Оптовый т/об (ОТО)- это показатель, характеризующий объем товарной массы, реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или перепродажи.
Оптовые предприятия, помимо оптовой реализации товаров, осуществляют следующие виды деятельности:
---оптовая реализация
---розничная реализация товаров
---организация общественного питания
---торговое посредничество
---прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги и пр)
В зависимости от использования товарных ресурсов по их назначению различают 3 вида ОТО:
1. По назначению использования товарных ресурсов:
А). ОТОпо реализации - продажа товаров розничным и промышленным предприятиям
Б). межгосударственный (межреспубликанский) отпуск- продажа товаров за пределы республики др. государствам на основе заключенных межправительственных соглашений.
В). внутрисистемный отпуск- продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому.
Общая сумма оборотов по реализации межреспубликанским поставкам и внутрисистемному обороту составляет валовой оптовый т/оборот.
|
|
2.По формам продажи товаров:
А). Складской ОТО формируется за счет продажи товаров со складов оптовой базы. Так реализуют товары сложного ассортимента, требующие комплектования, доработки, подсортировки (швейные изделия, бакалейные товары, кондитерские и т.д.), а также товары простого ассортимента, фасуемые на базах (соль, сахар, др)
Б). Транзитный ОТО формируется из товаров, отгруженных поставщикам непосредственно в розничную сеть минуя склады оптовой базы.
В зависимости от роли и характера расчетов различают:
- транзитный т/об с участием в расчетах - это продажа товаров со складов промышленных предприятий непосредственно покупателям минуя склады оптовой базы. При этом расчеты с грузоотправителем осуществляет база, включая в сумму счета оптовую надбавку, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.
-транзитный т/об без участия в расчетах (организуемый) - оптовая база получает вознаграждение за организацию продвижения товаров. Расчеты за отгруженную продукцию ведутся непосредственно между поставщиками и организаторами розничной торговли. Оптовые базы в расчетах не участвуют, они устанавливают связи между поставщиками и получателями, согласовывают спецификацию, организуют контроль за ходом отгрузки.
Оптовый т/об с участием в расчетах - это сумма складского и транзитного с участием в расчете оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптового предприятия исчисляются к ОТО с участием в расчетах.
3. По направлению реализации товаров:
|
|
А). Поставка товаров по рыночному фонду – отпуск товаров организациям розничной торговли для продажи населению и организациям общепита для производства пищи и продажи покупных товаров. Рыночный фонд занимает основное место в товарообороте большинства оптовых организаций.
Б). Поставка товаров по внерыночному фонду – включает поставку товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука и т.д.); отпуск спецодежды и спецобуви; фонд госбюджетных организаций и учреждений.
Складской оптовый т/об является основой для планирования ТЗ, определения потребности в оборотных средствах, в складских помещениях и емкостях.
Охарактеризуйте товарные запасы в оптовой торговле, их классификацию и особенности планирования.
Для выполнения плана ОТО, удовлетворения потребностей розничных организаций и внерыночных потребителей на оптовых базах создаются ТЗ.
Размер ТЗ и скорость их обращения зависят от объема складского ОТО, сложности ассортимента товаров, min норм отгрузки, частоты отгрузки товаров, времени, необходимого для проверки качества и подготовки товаров к отгрузке, а также состояния МТБ оптового предприятия.
Классификация ТЗ в оптовой торговле
1.по назначению:
---текущие ТЗ
---сезонные ТЗ
---досрочного завоза
2.по месту нахождения:
---ТЗ на складах
---ТЗ в пути
3.по срокам по отношению к планируемому периоду:
---фактические
---планируемые
Основными факторами, влияющими на товарные запасы, являются:
1. Объем складского товарооборота -- чем он больше, тем больше ТЗ при прочих равных условиях;
2. Ассортиментная структура складского товарооборота – чем сложнее ассортимент, тем ниже оборачиваемость ТЗ и тем больше сами ТЗ;
3. Соответствие объема и ассортиментной структуры закупаемых товаров заказам и заявкам предприятий-покупателей;
4. Отдаленность оптовой базы от поставщиков товаров и частота завоза товаров;
5. Обеспеченность складскими площадями.
Планированию и нормированию ТЗ предшествует их анализ. Целью анализа ТЗ является установление соответствия фактических ТЗ нормативам на конкретную дату.
Для непродовольственных товаров в оптовой торговле норматив ТЗ устанавливается в днях и в сумме по каждой товарной группе на каждый квартал. Для продовольственных товаров норматив ТЗ в днях не устанавливается, а определяется лишь в сумме.
При планировании ТЗ в оптовой торговле применяют те же методы, что и в розничной торговле, но существуют определённые отличительные признаки планирования:
1.метод технико-экономических расчетов: НТЗ включает в себя следующие элементы:
---запас текущего пополнения (Зтп)
---запас на время приемки и подготовки товаров к продаже (Зпп)
---запас на однодневную реализацию (Зод)
---страховой запас (Зстр)
---запас товаров в пути и по неоформленным отгрузкам (Зпно)
ЗПНО рассчитывается на основе отчётных данных за предшествующий период по методу средней хронологической.
Таким образом, рассчитанЗпно в сумме. Данную сумму делят на однодневный складской т/о и в итоге получается необходимая величина Зпно в днях оборота.
НТЗДН= ЗТП + ЗПНО + ЗПП + ЗОД + ЗСТР
НТЗ В ∑ ПО ТОВАР ГР = НТЗ В ДН • РОДН ПЛАН ( СКЛ Т/ОБ)
Общ НТЗВ ДН = Общ НТЗВ ∑
РТООДН В ЦЕЛ ПО ТП