Характеристики педагогического конфликта. Способы разрешения педагогического конфликта

Стратегия и тактика решения педагогического конфликта находятся в прямой зависимости от его особенностей (специфики). Говорят о таких особенностях конфликта, как:

— профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение конфликтной ситуации, так как колледж, как и школа или детский сад, является моделью социума;

— участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

— разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

— различное понимание событий и их причин участниками. Педагогу не всегда удается понять глубину переживаний студента, а студенту — справиться со своими эмоциями;

— присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение, и об этом надо помнить преподавателю;

— профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению;

— всякая ошибка педагога в разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации, в которые включаются другие студенты.

Так же как в конфликте социальном, в педагогическом конфликте его проявление строится на противоречиях в создавшейся педагогической ситуации.

В методологии педагогики выделяют два типа противоречий.

1. Противоречия диалектические, т. е. объективное свойство взаимодействующих педагогических структур как условие их развития и прогресса. Это противоречия макроуровня, приводящие к возникновению вертикальных конфликтов. Социально-педагогический процесс представляет собой целенаправленную деятельность по социализации личности, включающую все аспекты воспитания, образования и обучения человека. Основными противоречиями и источниками конфликтов в этом процессе были и остаются проблемы", чему учить и как учить. Основная цель социально-педагогического процесса — воспитание личности с определенными социокультурными качествами. Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом (Г. И. Козырев).

На среднем уровне линии противоречий проходят между администрацией и преподавателями; между администрацией и родителями учеников; между администрацией учебных заведений и учениками.

На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик».

2. Противоречия казуальные, т. е. случайные, вызванные в большинстве своем некомпетентностью решений. Здесь имеют место и горизонтальные конфликты: «преподаватель — родитель», «преподаватель — преподаватель», «родитель — преподаватель», «преподаватель — студент», «студент — преподаватель», «студент — студент».

Все причины, возникающие в педагогических конфликтах, можно условно разделить на две категории: конфликты в преподавательской среде и конфликты непосредственно в учебно-воспитательной деятельности.

Причины педагогических конфликтов.

К таким причинам традиционно можно отнести:

— малую возможность преподавателя прогнозировать на учебном занятии поведение учеников;

— стремление педагога в конфликтной ситуации сохранить свой социальный статус любыми средствами, поскольку есть свидетели, другие ученики, и недопустимо уронить честь мундира;

—  оценку преподавателем конфликтного действия ученика, которая нередко строится на субъективном восприятии его поступка, малой информированности о его мотивах, особенностях личности;

— характер отношений между преподавателем и отдельными учениками;

— учебно-дисциплинарную модель общения, основанную на лозунге «Строгость не повредит»;

— личностные качества педагога (раздражительность, мстительность, человек настроения);

— низкий педагогический уровень общения.

В качестве причин конфликта называют также (Е. Е. Акимова):

— противоречие между теорией и практикой;

— столкновение противоположных мнений на представленную информацию;

— существование негативной констатации, выраженной во влиянии отрицательного опыта на усвоение информации;              

—   искаженное усвоение информации.

 

 

 

 

2. Виды и структура конфликтов и педагогических конфликтов

 

Виды конфликтов (по А.И.Бобро, А.М.Гирнык):

внутриличностные, межличностные, межгрупповые (в зависимости от того, кто является стороной конфликта)

кратковременные, затяжные, безнадежно затяжные (по продолжительности)

явные, скрытые (латентные); хронические, острые (по характеру протекания)

стихийные, запланированные (по характеру возникновения)

затухают спонтанно, благодаря вмешательству внешних сил (по характеру затухания, разрешения)

ошибочные, смещенные; условные, настоящие (по критерию истинности-ошибочности)

конструктивные, деструктивные (по последствиям и функциям)

мотивационные, информационные, организационные, конфликты деятельности, конфликты поступков; кофликты интересов, конфликты систем ценностей, конфликты взаимоотношений, конфликты поступков (по главной причине)\

 

Жизненный цикл конфликта – весь процес от зарождения до его окончания. Он включает следующие этапы (по А.И.Бобро, А.М.Гирнык).

Предконфликтная ситуация – нарастает напряженность в отношениях между потенциальными субъектами конфликта; на этой стадии зарождается скрытый конфликт.

Інцидент (от лат. приключение, случай, событие) – первое столкновение конфликтантов, благодаря которому конфликт выходит наружу. Его рассматривают как формальный повод для столкновения двух сторон.

Эскалация (от англ. постепенное расширение, усиление) процесс углубления и расширения конфликта.

Кульминация (от лат. вершина) – верхняя точка эскалации. Может проявиться каккак сильнейший взрыв негативних эмоций, энергии конфликтующих сторон. Она есть последней точкой эскалации и одновременно первуй точкой деэскалации конфликта.

Деэскалация – уменьшение остроты и разрушительных последствий конфликта. Процес деэскалации может завершаться затуханием конфликта, его разрешением или переходом в новый виток эскалации.

Завершение конфликта настает после кульминации и не всегда совпадает с его разрешением. Теоретически можно выделить такие его варианты:

конфликт постепенно затихает (суперники устали от вражды);

явное превосходство одной стороны дает ей возможность навязать болем слабому опоненту свои условия прекращения конфликта;

борьба идет до полного поражения одной из сторон или обеих сторон;

сторони достигают консенсуса в спорных вопросах и идут на примирение (компромисс);

стороны вичерпали ресурсы, не виявили явного победителя и идут на уступки;

побеждают обе стороны;

одна сторона выходит из конфликта (переїзд в другой город, переход в другую школу и т.д.);

конфликт останавливается вследствие вмешательства «третьей стороны» (администрации, коллектива, родителей).

Постконфликтная ситуация открывает новую объективную реальность вследствие конфликта (новую расстановку сил, новый уровень межличностного взаимодействия, новое видение проблемы, изменения не только во взаимоотношениях, но и их сознании, поведении, отношение к профессии, учебной деятельности и т.д.)

 

В связи с этим педагогические конфликты могут быть:

— спонтанно возникающими; они развиваются в сфере отношений, и их причиной являются личностные или поведенческие отношения;

— намеренно создаваемыми; они провоцируются также в сфере отношений или с определенной целью моделируются в рамках конкретного учебного предмета;

— специально изучаемыми; они реализуются в учебно-предметной сфере, поэтому намеренно включаются в содержание учебных планов в виде специальных учебных предметов (например, «Конфликтология», «Педагогическая технология», «Основы педагогического мастерства») и имеют информационную цель. Разновидностью являются тематические конфликты, которые намеренно используются преподавателем в рамках конкретной дисциплины, этапа урока для реализации развивающей или дидактической цели учебного занятия.

В качестве компонента конфликта рассматривают педагогическую ситуацию — реальную обстановку в учебной группе в сложной системе отношений и взаимодействий между учениками, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на учащихся.

Виды педагогических ситуаций. Назовем основные:

— ситуация деятельности возникает по поводу выполнения студентом учебных заданий;

— ситуация поведения (поступков) возникает как следствие нарушения студентом правил поведения в колледже, дома, в общественном месте;

— ситуация отношений возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателем и студентами или между студентами.

Конфликтная ситуация перерастает в инцидент из-за ошибок ее восприятия:

— иллюзия собственного благородства. Человек считает, что он является жертвой злобного противника и с точки зрения морали ведет себя образцово;

— поиск соломинки в глазу другого. Преподаватель, конфликтующий со студентом, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении подопечного. А на невинный вопрос: «А как вели себя вы?» — нередко возмущенно отвечает: «А при чем здесь я? Ведь мы разбираем не мое поведение!» В конфликте чрезвычайно важно контролировать каждое свое слово, каждый поступок;

— двойная этика. Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы всегда стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к сопернику, а чужие — как недопустимые, нечестные.

   Существует четыре вида отношения преподавателя к конфликтной ситуации.

1. Стремление избежать страданий, неприятностей. Старший ведет себя так, как будто ничего не случилось. Он не замечает конфликта, уходит от решения вопроса, пускает случившееся на самотек, не нарушая видимого благополучия, не осложняя собственную жизнь. Неразрешенные споры разрушают коллектив, провоцируют студентов на все более грубые нарушения дисциплины.

2. Реалистическое отношение к действительности. Преподаватель терпеливо, трезво относится к тому, что происходит. Он приспосабливается к требованиям конфликтующих, т. е. идет на поводу у них, стремясь смягчить конфликтные отношения уговорами, увещеваниями. Ведет себя так, чтобы, с одной стороны, не будоражить педагогический коллектив и администрацию, а с другой — не портить отношения со студентами. Но уговоры, поблажки приводят к тому, что старшего перестают уважать и над ним даже смеются.

3. Активное отношение к случившемуся. Педагог признает наличие критической ситуации и не скрывает конфликта от коллег и руководителей. Он не игнорирует случившееся, не пытается угодить и нашим и вашим, а действует в соответствии с собственными моральными принципами и убеждениями, не учитывая индивидуальные особенности конфликтующих воспитанников, ситуацию в коллективе, причины конфликта. В результате складывается ситуация внешнего благополучия, прекращения ссор, нарушений дисциплины, однако это не всегда означает, что конфликт исчерпан.

4. Творческое отношение к конфликту. Старший ведет себя в соответствии с ситуацией и разрешает конфликт с наименьшими потерями. В этом случае он сознательно и целеустремленно, с учетом всех сопутствующих явлений находит выход из конфликтной ситуации. Он учитывает объективные и субъективные причины конфликта, не принимает скороспелого решения.

Творческое отношение, тщательный анализ случившегося особенно необходимы при восприятии критики.

Разрешение педагогического конфликта. Это самая сложная для любого преподавателя процедура.

 

 

3. Пути и способы разрешения педагогических конфликтов

 

При выборе способов позитивного решения конфликта следует руководствоваться тремя непреложными правилами.

1. Погасить конфликт, т. е. перевести отношение его участников на уровень, взаимоприемлемый для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых, учебных.

2. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

3. Конфликты надо решать без задержек, пусть и на частично приемлемой платформе, но открывающей дорогу совместным позитивным действиям.

В связи с реализацией этих правил встает вопрос о педагогическом риске, который представляет собой деятельность педагога по снятию неопределенности в ситуации неизбежного, т. е. обязательного выбора по принятию конкретного решения для реализации педагогической цели (И. Г. Абрамова). Риск возникает, когда проблема принятия решения встает особо остро. Задача педагога — упредить возникновение кризисных, конфликтных ситуаций на основе выбора альтернатив и принять конкретный вариант их разрешения.

При подходе к конфликту методологически центральными являются два основных положения: следует исключить насилие (физическое, психическое и т. п.) как возможный способ разрешения конфликта; разрешение конфликтной ситуации должно способствовать личностному росту субъектов конфликта. С этих позиций разрешение конфликта можно рассматривать как неотъемлемую часть общей и профессиональной культуры педагога.

Принципы разрешения конфликтов. Опираясь на общую теорию конфликтов, следует выделить основные принципы разрешения конфликтов в педагогическом процессе: толерантность, своевременность, оперативность, гласность, заинтересованность в психолого-педагогических последствиях конфликта, системность анализа его причин, исключение односторонней ответственности за возникновение конфликта — нравственно-коммуникативные нормы его преодоления (С. В. Баныкина).

В качестве принципов управления конфликтными ситуациями в педагогическом процессе выделяют следующие (Н. Ф. Вишнякова):

1. Принцип заинтересованности в конструктивных последствиях конфликта означает необходимость увидеть воспитательное значение конфликта, возможное использование его для личностного роста, нравственного развития личности, извлечения позитивного опыта для каждого из участников.

2. Принцип системности и глубинности при анализе причин конфликта. Он подразумевает использование следующих уровней анализа: начального, кульминационного, заключительного, — а также понимание соотношения объективных деловых и субъективных личностных факторов в возникновении конфликта.

3. Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. Участвуют две стороны, каждая вносит свой «вклад» в развитие конфликта и поэтому несет ответственность за его последствия.

4. Принцип нейтралитета посредника. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для разрешения (притом эффективного) конфликтной ситуации.

5. Принцип профилактики конфликтов. Реализация данного принципа возможна при соблюдении таких рекомендаций:

— конфликтную ситуацию нужно рассматривать в общем контексте реального учебно-воспитательного процесса;

— косвенно или прямо любой межличностный конфликт влияет на морально-психологический климат учебной группы, колледжа в целом, причем деструктивный характер такого конфликта ухудшает морально-психологическую атмосферу;

— педагогический конфликт не должен выходить за собственные рамки, т. е. принимать форму другого конфликта.

Существует несколько типов реагирования педагогов на конфликты:

— репрессивные меры — педагоги готовы к отражению негативных реакций студентов: их обвинений, выпадов, упреков — и поэтому имеют в арсенале своих педагогических воздействий ряд репрессивных мер в адрес провинившегося;

— игнорирование конфликта — стремление к вытеснению неприятной информации, продолжение своей деятельности, что отражает установку «со мной этого быть не может»;

— ролевое воздействие — намерение разрешить конфликт в рамках ролевого воздействия;

— выяснение мотивов — ряд действий по уточнению, пониманию мотивов поведения ученика;

— стимул к собственному изменению — реакция в виде возникающего желания что-то изменить в своем поведении, отношении, т. е. конфликт воспринимается в качестве нужной информации о необходимости скорректировать собственное поведение;

— рефлексия — высказывания о переживаемых чувствах, возникающих размышлениях.

При возникновении конфликтных ситуаций между педагогами и учениками преимущественно — в двух случаях из трех - прибегают к внешнему пресечению, использованию санкций. Реже, но также достаточно часто — в половине ситуаций — используется беседа-внушение. И примерно в каждом десятом случае внешняя реакция вообще отсутствует, причем это чаще связано с тем, что педагог не знает, как реагировать на сложившуюся ситуацию. В связи с этим в практике разрешения конфликта чаще всего используется арбитражная модель, суть которой выражается в том, что для нахождения способов урегулирования конфликта приглашается третье лицо, которому предоставляется право главного голоса. В зависимости от того, кто участвует в конфликте, третейским судьей часто становится директор, завуч колледжа, иногда классный руководитель или сам учитель.

На качество разрешения конфликта влияют типичные ошибки педагога:

— погашение лишь внешних проявлений конфликтной ситуации;

— арбитражная модель;

— невозможность преподавателя выйти за пределы социальной роли;

— отсутствие знания алгоритмов и навыков анализа педагогических конфликтов, приводящее к нарушению логической последовательности при разрешении конфликтной ситуации;

— недооценка того, насколько решен конфликт (полностью или частично), что приводит к неумению отслеживать его возможное дальнейшее проявление.

Анализ типичных ошибок педагогов, а также научных работ помог выработать основные правила при разрешении конфликтов. Ими могут быть:

— восприятие конфликта как свершившегося факта;

— отношение к конфликту как к педагогической проблеме, которая может быть решена;

— рассматривание конфликта как ценного источника информации о личности;

— проявление инициативы преподавателем;

— принятие педагогом ответственности на себя за происходящее в данной ситуации;

— использование эффекта «трех Д»: доброжелательности, добросовестности, доступности;

— грамотное проведение конфронтации с целью предотвращения асоциального поведения;

— определение и использование оптимальной продуктивной стратегии поведения в конфликте.

В конфликте существует несколько стратегий межличностной борьбы, которые осуществляют принцип «кнута и пряника». Сущность выражается в «пинках» или «ласках», по Э. Берну.

Принуждение — явно направленное психологическое воздействие, которое подавляет способность оппонента к сопротивлению. Главный признак этой стратегии — открытое использование силы: обещание придать ситуацию гласности, намек на ущемление достоинств...

Уничижение — «обмен пинками», возникает при равных силах противников в конфликте. Здесь главное — «ущемить» противника, даже если это не приводит к достижению собственной цели (выгнать из кабинета, из дома); ослабленная форма — осуждение.

Манипулирование — получение односторонних преимуществ. Особенность — замаскированное воздействие, так называемый камуфляж. Оппоненту предлагаются миф, легенда, в ткань которых вплетена наживка, которую адресат должен обязательно проглотить. Чаще всего манипулятор начинает разговор как бы издалека, о постороннем, постепенно переводя разговор в нужное ему русло.

Позитивному решению педагогического конфликта способствует система общения преподавателя с учениками. Действия преподавателя подразделяются на несколько этапов.

1. Выбор стиля общения. На этом этапе педагог как бы определяет для себя:

— что сказать, т. е. уточняет содержание диалога со студентом;

— как сказать, т. е. продумывает так называемое эмоциональное сопровождение разговора;

— когда сказать, т. е. определяет время и место выяснения конфликтной ситуации;

— при ком сказать, т. е. анализирует возможную реакцию невольных свидетелей конфликта;

— зачем сказать, т. е. выстраивает систему общения, чтобы быть уверенным в конечном результате.

2. Отбор невербальных средств общения и приемов техники активного слушателя. Юношество, как и дошкольники, часто воспринимает взрослого так называемым эмоциональным слухом, т. е. не только расшифровывает содержание, смысл сказанных слов, а ориентируется на отношение к нему взрослых. Поэтому преподавателю следует продумать способы выражения своего умения слушать, обратить внимание на мимику, тон, интонацию речи.

3. Возврат эмоций. Выход педагога из плена собственных эмоций и возможность откликнуться на переживания студента.

4. Наказание. Преподаватель, который стремится к конструктивному разрешению конфликта, должен руководствоваться мудрым советом, что наказание должно уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов (А. С. Макаренко). Система наказания в ученическом классе должна быть продумана, чтобы не нанести ущерб личности студента.

При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.

Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (особенно молодежь, дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Педагогу необходимо снизить свое эмоциональное напряжение в отношениях со учеником, родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие правила:

— не отвечать на агрессию агрессией;

— не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

— давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

— стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

— не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, ведь ситуация бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд;

— предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: