Одним из основных условий, обеспечивающих живучесть судна, является правильное расположение составных элементов СЭУ.
Расположение главной паровой энергетической установки определяется в основном назначением судна. На транспортных судах ее обычно размещают в середине судна: ближе к корме — машинное отделение, ближе к носу — котельное отделение. Между отделениями устанавливают поперечные водонепроницаемые переборки. На танкерах и лесовозах главную энергетическую установку располагают в кормовой части судна. На судах небольшого водоизмещения главные парогенераторы и главные двигатели устанавливают в одном общем отсеке — машинно-котельном отделении (МКО). На судах с двигателями внутреннего сгорания машинное отделение обычно состоит из одного помещения, расположенного, как правило, в кормовой части судна. На больших океанских судах — лайнерах может быть несколько машинных отделений.
Турбоэлектрическую установку обычно размещают в трех машинных отделениях: в одном из них находится котлоагрегат, в другом — паровые турбины и приводимые ими электрические генераторы; эти два отделения находятся в середине или в кормовой части судна рядом, а третье отделение с гребными электродвигателями располагается в кормовой части судна.
Дизель-электрическую установку размещают обычно в двух отделениях: первое расположено в середине, а второе в корме судна. В некоторых случаях все дизель-генераторы судовой электростанции устанавливают в отдельном помещении.
|
|
Нормы САНПИН:
К машинным помещениям относятся помещения энергетических установок, включающие помещения главных двигателей, дизельгенераторов; котельное отделение; насосные отделения танкеров, землесосов; помещения холодильных машин (рефрижераторные отделения), а также судовые мастерские.
При проектировании машинных помещений источники повышенного уровня шума (дизель-генераторы), источники повышенного выделения теплоты (котлы), источники возможного выделения вредных газов (холодильные машины) следует, по возможности, выделять в отдельные помещения или выгородки.
Трубопроводы, по которым транспортируются горячие жидкости и газы, должны быть тщательно теплоизолированы с обеспечением температуры на поверхности изоляции, в соответствии с СанПиН 2.2.4.548-96 (п.1.4.20) не выше 45 °С.
На судах I группы с мощностью главных двигателей более 1500 кВт, где в помещении энергетической установки предусмотрена постоянная вахта, должен быть звукоизолированный центральный пост управления (ЦПУ), в котором устанавливаются органы управления и контроля энергетической установкой. При проектировании ЦПУ необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 12.2.098-84 (п.1.4.24).
При размещении в ЦПУ органов управления, контроля, а также рабочих мест вахтенных механиков должны быть выполнены эргономические требования в соответствии с ГОСТ 22269-76 (п.1.4.22).