Наглядные методы обучения

Иллюстрация как способ обучающего взаимодействия предполагает наблюдение и анализ статичных объектов (предметов, картин, репродукций, фотографий, муляжей, таблиц, схем, моделей, графиков, диаграмм и т.д.). Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов.

Демонстрация как способ обучающего взаимодействия предполагает наблюдение и анализ динамичных объектов и обсуждения связанных с ними проблем. Демонстрация как метод обучения обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и пространстве. С ее помощью расширяется кругозор, облегчается процесс усвоения знаний. Обеспечение основательного, первичного восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

- наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Активные методы обучения – такие методы, при которых деятельность обучаемого носит не репродуктивный, а продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относятся решение проблемных задач, дидактической игры, анализ конкретных ситуаций и т.д.

Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где учащийся играет гораздо более пассивную роль. Называние этих методов активнымине совсем корректно и весьма условно, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Критерии выбора и сочетания методов обучения

Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации. Этот выбор не является произвольным. Осуществляя его, педагог должен учитывать многие зависимости. Назовем те из них, которые выполняют функции критериев.

  • Закономерности и принципы педагогического процесса.
  • Цели и задачи педагогического процесса в целом, а также цели и задачи конкретного урока или воспитательного мероприятия.
  • Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков).
  • Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала.
  • Материально-технические и средовые условия обучения.
  • Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.
  • Уровень обученности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной деятельности.
  • Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили: педагогического руководства и педагогического общения.
  • Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).
  • Тип и структура урока, формы организации деятельности учащихся, содержание их домашней работы и т. д.

Искусство выбора методов обучения и воспитания заключается в отборе и компоновке методов, целесообразных и соответствующих системе работы педагога. Возможность применения того или иного метода диктуется целесообразностью его применения. При этом необходимо знать и учитывать, что каждый из них развивает и формирует. Например, словесные методы успешнее развивают словесно-логическое мышление, репродуктивные методы - практические умения, проблемно-поисковые методы - самостоятельность мышления, творческие умения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: