На типичных городских СТО автомобили, прибывающие на станцию, проходят мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема работ и их стоимости.

Если на СТО производится продажа автомобилей, то поступающие машины сначала проходят предпродажную подготовку. При необходимости, после технического обслуживания эти автомобили проходят диагностику.
Если в процессе работы какие-либо посты оказываются занятыми, то автомобиль поступает на место ожидания, в качестве которого используются площадки перед постами, или специально расширенные проезды между ними.
В структуру СТО в зависимости от ее размера и производственной мощности входят следующие производственные участки:
- приемка и выдачи автомобилей;
- мойка;
- диагностика;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- зарядка аккумуляторов;
- ремонт электрооборудования;
- ремонт топливной аппаратуры;
- агрегатно-механический участок;
- шиномонтажный участок;
- кузовной участок;
- окраска;
- участок предпродажной подготовки.
На небольших СТО некоторые однородные работы могут объединяться на одном участке. При этом обязательно выполняются требования по технике безопасности. Например, кузовные работы, где используется сварка, нельзя размещать в одном помещении с покраской.
Производственные участки ТО и ТР со своими рабочими постами являются основными, а остальные – вспомогательными, обеспечивающими работу основных.
Кроме производственных цехов и участков непосредственно в здании СТО или в пристройках, или в отдельных помещениях на территории станции располагаются такие участки, как компрессорная, склады расходных материалов и запасных частей, отдельно склад горюче-смазочных материалов, тепловой узел, трансформаторная и т.д.
Рассмотрим участки СТО, имеющие специфику в организации и технологии.
При приемке автомобиля в первую очередь производится проверка агрегатов и узлов, на которые указал владелец, затем агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения, после чего – выявление неисправностей, которые могли быть не замечены владельцем. После этого ориентировочно определяются стоимость и сроки проведения работ, согласование их с владельцем и оформление заказа.
При необходимости во время осмотра автомобиля проводятся диагностические работы и пробный выезд автомобиля.
По требованию владельца объем работ по ТО может быть сокращен. В этом случае в наряд-заказ вносят только те работы, на проведение которых согласен заказчик.
После этого автомобиль направляется непосредственно в зону обслуживания или в зону ожидания.
Как правило, время, затрачиваемое на приемку автомобиля, занимает 20‑30 минут.
После проведения необходимых работ автомобиль направляется в зону выдачи, где контролируют качество проведенных работ, проводят внешний осмотр автомобиля и его комплектность и выдают его владельцу или направляют в зону хранения готовой продукции.
При получении автомобиля владелец своей подписью удостоверяет отсутствие претензий к перечню и качеству проведенных работ, а приемщик, проверив правильность оплаты, выдает пропуск на выезд.
На малых и средних станциях участки приемки и выдачи, обычно, совмещены, а иногда эти процедуры производятся непосредственно на постах обслуживания.
На современных станциях обязательно имеются достаточно полноценно оборудованные участки диагностики, которые, как правило, являются загруженными, так как диагностика проводится как на стадии приемки и выдачи автомобилей, так и в процессе проведения ТО и ТР.
| ||||
|
Наибольшее число заявок владельцев приходится на такие диагностические работы, как проверка углов установки управляемых колес, балансировке колес, проверке систем электрооборудования и питания двигателей. Нормальное функционирование этих узлов и систем во многом определяет затраты на эксплуатацию автомобилей. Значительная часть контрольно-регулировочных работ с применением средств диагностики проводится при обслуживании и ремонте ДВС, электрооборудования и ходовой части на постах ТО и ТР. При этом часто используются переносные приборы.
Число постов диагностики различно, как различно и их расположение. Часто на крупных станциях один, наиболее универсальный пост устанавливается на въезде для первичной диагностики, а остальные - в тупиках. Последнее дает возможность проводить диагностические операции независимо от движения автомобилей по станции.
Требуемые технические воздействия на поступающие на СТО автомобили имеют случайный характер. Кроме того, объем и наименования ТО и ТР различны и применяются в любых сочетаниях. Поэтому технологический процесс технического обслуживания и ремонта на СТО должен иметь гибкую структуру.
В зависимости от того или иного наиболее часто встречающегося сочетания проводимых работ, выбираются рациональная технологическая схема и организация производства.
Например, на уборочно-моечном участке могут выполняться уборочно-моечные работы не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг. То же самое можно сказать и о шиномонтажном участке или участке контроля углов установки управляемых колес.
Мелкие неисправности устраняют непосредственно на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и механизмы, снятые с автомобилей, направляются на соответствующие специализированные участки для проведения необходимых работ, после чего они снова возвращаются на участок ТР и устанавливаются на автомобиль.
Работы по ТО и ТР проводятся на универсальных и специализированных постах, 70‑80 % которых оборудованы подъемниками
Организация работ на специализированных участках строится с учетом объема работ и типа ремонтируемого агрегата или системы. Эти участки оснащаются оборудованием (в том числе и диагностическим) и инструментом в зависимости от перечня выполняемых операций.
Помимо работ по ТО и ТР на крупных или специализированных СТО может производиться капитальный ремонт агрегатов (ДВС, КПП, ведущий мост и т.д.). Как правило, КР проводится по индивидуальным заказам, причем очень часто без заезда автомобиля на СТО.

Рабочие посты
- Рабочие посты - это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для ремонта, поддержания или восстановления работоспособности автомобиля и его внешнего вида (посты мойки, диагностирования, ТО, ТР и окрасочные).






