Цена -- это стоимость товара, выраженная в денежной форме. Сумма денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов его купить, называется рыночной ценой.Равновесной рыночной ценой считается цена, при которой предложение соответствует спросу.
В условиях рыночной экономики роль цены увеличивается, так как от её уровня зависит величина прибыли, конкурентоспособность предприятия и его финансовое состояние.
Цены обслуживают все уровни экономики:
-- на микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятий, так как экономика любого предприятия начинается с цен на сырьё, материалы, топливо и т.д. и заканчивается ценами на произведенную продукцию;
-- на макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию её важнейших пропорций, показывает возникающие диспропорции.
Основными функциями цены являются:
1. балансирующая -- состоит в формировании основных экономических пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением;
|
|
2. планово-учетная -- цена используется для разработки планов и прогнозов, для учета потребляемых ресурсов, выпущенной продукции и для расчета различных стоимостных показателей;
3. распределительная и парораспределительная -- состоит в распределении и перераспределении создаваемого национального продукта и ВВП между предприятиями, регионами и отраслями;
4. средство размещения производства -- цена способствует переливанию капиталов в отрасли с более высокой прибылью;
5. стимулирующая -- стимулирует инвестиционную деятельность, способствует повышению качества продукции, снижению издержек производства, увеличение выпуска продукции;
6. информационная -- состоит в доведении всех данных о конъюнктуре рынка до всех участников рыночной экономики.
На цену влияет множество факторов:
Внешние:
1. Политическая и экономическая ситуация в стране;
2. Обеспеченность основными ресурсами;
3. Уровень доходов и сбережений населения;
4. Инфляция;
5. Государственное регулирование;
6. Характер спроса;
7. Наличие и уровень конкуренции;
8. Налоговое законодательство;
9. Внешнеэкономическая политика государства.
Внутренние:
1. Свойства товара;
2. Способ и уровень производства;
3. Ориентация на различных потребителей;
4. Длительность товародвижения;
5. Организация сервиса;
6. Реклама.
К факторам первого порядка относятся: спрос, предложение, конкуренция, прямое государственное регулирование.
Система цен (или виды цен) разнообразна и зависит от конкретных признаков:
I. В зависимости от стадии товародвижения:
1. Отпускная цена предприятия -изготовителя -- применяется на республиканском рынке в расчетах между предприятиями- производителями и предприятиями-потребителями. Эта цена является ценой приобретения продукции для оптовых предприятий с последующей перепродажей. Она формируется с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других факторов.
|
|
2. Отпускная цена оптового предприятия -- формируется при продаже товаров предприятиям-поставщикам или снабженческо-сбытовым организациям. Эта цена одновременно является ценой приобретения товара для розничных предприятий.
3. Розничная цена -- цена по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий.
В этой цепочке каждая из последующих цен включает в себя предыдущую.
II. По способу установления:
1. Регулируемые -- устанавливаются под контролем государства.
2. Свободные -- устанавливаются производителями на основе спроса и предложения.
3. Договорно-контрактные -- устанавливаются по согласованию сторон.
III. По характеру обслуживаемого оборот а:
1. Оптово-отпускные -- применяются при продаже продукции одними предприятиями другим.
2. Закупочные -- применяются производителями сельскохозяйственной продукции при продаже своей продукции промышленным предприятиям для переработки.
3. Розничная цена
4. Цены на продукцию строительства (сметные)
5. Тарифы -- цены на услуги.
6. Цены, обслуживающие внешний товарооборот.
IV. По территориальному распространению:
1. Единые -- действуют на всей территории республики, устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, квартплата, тарифы на перевозки и т.д.).
2. Местные или региональные -- формируются на определенных территориях под воздействием рыночных факторов и регулируются местными органами власти.
V. По срокам действия:
1. Постоянные (твердые, долговременные) -- не изменяются в течении деятельности контракта.
2. Текущие -- изменяются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке.
3. Сезонные -- действуют в течение определенного периода.
4. Скользящие -- применяются на товары с длительным сроком изготовления.
Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам.
Во внешнеторговой деятельности применяются стандартизированные названия цен, которые содержат все условия договоров: FOB, FASS, CIF и т.д.
Объясните порядок формирования отпускных и розничных цен.
Порядок формирования цен на товары народного потребления включает в себя:
I. Отпускная цена предприятия-изготовителя (ОЦП/П ИЗГОТ)
1. Себестоимость -- сырьё, материалы, топливо, электроэнергия, получаемые полуфабрикаты и комплектующие изделия, отчисления на соцнужды, заработная плата, амортизация, коммунальные расходы, возвратные отходы (вычитаются).
2. Прибыль -- определяется с помощью установленной предприятием или обоснованной государством нормы прибыли или нормы рентабельности. Если прибыль рассчитывается на основе нормы рентабельности, то расчет осуществляется образом:
Пб NR × С/с
NR = --------× 100..... Пб = ---------------
С/с 100
3. Транспортные расходы по доставке продукции собственным транспортом.
4. Акциз -- включается в цену товара.
(С/с + Пб + Трансп.расходы) × ставка А
∑А = --------------------------------------------------------
100 - ставка А
5. Транспортные расходы по доставке продукции привлеченным транспортом.
6. ОЦ П/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ БЕЗ НДС = С/с + Пб + Транспорт.расходы + ∑акциза
ОЦ П/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ БЕЗ НДС ×ставка НДС
7. НДС П/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ = --------------------------------------------------------
|
|
100
8. Отпускная цена предприятия-изготовителя с НДС =
ОЦ П/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ БЕЗ НДС + НДСП/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ
II. Отпускная цена оптового предприятия:
1. Оптовая надбавка
ОЦП/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ БЕЗ НДС × ставка ОН
ОН = ------------------------------------------------------------
100
2. Отпускная цена оптового предприятия без НДС = ОЦП/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ БЕЗ НДС + ОН
3. НДС оптового предприятия
ОЦОПТОВОГО П/П БЕЗ НДС × ставка НДС
НДСОПТОВОГО П/П =---------------------------------------------------
100
4. Отпускная цена оптового предприятия с НДС =
ОЦ ОПТОВОГО П/П БЕЗ НДС + НДСОПТОВОГО П/П
III. Розничная цена:
1. Торговая надбавка
ОЦП/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ БЕЗ НДС × ставка ТН
ТН = ---------------------------------------------------------------
100
2. Розничная цена без НДС =
ОЦП/П ИЗГОТОВИТЕЛЯ БЕЗ НДС + ОН + ТН
Розничная цена без НДС × ставка НДС
3. НДСРОЗНИЧНОГО П/П = -------------------------------------------------------
100
4. Розничная цена с НДС =
Розничная цена без НДС + НДСРОЗНИЧНОГО П/П