Источники таможенного права (понятие и виды). Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общая характеристика)

Источники таможенного права – совокупность нормативно-правовых актов различных государственных и надгосударственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права.

Источники таможенного права:

1. Конституция РФ (нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в РФ).

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 74 Конституции РФ, на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; пункт «ж» ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению РФ.

2. Международные договоры и соглашения государств-членов ТС (нормы таможенного права).

Например, ТК ТС; решения КТС, например «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования»; решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, например «Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС)»; соглашения между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК, например «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

4. Федеральные законы.

Законы как источники таможенного права можно условно подразделить на две группы: таможенные законы, основным содержанием которых являются именно таможенные вопросы, и иные законы, в которых содержатся нормы таможенного права. К первой группе относится ФЗ-311 «О таможенном регулировании в РФ», ко второй – федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

5. Подзаконные нормативные акты:

- указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 22.11.2016 г. № 611 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий»);

- Постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе»);

- Ведомственные нормативные акты (локальные, Приказы ФТС России) (Приказ ФТС России от 17.02.2016 № 294 «Об утверждении Положения о Центральной энергетической таможне»).

Приказы являются наиболее многочисленными нормативными актами, регулирующими как крупные блоки таможенного дела, так и его отдельные части.

Субъекты таможенного права – физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, таможенные органы, государственные служащие таможенных органов, международные организации и др. Это участники правоотношения, обладающие взаимными правами и обязанностями в таможенной сфере.

Специальные субъекты – таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, т.е. субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо учреждения системы таможенных органов по реализации компетенции таможенных органов.

Иные субъекты – юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса.

16. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной̆ власти.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определяет федеральную службу как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. 

Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежат Федеральной таможенной службе РФ.

Правовой статус ФТС определен Положением «О Федеральной таможенной службе», (утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809), а также ТКТС.

Содержание правового статуса ФТС в качестве федерального органа исполнительной власти составляют его полномочия на осуществление функций контроля и надзора в области таможенного дела. Данные функции выражены в контроле над исполнением субъектами таможенных правоотношений требований таможенного законодательства и надзоре за ним, в выдаче разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, ФТС России осуществляет в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС, как и федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФТС в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами, составляющими право ЕАЭС, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, нормативными актами ЦБ РФ.

В рамках правового статуса ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Службы и свои представительства в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Среди полномочий ФТС можно выделить:

- взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность их уплаты, налогов и сборов, принимает меры к их принудительному взысканию.

-  таможенное оформление и таможенный контроль; принимает решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и обеспечивает опубликование таких решений; в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности; принимает предварительные решения о классификации товара в соответствии ТН ВЭД, о происхождении товара из той или иной страны.

- ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведет реестры банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; аннулирует квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; выдает лицензии на учреждение свободного склада; выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению.

- осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

- осуществляет производство по делам об АП и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством об АП; дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; в соответствии с законодательством – оперативно-розыскную деятельность.

- разрабатывает и создает используемые таможенными органами информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует профессиональную подготовку ДЛТО, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

- ведет статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; безвозмездно информирует и консультирует участников внешнеэкономической деятельности; рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок. ФТС взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: