Раскройте сущность оптового товарооборота, перечислите его виды и формы

     Оптовый т/об (ОТО)- это показатель, характеризующий объем товарной массы, реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или перепродажи.

Оптовые предприятия, помимо оптовой реализации товаров, осуществляют следующие виды деятельности:

---оптовая реализация

---розничная реализация товаров

---организация общественного питания

---торговое посредничество

---прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги и пр)

   В зависимости от использования товарных ресурсов по их назначению различают 3 вида ОТО:

1. По назначению использования товарных ресурсов:

А). ОТОпо реализации - продажа товаров розничным и промышленным предприятиям

Б). межгосударственный (межреспубликанский) отпуск- продажа товаров за пределы республики др. государствам на основе заключенных межправительственных соглашений.

В). внутрисистемный отпуск- продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому.

  Общая сумма оборотов по реализации межреспубликанским поставкам и внутрисистемному обороту составляет валовой оптовый т/оборот.

2.По формам продажи товаров:

А). Складской ОТО формируется за счет продажи товаров со складов оптовой базы. Так реализуют товары сложного ассортимента, требующие комплектования, доработки, подсортировки (швейные изделия, бакалейные товары, кондитерские и т.д.), а также товары простого ассортимента, фасуемые на базах (соль, сахар, др)

Б). Транзитный ОТО формируется из товаров, отгруженных поставщикам непосредственно в розничную сеть минуя склады оптовой базы.

В зависимости от роли и характера расчетов различают:

- транзитный т/об с участием в расчетах - это продажа товаров со складов промышленных предприятий непосредственно покупателям минуя склады оптовой базы. При этом расчеты с грузоотправителем осуществляет база, включая в сумму счета оптовую надбавку, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.

-транзитный т/об без участия в расчетах (организуемый) - оптовая база получает вознаграждение за организацию продвижения товаров. Расчеты за отгруженную продукцию ведутся непосредственно между поставщиками и организаторами розничной торговли. Оптовые базы в расчетах не участвуют, они устанавливают связи между поставщиками и получателями, согласовывают спецификацию, организуют контроль за ходом отгрузки.

Оптовый т/об с участием в расчетах - это сумма складского и транзитного с участием в расчете оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптового предприятия исчисляются к ОТО с участием в расчетах.

3. По направлению реализации товаров:

А). Поставка товаров по рыночному фонду – отпуск товаров организациям розничной торговли для продажи населению и организациям общепита для производства пищи и продажи покупных товаров. Рыночный фонд занимает основное место в товарообороте большинства оптовых организаций.

Б). Поставка товаров по внерыночному фонду – включает поставку товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука и т.д.); отпуск спецодежды и спецобуви; фонд госбюджетных организаций и учреждений.

  Складской оптовый т/об является основой для планирования ТЗ, определения потребности в оборотных средствах, в складских помещениях и емкостях.

Охарактеризуйте товарные запасы в оптовой торговле, их классификацию и особенности планирования.

Для выполнения плана ОТО, удовлетворения потребностей розничных организаций и внерыночных потребителей на оптовых базах создаются ТЗ.

    Размер ТЗ и скорость их обращения зависят от объема складского ОТО, сложности ассортимента товаров, min норм отгрузки, частоты отгрузки товаров, времени, необходимого для проверки качества и подготовки товаров к отгрузке, а также состояния МТБ оптового предприятия.

Классификация ТЗ в оптовой торговле

1.по назначению:

---текущие ТЗ

 ---сезонные ТЗ

---досрочного завоза

2.по месту нахождения:

---ТЗ на складах

 ---ТЗ в пути

3.по срокам по отношению к планируемому периоду:

---фактические

 ---планируемые

 Основными факторами, влияющими на товарные запасы, являются:

1. Объем складского товарооборота -- чем он больше, тем больше ТЗ при прочих равных условиях;

2. Ассортиментная структура складского товарооборота – чем сложнее ассортимент, тем ниже оборачиваемость ТЗ и тем больше сами ТЗ;

3. Соответствие объема и ассортиментной структуры закупаемых товаров заказам и заявкам предприятий-покупателей;

4. Отдаленность оптовой базы от поставщиков товаров и частота завоза товаров;

5. Обеспеченность складскими площадями.

             Планированию и нормированию ТЗ предшествует их анализ. Целью анализа ТЗ является установление соответствия фактических ТЗ нормативам на конкретную дату.

     Для непродовольственных товаров в оптовой торговле норматив ТЗ устанавливается в днях и в сумме по каждой товарной группе на каждый квартал. Для продовольственных товаров норматив ТЗ в днях не устанавливается, а определяется лишь в сумме.

     При планировании ТЗ в оптовой торговле применяют те же методы, что и в розничной торговле, но существуют определённые отличительные признаки планирования:

1.метод технико-экономических расчетов: НТЗ включает в себя следующие элементы:

---запас текущего пополнения (Зтп)

---запас на время приемки и подготовки товаров к продаже (Зпп)

---запас на однодневную реализацию (Зод)

---страховой запас (Зстр)

---запас товаров в пути и по неоформленным отгрузкам (Зпно)

ЗПНО рассчитывается на основе отчётных данных за предшествующий период по методу средней хронологической.

Таким образом, рассчитанЗпно в сумме. Данную сумму делят на однодневный складской т/о и в итоге получается необходимая величина Зпно в днях оборота.

 

НТЗДН= ЗТП + ЗПНО + ЗПП + ЗОД + ЗСТР

НТЗ В ∑ ПО ТОВАР ГР = НТЗ В ДН • РОДН ПЛАН ( СКЛ Т/ОБ)

 

Общ НТЗВ ДН = Общ НТЗВ ∑

РТООДН В ЦЕЛ ПО ТП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: