ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
6*0090 Новосибирск, улпироыы г
Москва
АКАДЕМИЯ
2002
УДК 371.9(075 8) ББК 88.4я74 К 89
Авторы
Л В Кузнецова (введение, разд I, разд II, гл 1 3, 4, гл 2! —7, прил 1 к разд II, разд IV,
разд VI I, прил 1 к разд VI, разд VII), Л И Переслени (разд I 3, 4, разд И, гл 2 2, 3, 4, 7,
разд III, гл 3 3, 4, 7, разд VI 2), В Г Петрова (разд II, гл 1), Л И Солнцева (разд III, гл 2),
Т Г Богданова (разд III, гл 1), Т А Басилова (разд V), И Ю Левченко (разд III, гл 4 5, 7),
И Г Синельникова (разд III, гл 4 2, 3, 4, 5, 6, 7, разд VI I), И В Мазурова (разд III, гл 4 I),
И Ю Купрякова (разд III, гл 3 1 — 3, 7), Е В Ананьева (разд III, гл 3 4, 5, б),
А В Захарова (прил к разд VII), Т В Лусс (прил к разд VI)
Рецензенты
доктор психологических наук, академик РАО зав кафедрой специальной
психологии МГППИ В И Лубовский,
доктор психологических наук, главный научный сотрудник отделения
клинико-психологических исследований нарушений психического развития
Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ И А Коробейников
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. К89 пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. ISBN 5-7695-0530-3
|
|
В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и пси-хокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психолого-педагоги-ческие «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии
Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии
УДК 371.9(075.8) ББК 88.4я74
Учебное издание
Кузнецова Людмила Вениаминовна, Переслени Любовь Израилевна, Солнцева Людмила Ивановна и др.
Основы специальной психологии Учебное пособие
Редактор У Г Макухина Ответственный редактор С А Шаренкова
Технический редактор Е Ф Коржуева Компьютерная верстка Т А Рыбасова
Корректоры Л А Перовская, Н В Козлова
Изд №А-58 Подписано в печать 10 09 2002 Формат 60*90/16 Гарнитура «Тайме» Бумага тип № 2 Печать офсетная Уел печ л 30,0 Тираж 30000 экз (1-й завод 1 - 10000 экз) Заказ №2109
Лицензия ИД № 02025 от 10 09 2002 Издательский центр «Академия» Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77 99 02 953 Д 002682 05 01 от 18 05 2001 117342, Москва, ул Бутлерова, 17-Е, к 223 Тел/факс (095)334-8337,330-1092
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате 410004, г Саратов, ул Чернышевского, 59
© Кузнецова Л В, Переслени: Л И, Солнцева ЛИ и др, 2002 ISBN 5-7695-0530-3 © Издательский центр «Академия», 2002
|
|
Если вы не видите немедленного результата — хорошего или плохого, — будьте терпеливы
и наблюдайте
Дипак Чопра
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
1. Откажись от стереотипов и принимай человека таким,
какой он есть.
2. Верь, что в каждом человеке заложен источник пози
тивного развития и роста.
3. Учись отделять отдельные поступки человека от его
целостной личности.
4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нраво
учений.
5. Старайся понять другого человека, развивай в себе
активное эмпатическое слушание.
6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чув
ства, но делай это в неоскорбительной для других форме.
7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе
быть уверенным в своей профессиональной компетентно
сти: «Делай как должно. И пусть будет что будет».
8. Не допускай унижения своего личного и профессио
нального достоинства.
9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогиче
ского общения с другими людьми, независимо от их воз
раста, опыта, социального положения и профессиональ
ного статуса.
10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прош
лую беду или предполагаемую: «День спасения человека —
сегодня!»
ВВЕДЕНИЕ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии1 как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К. Д.Ушин-ский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учителей, практических психологов образования, медицинских работников).
Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевременно поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может развиться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок будет способен выйти на более полный уровень компенсации и самореализации себя как личности.
Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам педагогических колледжей и содержит необходимый фактический и иллюстративный материал в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке по специальностям: «Специальная педагогика в специальных (коррек-
1 Вплоть до последнего времени наиболее употребляемым был термин «аномальные дети»; в настоящее время появились проекты государственных образовательных стандартов с использованием термина «лица с ограниченными возможностями здоровья» Поиск новых терминов связан с общей гуманизацией образования.
ционных) образовательных учреждениях» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя начальной школы встречаются с детьми, имеющими различные отклонения (особенно это относится к слабовыраженным отклонениям в психофизическом и социальном развитии), зачастую раньше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуждающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционо-развивающего обучения записано: «...Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед, воспитатель детского сада-учитель. Детским садам и школам необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии»1.
|
|
В книге нашли отражение: история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.
Пособие состоит из введения и семи разделов.
Раздел I посвящен общим вопросам специальной психологии, таким, как история становления специальной психологии и характеристика ее современного состояния, клиническая симптоматика, классификация основных видов дизонтогенеза.
В разделах Н—V даны характеристики детей, имеющих тот или иной тип дизонтогенетического развития, например, раздел II посвящен психическому развитию детей при дизонтогениях по типу ретардации, раздел III — психическому развитию при дизонтогениях дефицитарного типа и т.д.
При изложении материала авторы придерживались единого плана, а именно:
|
|
предмет и задачи соответствующего раздела специальной психологии;
1 Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М., 1997. — С. 33.
5
причины возникновения данного вида дизонтогенеза;
особенности познавательной деятельности;
особенности личности;
особенности деятельности;
вопросы психологической диагностики и коррекции.
Специальные разделы посвящены вопросам первичного выявления отклонений в развитии (раздел VI) и методам профилактики и коррекции (раздел VII).
Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каждой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; предлагается также список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения по данному курсу.
Наиболее важные положения иллюстрируются выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Некоторые разделы имеют приложения, где представлены нормативные документы, а также простейшие методы первичного выявления и коррекции недостатков в развитии детей; ими смогут пользоваться в своей практике как будущие специальные психологи, так и будущие педагоги.
Учитывая, что книга адресована прежде всего студентам, которым предстоит работать с дошкольниками и школьниками младших классов, представленный материал в основном будет касаться особенностей психического развития детей этого возраста.
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ