Цели урока:
- Сформировать у студентов технологические знания, о том, что эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом человеческих факторов.
- Объяснить, что в понятие - эргономичность вкладывается целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Средства обучения – схемы, иллюстративный материал
Тип урока - изучение нового материала
Эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом его социально-психологических, психофизических, психологических, антропометрических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных её элементов.
|
|
Оптимизация — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
Основные эргономические требования к оборудованию – рассмотреть СЧМС на рисунке
(записать требования в тетради рис. СЧМС_СНиП)
Комментарий к требованиям и рисунку:
- Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать выполнение трудовых операций в оптимальных зонах моторного поля рук и ног в зависимости от требуемой точности и частоты действий. При проектировании оборудования следует обеспечить возможность чередования рабочих поз «стоя» - «сидя».
- Рабочие зоны оборудования должны иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполнения работы. Уровень производственного шума не должен превышать допустимых значений в соответствии с санитарными нормами. Параметры воздушной среды с учетом работ производственного оборудования должен удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.4. «Физические факторы производственной среды».
- Средства отображения информации должны быть размещены в зонах информационного поля с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств отображения информации, точности и скорости слежения и считывания.
- Органы управления следует размещать на оборудовании с учетом их функционального назначения, частоты применения, последовательности использования функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации (Сан П и Н 2.2.2. 540-96).
- Все движущиеся и вращающиеся элементы оборудования должны быть надежно ограждены, иметь блокировки для исключения травматизма. Возможную опасность следует обозначить сигнальными цветами и знаками безопасности.
|
|
- Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики.
- Расстояния между оборудованием должны обеспечить безопасное передвижение работающих и транспортных средств.
- Для привлечения внимания сигнал следует модулировать (прерывистые трели, биения - 1 -2 ударов в секунду). Звуковые сигнализаторы рекомендуется комбинировать с визуальными. Например, звуковой сигнал включается при возникновении неполадок в оборудовании, а световой сигнал информирует о месте, где они произошли.
Все виды труда условно делятся на три группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, сенсорный (пример – оператор, диспетчер), где нагрузка приходится на рецепторные системы (обоняние, осязание, слуховые и зрительные органы, т.е. задействованы органы чувств), и умственный труд. Условность деления на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без участия нервной системы.
Эргономические исследования преимущественно включают виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств.
Эргономические свойства – свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе “человек-машина-среда” в результате реализации эргономических требований.