VІ. Формирование учебно-языковых умений

1. Осложненное комментируемое списывание (1 человек комментирует вслух).

Предложения (представлены на слайдах):

1. Петух, отряхнувшись, важно вышел на середину двора и, захлопав крыльями, пропел «кукареку».

2. Девушка, говоря по телефону, одновременно что-то записывала в блокнот.

Задание: запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, найдите деепричастия и письменно поставьте к ним вопрос от сказуемого.

 

2. Трансформация языкового явления (коллективно, письменно, 1 человек у интерактивной доски).

Задание: преобразуйте словосочетания с главным словом глаголом в словосочетания с главным словом деепричастием, образованным от данного глагола, впишите деепричастия на месте пропусков.

Материал к упражнению (представлен на интерактивной доске):

(что делать?) рисовать картину

(что делая?) ______________­­­_____ картину;

(что сделать?) нарисовать картину

(что сделав?) __________________ картину;

(что делать?) умываться быстро

(что делая?) __________________ быстро;

(что сделать?) умыться быстро

(что сделав?) ___________________ быстро

 

VIІ. Введение нового материала (продолжение).

1. Анализ языкового явления (коллективно, устно).

Материал для анализа – словосочетания из предыдущего упражнения.

Задания для анализа:

– Определите вид, переходность и возвратность глаголов, данных в словосочетаниях.

– Посмотрите на образованные от глаголов деепричастия и докажите, что они тоже могут быть совершенного и несовершенного вида, возвратными и невозвратными, переходными и непереходными.

 

2. Сообщение учителя.

Как мы видим, деепричастие, как и глагол, может быть несовершенного и совершенного вида: (что делая?) рисуя, (что сделав?) нарисовав, возвратным и невозвратным: рисуя, умываясь, переходным и непереходным.

Однако это особая форма глагола, поэтому она имеет признаки еще одной части речи. Какой именно, вы узнаете, когда прочитаете теоретический материал на странице 148 учебника.

 

3. Чтение материала учебника (самостоятельно).

Задание: Прочитайте теоретический материал на странице 148 и подготовьтесь ответить на вопросы по тексту параграфа.

 

VIIІ. Первичное закрепление знаний (продолжение).

Воспроизводящая беседа:

– Признаками каких частей речи обладает деепричастие?

– Как определить вид деепричастия?

– Как определить возвратность/невозвратность деепричастия?

– Как определить переходность/непереходность деепричастия?

– Что общего у деепричастия и наречия?

IХ. Формирование учебно-языковых и речевых умений (продолжение).

1. Анализ языкового явления (коллективно, устно).

Задание: определите вид, возвратность/невозвратность, переходность/непереходность деепричастий, имеющихся в предложениях, записанных вами в тетрадях.

 

2. Осложнённое списывание.

Задание: из упражнения 272 спишите предложения, указывая глагольные признаки деепричастий (вид, возвратность, переходность). Подчеркните деепричастие с зависимыми словами как один член предложения – обстоятельство.

При списывании предложений обратите внимание на то, что деепричастие вместе со словами, которые к нему относятся, выделяется на письме запятыми.

Форма работы: предложения 1, 3 – коллективно, письменно; предложение 4 – самостоятельно, с последующей проверкой.

 

3. Переконструирование предложений (письменно, коллективно).

Упражнение 275, предложения 1–3.

Задание. Преобразуйте предложения, представив одно из действий как добавочное.

Помните, что деепричастие и глагол, к которому оно относится, должны обозначать действия одного и того же лица или предмета, поэтому не все предложения получится переконструировать.

Х. Подведение итогов урока.

 

1. Повторительно-обобщающая беседа:

– Какие особые формы имеет глагол?

– На какие вопросы отвечает деепричастие и что оно обозначает?

– Глагол и относящееся к нему деепричастие обозначают действие одного и того же лица, предмета или разных?

– Приведите примеры деепричастий.

2. Заполнение схемы (коллективно, 1 человек у интерактивной доски).

Задание: заполните данную на интерактивной доске схему, вписав в нее признаки глагола и наречия, которыми обладает деепричастие.

                                   

                              Деепричастие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: