Типология средств и каналов социальной коммуникации

Социальная коммуникация – взаимный обмен между акторами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на акторов социального взаимодействия, так и на общество в целом. Выделяют следующие типы социальной коммуникации:

· по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;

· по автору, источнику сообщения — официальную и неофициальную;

· по способу трансляции — вербальную и невербальную.

Функции соц. коммун:

· коммуникативная функция;

· мировоззренческая функция (формирование системы культурных символов);

· функция социализации (воспитание и передача социального опыта и трудовых навыков);

· функция социального контроля;

· функция укрепления сплоченности группы;

· функция регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и критических ситуациях.

Можно выделить основные виды коммуникации:

· Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает:

- значительные объемы информации, распространяемой среди многочисленной аудитории

- систематичность и периодичность передаваемых сообщений;

- использование определенных правил и социальных ролей, популярных в обществе;

- отсутствие или сильное ограничение обратной связи с адресатами.

а) коммуникация межгрупповая – взаимодействие между социальными группами;

б) коммуникация между обществами – то есть между различными типами культур.

· Групповая коммуникация – осуществляется в пределах конкретных социальных групп. Подразделяется на разновидности:

- ограниченная коммуникация – характерна для больших социальных групп и организаций;

- локальная коммуникация – протекает в трудовых, профессионально ограниченных группах;

- внутригрупповая коммуникация – осуществляется в малых социальных группах: в семье, компаниях друзей, спортивных командах;

· Межличностная коммуникация – взаимодействие двух индивидов.

· интерперсональная коммуникация («разговоры» с самим собой, обработка информации без посредника);

· экстроперсональная коммуникация (обмен информацией с неодушевленными объектами: компьютерами, другими машинами, механизмами, техническими системами;

· институциональная коммуникация (передача информации между социальными институтами и организациями).

 

Естественные коммуникационные каналы –использующие врожденные, естественно присущие человеку средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве.

· Невербальный канал – древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения.

· Вербальный канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком.

Каналы коммуникации – средства, с помощью которых субъект коммуникации передает сообщение целевой аудитории: личное общение, СМИ, наружную информацию, публичные мероприятия. Каналы коммуникации могут быть институционально оформлены (например, любое СМИ), а могут быть и не оформлены (устные коммуникации).

· Прямые каналы коммуникации позволяют передать информацию непосредственно от информатора к информируемому лицу,

· Непрямые каналы коммуникации осуществляют опосредованную передачу информации,

· Официальные каналы коммуникации предоставляют возможность осуществлять информационное взаимодействие с официальными органами,

· Неофициальные каналы коммуникации оперируют непроверенной, неофициальной информацией посредством распространения слухов или обмена мнениями.

· Личные каналы коммуникации, обеспечивающие взаимодействие нескольких людей в процессе общения как непосредственно, так и по телефону, интернету, путем переписки, в ходе прямого телевизионного эфира.

· Неличные каналы коммуникации могут быть задействованы в условиях отсутствия непосредственной обратной связи и личного контакта.

Средства коммуникации:

· Невербальные средства –используются для регуляции коммуникативного процесса, создания психологического контакта между партнерами. В отличие от устной и письменной речи невербальные средства общения не могут в полной мере быть осознанными как говорящими, так и слушающими

· Технические средства — коммуникация посредством СМИ, телекоммуникация, интернет-коммуникация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: