Правовое регулирование взаимоотношений таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела

Глава 3 ТК ТС, ГК РФ.

Систему гражданско-правовых договоров, оформляющих отношения в области таможенного дела можно классифицировать следующим образом:

- во-первых, могут быть выделены гражданско-правовые договоры между субъектами гражданских отношений в области таможенного дела: публичные договоры частных лиц с таможенными представителями, таможенными перевозчиками и владельцами таможенных складов и договоры, содействующие деятельности таможенных посредников (в широком смысле слова), например договоры страхования;

- во-вторых, можно отметить гражданско-правовые договоры, связанные с обеспечением деятельности таможенных органов. Данные соглашения заключаются с участием публичных лиц, что не влияет на их гражданско-правовой характер.

1. Договоры между субъектами частных (гражданских) отношений в области таможенного дела

Взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на таможенные склады, строятся в соответствии с ТК ТС и ГК РФ. На договоры таможенного органа с лицами, помещающими товары на таможенный склад, распространяются требования гражданского законодательства, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Схожие нормы установлены в отношении хранения товаров на СВХ таможенных органов. На договор таможенного органа с лицом, помещающим товары на СВХ, распространяются требования гражданского законодательства, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Таможенный кодекс предусматривает также заключение договоров аренды владельцами таможенных складов. Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, он должен быть заключен на срок не менее 3 лет.Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, владельцев таможенных складов и таможенных представителей допускается при условии их включения соответственно в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

2. Договоры, содействующие деятельности таможенных посредников

Условием включения в Реестр является наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности.

Гражданско-правовыми средствами в таможенном праве осуществляется и обеспечение уплаты таможенных платежей. В ТК ТС названы следующие способы такого обеспечения:

- залог товаров и иного имущества;

- банковская гарантия;

- внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

- поручительство.

К группе обеспечительных договоров относятся также договоры, заключаемые для проведения экспертизы при осуществлении таможенного контроля. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. Очевидно, в данном случае заключается договор возмездного оказания услуг. При этом таможенное законодательство вводит некоторые дополнительные обязанности для стороны договора (эксперта): письменную форму заключения эксперта, срок и т.д

3. Гражданско-правовые договоры, связанные с обеспечением деятельности таможенных органов

Использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, занятых в области таможенного дела, эти организации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования. Фактически это единственный безвозмездный договор в области таможенного дела.

Правовые основы организации и прохождения федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах. Правовой статус федерального государственного гражданского служащего таможенного органа. Правовой статус сотрудника таможенного органа.

Государственная служба в таможенных органах – вид профессиональной деятельности граждан РФ по обеспечению государственных полномочий таможенных органов (ст. 1 ФЗ № 114).

Государственная служба в таможенных органах – профессиональная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела, в том числе специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями.

Законодательство о службе в таможенных органах основывается на Конституции РФ и состоит из:

1. ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

2. ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»;

3. ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

На подзаконном уровне регулирование правоотношений в сфере осуществления служебной деятельности должностных лиц таможенных органов осуществляется на основании указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и ведомственных актов ФТС России.

Характерные особенности таможенной службы как вида федеральной государственной службы:

• специфика целей и задач ФТС России;

• систематичность осуществления деятельности по выполнению государственных функций, реализации полномочий в таможенной сфере;

• особые условия и порядок поступления на службу;

• особые условия прохождения службы, связанные с применением физической силы, специальных средств и оружия;

• установление специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков отличия, форменной одежды и т.д.)

Процесс прохождения службы в таможенных органах РФ опирается на общие принципы организации и деятельности государственной службы в РФ (принцип федерализма, принцип законности, принцип единства правовых и организационных основ таможенной службы, принцип приоритета прав и свобод человека и др.).

Ст. 8 ФЗ № 58 в целях организации деятельности федерального органа исполнительной власти предусматривает возможность учреждения должностей государственной службы различных видов (правоохранительной, гражданской), а также учреждение должностей работников, не являющихся должностями государственной службы. Это правило реализуется в таможенных органах и позволяет создать многомерную систему разделения служебной и трудовой деятельности в сфере управления таможенным делом в России в целях исполнения разнообразных функций таможенных органов. Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» подразделяет лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в таможенных органах, на две группы:

1) сотрудники таможенных органов, замещающие должности правоохранительной службы в порядке, установленном данным Законом, которым в соответствии с вышеуказанным законом присваиваются специальные звания;

2) государственные гражданские служащие таможенных органов, замещающие должности гражданской службы в порядке, установленном данным Законом, которым в соответствии с вышеуказанным Законом присваиваются классные чины федеральной гражданской службы (см. ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Процесс прохождения государственной таможенной службы как сотрудниками, так и государственными гражданскими служащими таможенных органов включает комплекс общих для этих категорий должностных лиц этапов и юридических фактов, основными из которых являются:

- поступление на службу в таможенные органы;

- ранжирование, т.е. присвоение специального звания сотруднику таможенных органов или классного чина гражданской государственной службы гражданскому служащему таможенных органов;

- периодическое прохождение проверки соответствия профессиональных качеств лица требованиям занимаемой им должности (аттестация или квалификационный экзамен гражданских служащих таможенных органов);

- перемещение по службе;

- прекращение служебной деятельности в таможенных органах.

При этом имеется ряд специфических отличий, присущих служебной деятельности каждой из двух категорий должностных лиц таможенных органов. Основными дифференцирующими критериями прохождения таможенной службы сотрудниками таможенных органов и государственными гражданскими служащими являются отличия:

 

• в нормативно-правовом регулировании их деятельности

• содержании и регламентации квалификационных требований для поступления на должности таможенных служащих;

• установленном порядке замещения должностей;

• формах применяемых кадровых технологий для повышения профессиональных качеств кадрового состава;

• вопросах привлечения к дисциплинарной ответственности и системе применяемых дисциплинарных взысканий;

• закреплении границ предельных возрастных ограничений;

• процедурах присвоения классного чина или специального звания, обозначающих ранг лица, занимающего должность федеральной государственной службы;

• соотношениях величин должностных окладов и окладов за специальное звание и классный чин;

• основаниях и порядке прекращения служебной деятельности;

• системе социальных гарантий государственного служащего и членов его семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: