йемене усилились позиции радикальных исламистов.

МВФ подсчитал цену Арабской весны, потери основных стран составили более 55 миллиардов долларов.

Начиная с 31 января 2011 отмечен рост мировых цен на нефть по фьючерсным контрактам. Согласно высказывавшимся тогда предположениям аналитиков это было вызвано опасениями, что происходящие волнения в конечном итоге могут охватить весь арабский мир.

2010—2011 годах под влиянием арабских конфликтов по характеру во многом аналогичные акции протеста прошли и в других странах мира.

64. Латинская Америка в мировой системе. Политика России в регионе.

Повышению веса Латинской Америки в глобальной экономике объективно способствуют следующие факторы:

· растущий потенциал Бразилии;

· мощная внешнеторговая экспансия Мексики, занимающей по объему внешней торговли одно из ведущих мест в мире (в отдельные годы внешнеторговый оборот этой страны превышал 700 млрд долл., опережая по этому показателю Бразилию, Испанию, Австралию и др.);

· агропромышленный комплекс Аргентины и Бразилии (при населении в 200 млн Бразилия может прокормить миллиард человек, Аргентина при населении в 40 млн — 400 млн человек);

· энергетический сектор Венесуэлы, соперничающей по запасам нефти с Саудовской Аравией;

· газовые богатства Боливии;

· экономические успехи Чили и ряда других государств региона.

Латинская Америка становится одним из важных центров многополюсного мира и влиятельным участником глобальных процессов. Об этом свидетельствуют следующие факты. Аргентина, Бразилия и Мексика — участники «Группы двадцати», которая во многом определяет экономическую и финансовую ситуацию в мире. Бразилия — член БРИКС, относительно новой международной структуры (сюда входят Россия, Индия, Китай и Южная Африка), играющей все более заметную роль в мировой политике и экономике.

В последние годы страны Латинской Америки разворачиваются в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Мексика, Перу и Чили — члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Эти же государства плюс Колумбия образовали Тихоокеанский альянс, новую региональную структуру, которая динамично развивается. Кроме того, Мексика вместе с Перу и Чили входят в Транстихоокеанское партнерство (ТТП), транснациональное образование, активно продвигаемое США.

В отношениях Латинской Америки с Европой, США, Китаем, Россией происходит перезагрузка.Россия поддерживает отношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна.А с такими государствами, как Аргентина, Бразилия, Куба, Венесуэла, отношения приобретают стратегический характер, что обусловливается уровнем двусторонних связей, их ролью в региональных и мировых делах.Государства региона не поддерживают антироссийские санкции и готовы развивать деловые связи, в первую очередь торговые. Многие из них начали поставлять продовольственные товары на российский рынок. У нас появились возможности восполнить то, что мы потеряли в Европе, за счет латиноамериканских государств.

В двусторонних связях важное место занимает политический диалог, который развивается динамично и вполне успешно. После визита на Кубу В. Путина в декабре 2000 г. стали говорить о возвращении России в Латинскую Америку. Далее последовали визиты президента в Мексику, Бразилию, Чили. Интенсивность контактов на высшем и высоком уровнях заметно возросла. В 2014 г. президент России посетил Кубу, Никарагуа, Аргентину и Бразилию, принял участие в саммите стран БРИКС, «на полях» которого встретился практически со всеми лидерами южноамериканских государств.

65. Африка в мировой системе. Внешняя политика РФ в Африке.

Роль Африки в современных международных отношениях сложна и многогранна. На современном этапе прекращение вооруженных конфликтов, создание условий для экономического возрождения и рост эффективности иностранной помощи африканским странам - ключевые задачи в системе внешнеполитических приоритетов глобального развития. Но наметившиеся позитивные сдвиги на всех перечисленных направлениях не снимают с повестки дня многие другие вопросы, от решения которых будет зависеть формирование перспективных тенденций широкого международного взаимодействия в Африке и вокруг нее. Представляется, что в недалеком будущем мировое сообщество обратится к еще более активному поиску региональных решений демографических, экологических, энергетических и ряда иных проблем данного континента. Новая сфера внешнеполитического взаимодействия может возникнуть в результате расширения связей африканских государств с Южной и Юго-Восточной Азией.

Постепенно укрепляет свои позиции в Африке Япония, которая провела в Токио в конце 1998 г. представительную конференцию по проблеме капиталовложений. Продолжает расширяться в Африке влияние КНР, активно действующей как в политической, так и в торгово-экономической сферах. Оно пока еще несопоставимо с американским или французским, но по динамике отношений Китай весьма заметен. Сейчас китайско-африканское сотрудничество осуществляется на уровне двусторонних связей, проводимых по преимуществу для согласования и констатации общности позиций по мировым вопросам, а также в рамках работы международных организаций - ООН, «Группы 77», ВТО. Такое сотрудничество объективно способствует формированию системы справедливых и демократических международных отношений, блокирует попытки ведения дел в этой области с позиции силового диктата.

В целом к настоящему времени в отношениях КНР с африканскими странами действует установка на консолидацию связей и проведение курса взаимной поддержки.

Еще одной перспективной сферой международного взаимодействия в Африке стало сотрудничество ЮАР, Индии и Бразилии, которые в июле 2003 г. создали трехсторонний смешанный комитет для содействия политическому, торгово­экономическому и научно-техническому партнерству в интересах социально­экономического развития. Практическая работа, проведенная внешнеполитическими ведомствами этих стран, уже позволяет говорить о возникновении совершенно нового по своему качеству опыта координации стратегии развивающихся стран в контексте глобализационных процессов и оформлении особой группы региональных лидеров зоны «мирового Юга» - «Группы трех» (G-3).

В России продолжают считать государства Африки перспективными и проверенными временем партнерами, отношения с которыми весьма важны. Соответствующий подход отражен в Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом В.В. Путиным 28 июня 2000 г. На ее основе проводится последовательная работа по расширению отвечающих национальным интересам России взаимовыгодных отношений со странами Африки, их региональными и субрегиональными организациями. При этом используются как новые наработки, формы и методы взаимодействия с африканскими партнерами, так и позитивный опыт сотрудничества прежних лет, творчески применяемый в современных условиях.

 

В настоящее время африканская направленность российской внешней политики заметно активизирована. На континенте сохраняется широкое отечественное дипломатическое присутствие - действуют 40 посольств. В последние годы Россию посетили главы таких государств, как Алжир, Нигерия, Габон, Намибия, Ангола, Египет. Расширились рабочие контакты между различными ведомствами нашего и африканских государств, а также с региональными интеграционными структурами.

Важна роль в развитии российско-африканских связей конструктивного политического диалога, который ведется как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Одно из наиболее значимых направлений политики России в Африке - участие в разблокировании кризисных ситуаций. В качестве члена СБ ООН Россия вносит необходимый вклад в выработку основ политического урегулирования конфликтов на африканском континенте.

В последние три - четыре года российской стороне удалось побороть опасность стагнации двусторонних связей с Африкой и продолжить развитие взаимовыгодного сотрудничества. Товарооборот России только с африканскими странами южнее Сахары составляет ежегодно более 600 млн. дол. Недавно РФ заключила соглашения с рядом государств континента в таких сферах, как торговля, экономическое и научно-техническое сотрудничество, разведка и добыча полезных ископаемых, мирное использование ядерной энергии, сельское хозяйство, туризм, культура, наука и образование, военно-техническое сотрудничество, избежание двойного налогообложения, борьба с незаконным оборотом наркотиков. Сейчас реализуются крупные двусторонние проекты в алмазодобывающем секторе, энергетике, рыболовстве, поставляются в готовом виде и собираются на месте российские автомобили. Примечательно, что не только Россия направляет инвестиции в Африку, но и африканские партнеры (к примеру, корпорации ЮАР) участвуют в ряде проектов на нашей территории.

Позитивно развивается военно-техническое сотрудничество России со странами Африки. После распада СССР у него появилось немало критиков. Но серьезные аналитики довольно аргументировано отвечают на их доводы. Во-первых, страны Африки, будучи суверенными, имеют право на оборону. Во-вторых, свернуть поставки оружия в то или иное государство означает открыть двери для конкурентов, причем не только для традиционных поставщиков - США, Великобритании, Франции либо других стран Запада, но и для новых, образовавшихся после распада СССР, а также для Восточной Европы и Китая. С учетом сложного финансового положения африканских государств в сфере военно-технического сотрудничества появляются альтернативные схемы взаиморасчетов за поставки техники и снаряжения. Это, например, реализация квот на вылов морепродуктов, создание совместных предприятий в рыболовстве, горнодобывающей промышленности, встречные поставки товаров традиционного африканского экспорта, разминирование земель и т.д. Россия продолжает содействовать африканским странам в подготовке кадров. Во многих странах континента трудятся наши врачи, а в Эфиопии действует госпиталь Российского общества Красного Креста. Развиваются межпарламентские обмены, связи по линии регионов.

Несмотря на сложные условия, Россия активно участвует в формировании международного взаимодействия в Африке, она вносит конструктивный вклад в обеспечение более стабильного международного климата и гармонизацию современного глобального развития. При этом самыми дельными представляются комплексный подход к решению африканских проблем, их военно-политических, социально-экономических, гуманитарных, этнических и иных аспектов, а также стремление к повышению роли африканских стран на международной сцене.

66. Россия и постсоветское пространство в нулевых годах: достижения и вызовы для российской дипломатии.

В начале 2000-х гг. в Концепции внешней политики РФ приоритетным направлением указывалось двустороннее сотрудничество с СНГ. Россия подписала с государствами-участниками СНГ (за исключением, Украины и Туркменистана) двусторонние соглашения о свободной торговле, которые при их реализации могли стать опорным элементом создания зоны свободной торговли. Приоритетными продолжали оставаться совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах — участниках СНГ, развитие сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Союз России и Беларуси. Интеграции двух суверенных государств. Было подписано множество договоров, но реального объединения не произошло. Объединению мешало: слабость и белорусской экономики, антизападнический внешнеполитический курс А. Г. Лукашенко, изоляция Белоруссии, нарушение прав и свобод в республике и др. Беларусь использовала объединение как ресурс, который подразумевал плату за лояльность российским властям.

Российско-грузинские отношения. Конфликт из-за сближения России и Абхазии, возможность ее вхождения в состав РФ. Март 2003 г. встреча президентов России Грузии с участием представителя Абхазии. Итог: восстановление железнодорожного сообщения, модернизации «Йнгури-ГЭС», возвращение беженцев в Галльский район. Россия продолжала играть посредническую роль в урегулировании грузино-осетинского конфликта. Но при этом отказ Грузии сотрудничать в борьбе с чеченскими террористами, находящимися на территории Грузии. Отношения между государствами ухудшились из-за «бархатной революции» — смены власти. Перед Россией стояли две задачи: не допустить распада Грузии и сохранить дружественные отношения с Абхазией и Южной Осетией. Впоследствии происходит сближении Грузии с США и размещение американских военных в Грузии для подготовки офицерских кадров и планирования антитеррористической операции.

Россия и республики Средней Азии. Размещения войск США в Узбекистане и Кыргызстане для контртеррористических операций в Афганистане. России были даны гарантии того, что это присутствие будет временным, но в связи с успехами США в Афганистане военных у границ РФ становилось больше.

Продолжался отток русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья из-за ограничения русского языка.

Взаимодействие России и Армении. По большинству ключевых международных проблем позиции России и Армении совпадают либо близки. Ереван поддерживал меры России в Чечне. Россия являлась и является одним из главных посредников конфликта в Нагорном Карабахе. Россия и Армения тесно взаимодействовали в рамках Договора о коллективной безопасности, Антитеррористического центра Содружества, совместно осуществляли охрану армянского участка внешней границы СНГ. В Армении располагались российские военные базы. У государств существовали проблемы в сфере торгово-экономических отношений из-за различий в законодательстве, налоговых льгот, тарифов, транспортной блокады Турции и Азербайджана. Тем не менее Россия была ведущим торговым партнером Армении. Также Россия занималась вопросами топливно-энергетического комплекса Армении.

Отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Носят стратегический характер, отличаются интенсивностью и договорно-правовой базой. Взаимодействие в рамках СНГ, Договора о коллективной безопасности, в ЕврАзЭС (Евразийское Экономическое Сотрудничество), в ШОС. Достаточно большой объём экспорта российских товаров, в т. ч. продукции топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Поставки из Казахстана сырьевых товаров: энергоносители, чёрные металлы, зерновые и др. сельхозпродукция. Планы по созданию совместного предприятия в нефтегазовом секторе. Реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопроводного консорциума. Соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли и договор о возмещении товарами части арендной платы за использование космодрома Байконур. Развитие культурно-гуманитарных связей России с Казахстаном.           

Российско-украинские отношения. Развитие взаимовыгодного сотрудничества. Приоритет в развитии торгово-экономического взаимодействия. Украина являлась одним из основных торговых партнеров России, а для Украины РФ — ведущий партнер. Основа торгово-экономического взаимодействия – нефтегазовая промышленности и газотранспортная система Украины и развитию этой системы. В 2003 г. подписали Договор о российско-украинской государственной границе, который определял сухопутный участок границы. НО Украина не ратифицировала договор до сих пор. К числу спорных вопросов российско-украинских отношений относятся вопросы правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничение морских пространств в Черном море.

Можно говорить о том, что отношения со странами СНГ в 2000-х гг. были налажен после парада суверенитетов, но до сих пор существуют наиболее острые проблемы с перечисленными государствами, которые российской дипломатии пока не удалось разрешить.

 

 

67. Иркутская область в процессах международного сотрудничества: экономический и культурный аспекты.

Иркутская область в силу выгодного геополитического положения, богатых природных ресурсов (прежде всего низкая себестоимость энергоресурсов и др.) вовлекается в процессы международного сотрудничества, приоритетными направлениями которого является экономика и культура.

В Иркутске действуют консульства иностранных государств, у города есть целый ряд городов-побратимов: Улан-Батор (Монголия), Канадзава (Япония), Пфорцхайм (ФРГ), Юджин (США), Шэньян (КНР), Коммуна Стремсунд (Швеция), Порденоне (Италия), города департамента Внешняя Савойя (Франция).

На степень вовлеченности Иркутской области в процессы международного сотрудничества влияют 3 группы факторов:

· географические (выгодное экономико-географическое положение);

· социально-экономические (достаточно высокий уровень развития региона, характер отраслей производства (преимущественно ресурсного типа), финансовое положение и сравнительно низкая инвестиционная активность в регионе);

· политико-правовые (сменяемость губернаторов, противостояние экономической и политической элит, уровень регионального законодательства).

Таким образом, Иркутская область, с одной стороны, обладает большим природно-ресурсным потенциалом, отличается высоким уровнем социально-экономического развития. С другой стороны, нестабильность внутриполитической ситуации накладывает свой отпечаток на непоследовательность выстраивания международного курса области.

Статистические данные (77% от торгового оборота области приходится на страны АТР, >½товарооборота области – на Китай) свидетельствуют о приоритете экономических и культурных связей Иркутской области с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: прежде всего КНР, Монголией, Японией, Республикой Корея.

Дополнительные возможности к сотрудничеству открывают представительства зарубежных фирм в Иркутской области и наоборот, представительства самой области (в 2016 г. планируется создание представителя области при Торговом представительстве РФ в Монголии и Китае), активизация «экспо-дипломатии» и т. д.

Особое значение в интенсификации международного сотрудничества области имеют бизнес-проекты: проект Олега Дерипаски (миллиардер заключил соглашение с «Huawei» о строительстве центра обработки данных в Иркутской области, совместный проект иркутской нефтяной компании и японской фирмы «JOGMEC» по реализации месторождений, включенность области в федеральный проект «Сила Сибири» и др.).

В настоящее время действует 12 соглашений о сотрудничестве региона с провинциями КНР, Республики Корея, префектурами Японии, районами Монголии.

Область ведёт активное сотрудничество в области культурных связей (выражается в основном в проведении мероприятий и «экспо-дипломатии») и образовательной сфере (студенческий обмен).

68. Проблемы территориального разграничения в Арктике. Интересы России, США и Китая в Арктике.

Арктика меняется и превращается в важный с точки зрения геополитики регион. Новые экономические перспективы в энергетике, добыче полезных ископаемых и морском транспорте

привлекают внимание новых игроков, которые полны желания воспользоваться экономическим потенциалом и обладают правом голоса в вопросах изучения, эксплуатации и управления в данном регионе.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: