К коррекционно-образовательной деятельности

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

6*0090 Новосибирск, улпироыы г

Москва

АКАДЕМИЯ

2002


УДК 371.9(075 8) ББК 88.4я74 К 89

Авторы

Л В Кузнецова (введение, разд I, разд II, гл 1 3, 4, гл 2! —7, прил 1 к разд II, разд IV,

разд VI I, прил 1 к разд VI, разд VII), Л И Переслени (разд I 3, 4, разд И, гл 2 2, 3, 4, 7,

разд III, гл 3 3, 4, 7, разд VI 2), В Г Петрова (разд II, гл 1), Л И Солнцева (разд III, гл 2),

Т Г Богданова (разд III, гл 1), Т А Басилова (разд V), И Ю Левченко (разд III, гл 4 5, 7),

И Г Синельникова (разд III, гл 4 2, 3, 4, 5, 6, 7, разд VI I), И В Мазурова (разд III, гл 4 I),

И Ю Купрякова (разд III, гл 3 1 — 3, 7), Е В Ананьева (разд III, гл 3 4, 5, б),

А В Захарова (прил к разд VII), Т В Лусс (прил к разд VI)

Рецензенты

доктор психологических наук, академик РАО зав кафедрой специальной

психологии МГППИ В И Лубовский,

доктор психологических наук, главный научный сотрудник отделения

клинико-психологических исследований нарушений психического развития

Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ И А Коробейников

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. К89 пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Сол­нцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. ISBN 5-7695-0530-3

В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специ­альной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняю­щегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и пси-хокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психолого-педагоги-ческие «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии

Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии

УДК 371.9(075.8) ББК 88.4я74

Учебное издание

Кузнецова Людмила Вениаминовна, Переслени Любовь Израилевна, Солнцева Людмила Ивановна и др.

Основы специальной психологии Учебное пособие

Редактор У Г Макухина Ответственный редактор С А Шаренкова

Технический редактор Е Ф Коржуева Компьютерная верстка Т А Рыбасова

Корректоры Л А Перовская, Н В Козлова

Изд №А-58 Подписано в печать 10 09 2002 Формат 60*90/16 Гарнитура «Тайме» Бумага тип № 2 Печать офсетная Уел печ л 30,0 Тираж 30000 экз (1-й завод 1 - 10000 экз) Заказ №2109

Лицензия ИД № 02025 от 10 09 2002 Издательский центр «Академия» Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77 99 02 953 Д 002682 05 01 от 18 05 2001 117342, Москва, ул Бутлерова, 17-Е, к 223 Тел/факс (095)334-8337,330-1092

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате 410004, г Саратов, ул Чернышевского, 59

© Кузнецова Л В, Переслени: Л И, Солнцева ЛИ и др, 2002 ISBN 5-7695-0530-3  © Издательский центр «Академия», 2002


Если вы не видите немедленного результата — хорошего или плохого, — будьте терпеливы

и наблюдайте

Дипак Чопра



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

1. Откажись от стереотипов и принимай человека таким,
какой он есть.

2. Верь, что в каждом человеке заложен источник пози­
тивного развития и роста.

3. Учись отделять отдельные поступки человека от его
целостной личности.

4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нраво­
учений.

5. Старайся понять другого человека, развивай в себе
активное эмпатическое слушание.

6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чув­
ства, но делай это в неоскорбительной для других форме.

7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе
быть уверенным в своей профессиональной компетентно­
сти: «Делай как должно. И пусть будет что будет».

8. Не допускай унижения своего личного и профессио­
нального достоинства.

9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогиче­
ского общения с другими людьми, независимо от их воз­
раста, опыта, социального положения и профессиональ­
ного статуса.

10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прош­
лую беду или предполагаемую: «День спасения человека —
сегодня!»

















ВВЕДЕНИЕ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии1 как в отечественной, так и в зарубеж­ной педагогике всегда придавалось большое значение. К. Д.Ушин-ский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет чис­ло детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны меди­ков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уро­вень грамотности в области специальной психологии и педагоги­ки у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая роди­телей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учите­лей, практических психологов образования, медицинских работ­ников).

Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в своевре­менной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевремен­но поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может раз­виться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок бу­дет способен выйти на более полный уровень компенсации и са­мореализации себя как личности.

Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам педагогических колледжей и содержит необходимый фактический и иллюстративный материал в соответствии с требованиями го­сударственного образовательного стандарта к подготовке по спе­циальностям: «Специальная педагогика в специальных (коррек-

1 Вплоть до последнего времени наиболее употребляемым был термин «ано­мальные дети»; в настоящее время появились проекты государственных образо­вательных стандартов с использованием термина «лица с ограниченными воз­можностями здоровья» Поиск новых терминов связан с общей гуманизацией образования.


ционных) образовательных учреждениях» и «Коррекционная пе­дагогика в начальном образовании».

Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя на­чальной школы встречаются с детьми, имеющими различные от­клонения (особенно это относится к слабовыраженным отклоне­ниям в психофизическом и социальном развитии), зачастую рань­ше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуж­дающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционо-развиваю­щего обучения записано: «...Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед, воспитатель детского сада-учитель. Дет­ским садам и школам необходимы специалисты, владеющие ос­новами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующи­еся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопе­дии, социологии»1.

В книге нашли отражение: история возникновения специаль­ной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося раз­вития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с раз­личными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняюще­гося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

Пособие состоит из введения и семи разделов.

Раздел I посвящен общим вопросам специальной психологии, таким, как история становления специальной психологии и ха­рактеристика ее современного состояния, клиническая симпто­матика, классификация основных видов дизонтогенеза.

В разделах Н—V даны характеристики детей, имеющих тот или иной тип дизонтогенетического развития, например, раздел II посвящен психическому развитию детей при дизонтогениях по типу ретардации, раздел III — психическому развитию при диз­онтогениях дефицитарного типа и т.д.

При изложении материала авторы придерживались единого плана, а именно:

предмет и задачи соответствующего раздела специальной пси­хологии;

1 Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М., 1997. — С. 33.

5


причины возникновения данного вида дизонтогенеза;

особенности познавательной деятельности;

особенности личности;

особенности деятельности;

вопросы психологической диагностики и коррекции.

Специальные разделы посвящены вопросам первичного выяв­ления отклонений в развитии (раздел VI) и методам профилак­тики и коррекции (раздел VII).

Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каж­дой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; пред­лагается также список литературы, рекомендуемой для дополни­тельного изучения по данному курсу.

Наиболее важные положения иллюстрируются выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Некото­рые разделы имеют приложения, где представлены нормативные документы, а также простейшие методы первичного выявления и коррекции недостатков в развитии детей; ими смогут пользовать­ся в своей практике как будущие специальные психологи, так и будущие педагоги.

Учитывая, что книга адресована прежде всего студентам, ко­торым предстоит работать с дошкольниками и школьниками млад­ших классов, представленный материал в основном будет касать­ся особенностей психического развития детей этого возраста.


Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: