double arrow

Энергосберегающие свойства моторного масла


Загущающие присадки вместе с модификаторами трения - это ингредиенты для получения энергосберегающих масел с маловязкой основой. Такие масла экономят топливо. В зависимости от класса масла и рабочего режима автомобиля экономия топлива может составлять от 1,5-2 до 5,5-6%. Модификаторы трения могут быть — твердые (например, дисульфид молибдена — Мо2S) и жидкие. Твердые модификаторы трения - вещества диспергированные (измельченные) в масле. Хорошая адгезия дает возможность соприкосновения с поверхностями трения и уменьшения его величины при граничном режиме смазки. Жидкие модификаторы трения— вещества с высокой адсорбцией к металлу и образующие на поверхности “ворс”, снижающий силу трения.

 

 

Все моторные масла разделены на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е, причем каждая группа включает масла, различающиеся вязкостью от 6 до 20 мм2/с при 100 °С (табл. 6.1).

Маркировка моторных масел:

ЩЧ - щелочное число, мг КОН/г

ЭВМ - электронно-вычислительная машина с0 - емкость воздуха, пФ

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ГК - генератор кавитации

ЯМР - ядерный магнитный резонанс

ЭПР - электронно-парамагнитный резонанс




ЭДС - электродвижущаяся сила

ТЭН - термо-электрический нагреватель

 

В существующей практике качество работающего в дизелях масла контролируются по следующим показателям:

кинематическая вязкость;

содержание нерастворимого осадка;

температура вспышки в открытом тигле;

щелочному числу;

кислотному числу;

содержанию топлива;

содержанию воды;

капельной пробе.

 

СОДЕРЖАНИЕ НЕРАСТВОРИМОГО ОСАДКА

Большую часть загрязнений, находящихся в масле составляют продукты неполного сгорания топлива, вносимые в масло вместе с прорывающимися из цилиндров в картер газами. Чем выше форсировка двигателя, тем хуже его техническое, особенно ЦПГ.

При этом : при всех прочих равных условиях скорость загрязенния масла в тронковых двигателях в 5 - 10 раз выше, чем в крейцкопфных. Размеры и число частиц нерастворимых в масле загрязнений, если оно не содержит диспергирующих присадок, возрастают с увеличением продолжительности работы масла в двигателях. В масле, содержащем диспергирующие присадки, нерастворимые загрязнения находятся в тонкодисперсном состоянии и в процессе работы масла в двигателе увеличивается лишь количество частиц, образующих загрязнения.

Допустимое количество нерастворимых в масле загряз нений, которые могут содержатся в нем без ухудшения состояния двигателя, возрастает с увеличением диспергирующих свойств масла. 1% - эту величину следует принять для крейцкопфных двигателей, где к чистоте масла предъявляются более жесткие требования, чем к маслам тронковых двигателей.



 

 

Щелочное число

Вводимые в моторные масла щелочные присадки представляют собой соединения щелочно- земельных элементов кальция, бария или магния, помимо нейтрализации кислот эти присадки, обладающие высокими диспергирующими свойствами, предохраняют поверхности деталей двигателя от образования на них лаков и нагаров. В начальный период щелочное число понижается, а затем стабилизируется на определенном уровне. Длительность сохранения этого уровня показывает насколько применяемое масло соответствует условиям его работы.

В тронковых двигателях к щелочному числу предъявляются более жесткие требования т.к. оно всегда должно содержать необходимое количество активных щелочных присадок для нейтрализации сернокислых продуктов, образующихся в цилиндрах дизеля при его работе на сернистом топливе, а также поддержанием чистоты деталей ЦПГ.
Для этих двигателей щелочное число свежего масла определяется степенью их форсировки и качеством применяемого топлива, а уровень, ниже которого не должно снижаться щелочное число масла, работающего в двигателе, обычно регламентируется заводом строителем и фирмами, вырабатывающими масла.

Топливо с содержанием серы до 2 % - масло со щелочностью 20 мг КОН., с содержанием серы более 3 % - масло с еще большей щелочностью.

При наличии в масле активных диспергирующих присадок можно допустить снижение щелочного числа масла:

во вспомогательных дизелях до 2,0 мг КОН/г;



в главных среднеоборотных дизелях - до 5,0 мг КОН/г;

МОД - щелочное число не должно падать ниже 10% от щелочного числа свежего масла.

Для судовых ВД, работающих на диз.топливеmin. уровень щелочности, обеспечивающий необходимые нейтрализующие и моющие свойства может быть принят 1,5 - 2,0 мг КОН/ г;

Для ГД СОД при работе на ДТ уровень не должен быть ниже 6 - 8 мг КОН / г.

 

 

КИСЛОТНОЕ ЧИСЛО

В щелочных маслах появление минеральных кислот может иметь место только при полном срабатывании щелочных присадок.

Присутствие воды в масле значительно усиливает реакционную способность кислоты.

При отсутствии воды в масле или незначительном его количестве ( следы) общая кислотность масла не должна превышать 2,0 мг КОН/г.

Величина кислотного числа мала численно будет равна количеству едкого калия ( КОН ), необходимого для нейтрализации кислоты, содержащейся в 1 гр. масла, выражается в мг КОН. Кислотность в маслах, содержащих щелочные присадки вне зависимости от ее величины не может являтся браковочным показателем до тех пор, пока масло будет содержать активные присадки т.е. в пробах масла наряду с кислотностью будет определяться и щелочность.

Повышенная скорость накопления в масле кислотных продуктов указывает на неисправности в работе двигателя ( пропуск газов, перегрев масла в каком - либо узле и т.д. ).

 

 

Температура вспышки

Не должна быть ниже 170 град. Цельсия; в противном случае масло подлежит замене.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОДЫ

Допустимое содержание воды в масле не должно превышать 1%.

Допускается содержание влажного масляного шлама до 3.0 % в циркуляционных маслах крейцкопфных дизелей и до 5.0 % в тронковых.

Периодичность контроля:

ВД - 150 часов,

ГД МОД - 500 часов.

Для лаборатории- ВД 500 часов, МОД - 1500 часов.








Сейчас читают про: