Особенности произношения согласных звуков. Фокус согласного. Однофокусные и двухфокусные русские согласные

Согласные звуки - консонантные звуки. Согласный — звук речи, при произнесении которого преобладает (занимает значительное место) шум. Согласные в отличие от гласных не могут быть слогообразующими. В разговорной речи согласный в русском языке может приобретать слогообразующую функцию рубль \руб{ъ)л>].

В акустическом плане согласные характеризуются обязательным наличием шума и не обязательным — тона. Тон присутствует в звонких согласных и сонантах (сонорных согласных). В артикуляционном плане согласные характеризуются следующими особенностями:

1. В отличие от гласных с разлитой напряженностью согласные характеризуются мускульным напряжением в определенной части произносительного аппарата, только в фокусе образования согласных. Большая напряженность глухих согласных по равнению со звонкими позволяет компенсировать отсутствие голоса усилением шума. Напряженные звуки отличаются от ненапряженных также большей длительностью и большей энергией составляющего их шума.

2. Для образования шума согласных необходима сильная воздушная струя в отличие от гласных, у которых воздушная струя слабая.

3. При образовании шумных согласных необходимо наличие препятствия, различного по способу образования и по месту в речевом аппарате. При образовании сонорных согласных препятствие остается, но воздушная струя более слабая, поэтому шум слабеет.

Основными признаками согласных являются место и способ образования. Определить место образования согласного – это значит указать, в каком месте речевого аппарата происходит сближение или смыкание активного органа с пассивным. Определить способ образования согласного – это значит указать, каким образом создается преграда и как она устраняется. Важными признаками согласных являются также глухость – звонкость и твердость – мягкость.

Артикуляция каждого согласного складывается из одновременных работ разных произносительных органов. При этом основной работой является та, при которой возникает основной фокус, т. е. то место, где образуется шум. Так, звуки [п] и [б] называются губными, т. к. местом образования шума являются губы, звуки же [с] и [з] являются, соответственно, зубными и т. д.

Артикуляция, направленная на образование основного фокуса, называется основной.

Кроме основной, при образовании согласного может использоваться ткже дополнительная артикуляция, которая, не изменяя основного характера шума, придает ему специфический оттенок. Наиболее распространенной дополнительной артикуляцией согласных русского языка является палатализация (от лат. palatum – нёбо). Она выражается в напряжении и подъеме средней части языка к твердому нёбу. При помощи палатализации образуются мягкие (палатализованные) согласные. Веляризация (от лат. vеlaris – задненёбный) – это дополнительная артикуляция, при которой в противоположность палатализации, образуются твердые согласные (например, русский твёрдый [л]). Артикуляция веляризации состоит в подъеме задней части спинки языка к мягкому нёбу. Дополнительной артикуляцией является также назализация (от лат. nasalis – носовой), т.е. с точки зрения артикуляционной – участие нёбной занавески при образовании носовых согласных ([н], [н'], [м], [м']) в отличие от остальных звуков.

25. Русские аффрикаты, особенности их артикуляции. Участие аффрикат в фонетических и исторических чередованиях фонем.

Аффрикаты (лат. affrico — притираю) — согласные, представляющие собой слитное сочетание смычного согласного с фрикативным, обычно того же места образования. Например, русские переднеязычные аффрикаты «ч» («ть» + «щ») и «ц» («т» + «с»), английские «j» («д» + «ж») и «x» («к» + «с»), древнегреческая «ζ» («д» + «з»), немецкая «z» («т» + «c») и т. д.

Аффрикаты (смычно-щелевые) – сложные согласные [ц, ч]. Своеобразие аффрикат в том, что они на начальной основе образования формируются как смычные: органы речи плотно примыкают друг к другу (ср. [т]). Однако «взрыва» не происходит, так как органы речи до этого успевают перейти на артикуляцию щелевых звуков [с, ш], и в момент выдержки аффрикаты звучат уже как щелевые того же места образования, где прежде был затвор. Таким образом, при образовании аффрикат воздушной струе приходится преодолевать сложную преграду (в отличие от образования смычных и щелевых, где преграда простая);

Живые чередования:

тс//ц (стяжение в аффрикату, полная регрессивная ассимиляция перед аффрикатой): отец – отца, братец – братца

ч//ш (результат регрессивной ассимиляции по способу образования): Никитишна, Савишна, булочная – булошная, прачечная)

Исторические чередования:

ц//ч венец – подвенечный, отец – отеческий

д//ч: газета – газетчик

т//ч: переводить – переводчик

т’//ч’ светить – свечу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: