Характеристика мышления как познавательного психического процесса

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.

Стадии мышления:

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

- формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений;

- решение проблем.

Основные умственные операции:

анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

В определении видов мышления существуют различные подходы:

По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.

По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.

По содержанию решаемых задач:

наглядно-действенное мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;

наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы;

словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:

- теоретическое мышление – познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;

- практическое мышление – подготовка преобразования действительности;

- аналитическое (логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;

- реалистическое мышление – направлено на внешний мир, регулируется законами логики;

- аутистическое мышление – связано с реализацией желаний человека;

- продуктивное мышление – воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;

- репродуктивное мышление – воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;

- непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов сновидения;

- произвольное мышление – целенаправленное решение мыслительных задач.

Качества мышления:

самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;

глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;

широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;

быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;

оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;

пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;

критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;

торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

15. Речь и ее виды, свойства и функции

Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Мышление органично связано с речью.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека.

Речь выполняет ряд функций:

- выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

- выступает носителем информации, памяти, сознания;

- является средством мышления;

- выступает регулятором человеческого общения и поведения;

- выступает средством управления поведением других людей.

Речь является основным средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального.

Виды речи:

Устная речь – представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, делится на:

- монологическая речь – развернутая речь человека, обращенная к другим людям;

- диалогическая речь – представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух и более людей.

Внутренняя речь – беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.

Письменная речь – представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.




double arrow
Сейчас читают про: