Понятие о методах, приемах обучения. Подходы к классификации методов обучения

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Прием обучения – это элемент метода, его конкретное проявление.

Средства обучения – материальные и нематериальные объекты, способствующие реализации содержания образования (учебные пособия, оборудование, компьютерные программы и т.п.).

Словесные методы

Наглядные методы обучения

Практические методы обучения

Активные и интенсивные методы обучения

Словесные методы:

Рассказ. Монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности.

Объяснение. Монологический метод словесного изложения понятий и положений, закономерностей, существенных свойств, принципов действия приборов и механизмов, протекания процессов. Это метод научных доказательств.

Применяется при раскрытии значения слов и понятий, объяснении принципов действия различных устройств, при введении в тему нового материала, при построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей, причин и следствий, изложении теоретических положений, объясняющих, раскрывающих явления природы или общественной жизни.

Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективен для работы в средних и старших классах. Это объясняется большей развитостью мышления и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся и усложнением учебного материала.

Беседа. Диалогический метод изложения и усвоения учебного материала. Его можно применять на разных этапах урока, в разных сочетаниях с другими методами, при достижении различных целей обучения. Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознание, так и на подсознание учащихся, научить их самокоррекции.

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы:

- вводные или вступительные (организующие);

- сообщающие;

- закрепляющие;

- контрольно-коррекционные.

Дискуссия – обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем. Это словесное соревнование в виде применения способов и приемов защиты или опровержения какого-либо положения, тезиса, это совместный поиск истины.

Условия для проведения дискуссии:

- Наличие действительно спорного и ценного в познавательном отношении - вопроса;

- Подготовленность учащихся по теме спора;

- Взаимное доверие участников

- Тактичный умный руководитель дискуссии.

Основные правила дискуссии: спорить по существу, а не по мелочам,, критиковать идею, а не человека, уважать точку зрения другого, не приклеивать ярлыков оппонентам, стремится к установлению истины, а не к тому, чтобы показать свои знания, уметь быть самокритичным, уметь уступить в случае поражения, говорить на языке проблемы.

Лекция — монологический (словесный) метод изложения учебного материала. Применяется для изложения объемистого материала в старших классах, что соответствует высокому уровню их интеллектуального и умственного развития) и может занимать почти все время урока, а иногда и двух (спаренных) уроков. Изложение материала осуществляется по заранее написанным текстам (конспектам).

Лекция представляет собой единство формы и метода обучения.

Как правило, она применяется для преподавания предметов гуманитарной направленности. Лекция предполагает значительное по времени и объему устное изложение учебного материала. Лекции присуща большая научность и строгость, последовательность, логичность сообщаемого материала, наличие объемистой информации, ее упорядоченность и системность при изложении.

Выделяют следующие типы лекций:

- традиционная лекция — материал для запоминания учащимися,

передается в готовом виде;

- проблемная лекция или лекция проблемного характера— излагается научная или практическая проблема (история возникновения, направления развития проблем, перспективы ее решения, варианты решения, прогнозируемые последствия);

- лекция-беседа или разговорная лекция — применяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение. Идет чередование фрагментов лекции с вопросами и ответами (обсуждениями) слушателей или частичным выполнением самостоятельных практических или теоретических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: