Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономическая социология»
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
ОК-3: Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.
Этап формирования компетенции -Способность анализировать базовые экономические категории и основные экономические законы.
Знает: базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии
Умеет: анализировать базовые экономические категории, основные экономические законы в русле экономической социологии
Владеет: методами анализа базовых экономических категорий, основных экономических законов в русле экономической социологии
ОПК-4: Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач.
Этап формирования компетенции - Формирование способности к анализу основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач.
|
|
Знает: основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска.
Умеет: характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук;определять основные пути решения задач социологического поиска.
Владеет: основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук,основными путями решения социологических задач.
ПК-5: Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб.
Этап формирования компетенции -Формирование навыков планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб.
Знает: требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики
Умеет: планировать и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения на практике,применять требования к организации работы маркетинговых служб на практике с учетом социологической специфики
Владеет: навыками планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики
Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе их формирования, описание шкалы оценивания и типовых заданий
|
|
ОК-3
Показатель оценивания -Способность анализировать базовые экономические категории и основные экономические законы.
Шкала оценивания – «зачтено», «незачтено»
Отметка «зачтено» выставляется студенту в том случае, если он знает базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; умеет анализировать базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; владеет методами анализа базовых экономических категории,основных экономических законов в русле экономической социологии
Отметка «незачтено» выставляется студенту в том случае, если он не знает базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; не умеет анализировать базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; не владеет методами анализа базовых экономических категории,основных экономических законов в русле экономической социологии.
Шкала оценивания – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценивания:
Отметка «Отлично» выставляется студенту в том случае, если он знает базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; умеет анализировать базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; владеет методами анализа базовых экономических категории,основных экономических законов в русле экономической социологии
Отметка «Хорошо» выставляется студенту в том случае, если он знает не все базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; умеет анализировать базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии, но допускает ошибки; владеет в целом методами анализа базовых экономически категории,основных экономических законов в русле экономической социологии.
Отметка «Удовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он в целом знает базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; умеет анализировать базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии с большим количеством ошибок; владеет не всеми методами анализа базовых экономических категории,основных экономических законов в русле экономической социологии.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он не знает базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; не умеет анализировать базовые экономические категории,основные экономические законы в русле экономической социологии; не владеет методами анализа базовых экономических категории,основных экономических законов в русле экономической социологии.
ОПК-4
Показатель оценивания -Формирование способности к анализу основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач.
Шкала оценивания – «зачтено», «незачтено»
Критерии оценивания:
Отметка «зачтено» выставляется студенту в том случае, если он знает основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; владеет основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук, поиском основных путей решения социологических задач.
|
|
Отметка «незачтено» выставляется студенту в том случае, если он не основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; не умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; не владеет основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук, поиском основных путей решения социологических задач.
Шкала оценивания – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценивания:
Отметка «Отлично» выставляется студенту в том случае, если он знает основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; владеет основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук, поиском основных путей решения социологических задач.
Отметка «Хорошо» выставляется студенту в том случае, если он знает не все основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; владеет в целом основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук, поиском основных путей решения социологических задач.
Отметка «Удовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он в целом знает основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска с большим количеством ошибок; владеет не всеми основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук, поиском основных путей решения социологических задач.
|
|
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он не знает основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; не умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, основные пути решения задач социологического поиска; не владеет основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук, поиском основных путей решения социологических задач.
ПК-5
Показатель оценивания -Формирование навыков планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб.
Шкала оценивания – «зачтено», «незачтено»
Отметка «зачтено» выставляется студенту в том случае, если он знает требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; умеет планировать и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения, применять требования к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; владеет навыками планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, навыками применения требований к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики.
Отметка «незачтено» выставляется студенту в том случае, если он не знает требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; не умеет применять требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; не владеет навыками планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, требованиями к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики.
Шкала оценивания – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценивания:
Отметка «Отлично» выставляется студенту в том случае, если он знает требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; умеет планировать и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения, применять требования к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; владеет навыками планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, навыками применения требований к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики.
Отметка «Хорошо» выставляется студенту в том случае, если он знает не все требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; умеет планировать и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения, применять требования к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики, но допускает ошибки; владеет в целом навыками планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, требованиями к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики.
Отметка «Удовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он в целом знает требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; умеет применять требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики с большим количеством ошибок; владеет не всеми навыками планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, требованиями к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он не знает требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; не умеет применять требования к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики; не владеет навыками планирования и осуществления проектных работ в области изучения общественного мнения, требованиями к организации работы маркетинговых служб с учетом социологической специфики.
Контрольное задание(я) для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этап формирования компетенции
ОК-3
1. Вопросы к зачету:
1. Методологические различия между экономической теорией и экономической социологией.
2. Экономические подходы к теории фирмы.
3. Теория агентских отношений.
4. Теория трансакционных издержек.
5. Эволюционная теория.
6. Основания отнесения К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма к классикам экономической социологии.
7. Основные подходы к моделированию экономического действия, принятые в экономической теории.
8. Основные элементы критики немецкой исторической школой ключевых идей либеральной политической экономии.
9. Понятие «социальной укорененности» экономического действия.
10. Модель «экономического человека» и ее эволюция. Предпосылки построения модели экономического человека. Проблема рациональности, атомарности, эгоистичности и информированности экономического человека.
11. Модель «социологического человека» и ее эволюция. Классики социологии (К. Маркс).
12. Модель «социологического человека» и ее эволюция. Классики социологии (Э. Дюркгейм).
13. Модель «социологического человека» и ее эволюция. Классики социологии (М. Вебер).
14. Модель «социологического человека» и ее эволюция. Классики социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).
15. Институционализм (К. Поланьи).
16. Функционализм (Т. Парсонс, Н. Смелсер).
17. Новая экономическая социология и «социоэкономика» (М. Грановеттер, А. Этциони). Проблема атомарности социологического действия.
ОПК-4
1.Вопросы к экзамену:
1. Экономическая социология и экономическая теория: различие взглядов и аргументации.
2. Модели человека в экономической теории и экономической социологии.
3. Представление о рациональности человека в различных экономико-социологических подходах.
4. Прямое и опосредованное влияние идей К. Маркса на экономическую социологию.
5. Интеллектуальные предпосылки зарождения Новой экономической социологии. Цели и задачи проекта К. Поланьи по реконструкции науки о хозяйстве.
6. Контраргументы школы Э. Дюркгейма в полемике с экономической теорией.
7. Специфика подхода немецкой исторической школы к изучению хозяйства (на примере работ М. Вебера или В. Зомбарта).
8. Хозяйственно ориентированное действие и экономическое действие.
9. Хозяйственная мотивация: определение и классификация типов.
10. Значение веберовской классификации типов действия для экономической социологии.
11. Значение теории праздного класса для институциональной экономики и экономической социологии.
12. Истоки экономической социологии: специфика первых работ.
13. Теория М. Грановеттера: критика экономического и социологического представления о человеке?
14. Трактовки понятия «социальный капитал» и его значение для экономической социологии.
15. Эволюция моделей управленческого контроля за трудовым процессом.
16. Социальные механизмы формирования спроса на труд.
17. Социальные механизмы формирования предложения труда.
18. Неформальная экономика: понятие, сегментация, традиции изучения
19. Понятие и динамика домашнего хозяйства.
20. Экономическая социология в советский и постсоветский периоды.
21. Российский средний класс: анализ реальных социальных групп.
22. Марксистские и веберианские стратификационные схемы: сравнительный анализ.
23. Социально-экономические теории коррупции.
24. Понятие хозяйства. Экономико-социологический подход к хозяйству.
25. Соотношение экономических и социальных действий.
26. Структура хозяйственной мотивации. Элементы хозяйственной культуры.
27. Концепции рынка. Экономико-социологические подходы к анализу рынков: сходства и отличия.
28. Исторические формы хозяйственной организации.
29. Анализ возникновения и эволюции хозяйственных организаций: различные подходы к объекту.
30. Бюрократическая организация в современном мире: за и против.
31. Специфика государства как хозяйственного агента.
32. Модели взаимодействия государства и рынка.
33. Структура неформальной экономики.
34. Причины роста неформальной экономики.
35. Формальные и неформальные правила в хозяйственных отношениях.
36. Деньги как функция и социальное отношение.
37. Основные элементы отношений занятости. Группы вне сферы занятости (рынка труда).
38. Концепция внутренних и внешних рынков труда.
39. Функциональная, финансовая и численная гибкость занятых. Стратификационное деление рынка труда на «ядро» и «периферию».
40. Факторы сегментации групп занятых.
41. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России: сущность, формы проявления, система мотиваций и рисков работников и работодателей.
42. Причины и направления реформы трудового законодательства. Прямое и косвенное воздействие трудового законодательства на теневые трудовые практики.
43. Основные подходы к социальному расслоению в обществе, существующие в современной социологии.
44. Различие понятие «класс» в разных теоретических схемах анализа неравенства.
45. Отличие низших классов от андеркласса. Понятие среднего класса и способы его выделения.
46. Трансформация идей К. Маркса в рамках неомарксизма. Критика классических схем стратификационного анализа.
47. Понятие домохозяйства, домашней экономики и домашнего труда.
48. Методы измерения домашнего труда: стоимостные и временные показатели.
49. Специфика домохозяйств плановой, транзитной и рыночной экономик: цели, ресурсы.
50. Экономические теории ролевой дифференциации в домашнем хозяйстве: теория ресурсов, теория предельной производительности, новая домашняя экономика.
51. Сравнительный анализ домашней и рыночной занятости.
52. Реципрокные взаимодействия домохозяйств: сущность, функции, специфика.
ПК-5
1. Представить к промежуточной аттестации следующие пилотажные проекты в области изучения общественного мнения и работы маркетинговых служб по темам:
Зачет: «Экономические проблемы Курской области в представлениях предпринимателей»
Экзамен: «Основные показатели развития России в XXI веке в социально-экономических оценках»