Способности и направленность личности

Способности подразделяются на общие (способность жить, постигать мир, получать знания и др.) и специальные (способность добиваться высоких результатов в избранной области деятельности).

Способности – понятие многоуровневое: основными уровнями способностей выделяют:

- одаренность – совокупность ряда способностей, выделяющая особенно успешную деятельность данного человека перед другими в одной и той же области деятельности;

- талант – совокупность способностей, позволяющая получить совершенный и оригинальный результат общественной значимости;

- гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности [см.: 6, с. 262-263];

- интеллект – совокупность способностей к ряду видов деятельности; «… способность человека адаптироваться к окружающей среде» [35, с. 384].

Однако для успеха в деятельности, кроме способностей, не менее важны трудолюбие, организованность, целеустремленность. Только одаренность, талант, помноженные на труд и творческие поиски дают такую психологическую готовность к совершенному, творческому решению задач в своей области, которая называется мастерством.

Но почему именно этот человек и именно в этой области является мастером? Очевидно все дело в потребностях, мотивах, интересах, склонностях и т. д.; словом в том, что и составляет содержание направленности личности.

Направленность – сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека во взаимодействии с окружающей средой. [6, с.226].

Направленность структурно базируется на:

- потребностях (что нужно человеку);

- мотивах (побуждениях к началу реализации потребностей);

- интересах (эмоциональной стороне потребностей);

- склонностях, призваниях (что получается лучшее);

- идеалах (с кого брать пример, на кого походить);

- убеждениях (я могу это сделать, я могу так поступать);

- мировоззрении (я должен это сделать и в личных, и в общественных интересах; если не я, то кто).

Внешний выход направленности проявляется в социальной установке личности.

Установка – это определенная форма направленности личности на конкретный объект деятельности [6, с.239].

Однако серьезным препятствием на пути реализации направленности, тормозом в проявлении установки личности может стать фрустрация.

Фрустрация – психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления намеченной цели [33, с. 1447]. Но фрустрация может быть не только реальной, но гораздо чаще – мнимой.

Что же необходимо для формирования и развития способностей, направленности, а также для преодолевания фрустрации?

1) Профессиональная ориентация и профотбор.

2) Формирование положительных эмоций.

3) Максимум возможного творчества и поощрения инициативы в практической работе и учебе.

4) Сравнимость результатов – открытая, но как без захваливания, так и без унижения обучаемых.

5) Здоровая морально-психологическая атмосфера в любом коллективе.

Таким образом, способности и направленность – важнейшие свойства личности, обеспечивающие успех как во взаимодействии с окружающим миром, так и в избранном виде деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: