Новые тенденции политической жизни

 

Второй президентский срок В. В. Путина. Вступление России в новое тысячелетие ознаменовалось качественными изменениями во внутренней и внешней политике страны. Кризис 1998 г. положил конец экономике спада. С 1999 г. в стране начался так называемый восстановительный рост экономики, который происходил во многом за счет накопленного в прежние годы богатства: оно использовалась как ресурс, но не восполнялось. Восстановление дезорганизованных в условиях революционной трансформации хозяйственных связей и использование доступных ресурсов дало возможность вновь задействовать имеющиеся производственные мощности. Реально ВВП России в 2000 г. вырос на 9%, промышленное производство – на 11%. Однако после резкого начального рывка темпы в 2002–2003 гг. постепенно начинают снижаться. Уже в 2002 г. становится очевидным, что ресурсы восстановительного роста в России заканчиваются. За 1998–2002 гг. численность занятых в российской экономике выросла на 8,9 миллиона человек – с 58,5 до 67,3 миллиона человек. Дефицит квалифицированной рабочей силы привел к быстрому росту реальной заработной платы, за 2000–2002 гг. она выросла в 1,7 раза. Поскольку источники восстановительного роста были исчерпаны, перед страной встала новая проблема: как обеспечить быстрое экономическое развитие за пределами восстановительного периода, ориентируясь уже не на вовлечение старых производственных мощностей, а на создание новых, привлечение новой квалифицированной рабочей силы.

Другая сторона проблемы заключалась в том, что экономический рост в 4,2%, достигнутый в 2002 г., был не в состоянии обеспечить не только рост богатства страны, но даже воспроизводства уже имеющегося богатства. Для того чтобы хотя бы начать сокращение отставания от экономически развитых стран, экономический рост должен составлять не менее 8% в год, а для этого исполнительная власть и бизнес должны сконцентрироваться на двух главных пунктах: создании капитальной базы экономики и промышленной политике в её современных формах.

За первые четыре года, проведенные в Кремле, Путин сделал многое, чего не удалось его предшественнику. В 2000–2001 гг. российское правительство начало проводить комплекс реформ, направленных на укрепление гарантий прав собственности и углубление структурных реформ. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был упорядочен и закреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции. В условиях высоких цен на нефть российское правительство в целом проводило ответственную финансовую и денежную политику.

В результате рост ВВП в 2003 г. составил до 7,3%, резко возросла инвестиционная привлекательность страны – рост капиталовложений за год достиг почти 12%. В 2004 г. экономический рост в России составил 7,1%.

В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. на 38% вырос ВВП, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, инфляция была снижена более чем в три раза. Это позволило заметно сократить до уровня 1992–1993 гг. государственный внешний долг и поставить вопрос перед международными финансовыми учреждениями о возможности досрочного погашения оставшегося долга России. Положительная макроэкономическая динамика, рост резервов помогли власти поддерживать устойчивый профицит бюджета. Также заметно выросли реальные доходы населения и потребительские расходы.

После революционных событий 90-х гг. в стране начался процесс постепенной консолидации российского общества вокруг идеи укрепления демократической государственности. Конфликт в отношениях с элитами, который Путин унаследовал от Б. Н. Ельцина, был в основном исчерпан после восстановления «вертикали власти» и снижения политического статуса «олигархов» и региональных лидеров. В ходе декабрьских выборов 2003 г. депутатов Государственной Думы в новой Думе оказались представлены все составляющие прежней политической палитры, за исключением оставшихся в меньшинстве либералов.

Главным внутриполитическим событием 2004 г. стали выборы Президента России. Особенностью этой кампании было то, что имя победителя было известно задолго до голосования. Преимущество В. В. Путина перед соперниками было действительно безоговорочным, что, собственно, и показало голосование. 14 марта 2004 г. Путин победил уже в первом туре, получив голосов на треть больше по сравнению с 2000 г. – 71,3% против 52,94%.

Занявший второе место Н. Харитонов, представлявший КПРФ, набрал лишь 13,7% голосов. КПРФ впервые на президентских выборах 2004 г. не выставила своего лидера Г. А. Зюганова.

Избрание в марте 2004 г. В. В. Путина Президентом РФ на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на укрепление российской государственности. В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин определил в качестве главной политико-идеологической задачи развитие России как свободного демократического государства. Для её достижения президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.

Смена приоритетов. На свой второй президентский срок В. В. Путин предложил новую кандидатуру на пост премьер-министра. В марте 2004 г. им вместо М. М. Касьянова стал Михаил Ефимович Фрадков. В качестве важнейшей задачи перед новым кабинетом министров президентом была поставлена амбициозная задача удвоить к 2010 г. ВВП. В условиях исчерпания ресурсов восстановительного роста поддержание темпов роста даже на достигнутом уровне оказалось для нового правительства весьма и весьма затруднительным делом. На пути реализации идеи удвоения ВВП встала такая сложная проблема, как низкое качество всех экономических институтов страны. В 2004 г. впервые за годы реформ прекратилось снижение инфляции. Летний кризис показал неустойчивость банковского сектора. «Бегство» капитала, сократившееся в 2003 г. до 2,3 миллиарда долл. в 2004 г. возросло до 12 миллиардов. С приходом Фрадкова одним из главных направлений деятельности правительства становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами. Чтобы переломить негативную тенденцию в экономике и решить поставленную президентом задачу, новый кабинет министров разработал стратегию реализации конкурентных преимуществ России в области науки, образования, высоких технологий. В целях усиления работы с регионами в составе правительства был создан специальный региональный департамент. Ещё одним новым направлением деятельности правительства стала отработка механизмов взаимного участия государства и бизнеса.

Финансовые диспропорции, замедление снижения инфляции, другие негативные тенденции вызвали в российском обществе бурную полемику. Монетизация льгот, произведенная властями без должной подготовки, вызвала в стране волну протестов. Тем не менее многие эксперты выражали уверенность, что в стране есть все условия для того, чтобы в России начался настоящий экономический бум. Формирование рыночной системы хозяйственных связей, перераспределение ресурсов в рыночный сектор, адаптация менеджмента к работе в условиях рынка – важнейшие предпосылки для устойчивого экономического роста. Проблема заключается, однако, в том, что к новому президентскому сроку Путина легко проводимых, популярных реформ не осталось. Другая сложная проблема заключалась в том, что до реформы институтов (на которые необходимо время) бессмысленно наращивать инвестиции. В сегодняшней экономической структуре увеличение объемов финансирования зачастую означает ещё большее усиление неэффективности экономики. Особенностью сегодняшней ситуации в экономике является неустойчивый баланс между узкой группой экспортно-ориентированных сырьевых производств, где сохраняются тенденции к росту (топливная промышленность и черная металлургия) и группой отраслей конечного спроса, где доминирующей тенденцией является либо стагнация, либо спад.

Вывод очевиден: пока внешняя конъюнктура хороша, нам надо добиться темпов роста экономики, в разы превышающих текущие.

Внешняя политика. Первые годы XXI в. принесли новые вызовы и угрозы безопасности страны. С окончанием «холодной войны» на передний план стали выходить проблемы распространения ядерного оружия и международного терроризма. В условиях глубокого кризиса мирового порядка и резкого обострения международной обстановки Россия активно участвовала в выработке новой системы договоренностей, в создании нового баланса сил, чтобы обострение международной обстановки не привело к хаосу или войне всех против всех либо к гегемонии одной державы. Цели России на международной арене, сформулированные в новой редакции Концепции внешней политики России, принятой летом 2000 г., предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских проблем.

Международный терроризм, вновь драматически заявивший о себе захватом 1 сентября 2004 г. школы в Беслане, в результате которого, по официальным данным, погибло 330 человек и более 1300 пострадало, заставил великие державы отвергнуть идею ядерного разоружения как «романтизм» времен «холодной войны». Борьба с терроризмом вышла на первый план и в международной политике России.

После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты активизировали свою политику на постсоветском пространстве. В Центральной Азии появились американские войска и базы. С началом иракской кампании открыто обозначилось стремление США включить в зону своей ответственности экономически и стратегически важный черноморско-каспийский регион. Произошли на постсоветском пространстве и другие значимые геополитические изменения: расширение весной 2004 г. НАТО на Восток и его приближение к западным границам России; начало строительства основного экспортного трубопровода (Актау – Баку – Тбилиси – Джейхан) в обход России. Произошедшие изменения создали серьезную конкуренцию экономическим и политическим интересам России, а значит, и её притязаниям на особую роль державы, ответственной за поддержание региональной безопасности в бывшем СССР. «Цветные революции» в Грузии, Украине, Киргизии вновь сделали актуальной проблему СНГ.

Реагируя на вновь возникшие обстоятельства, Россия попыталась в 2003–2004 гг. выстраивать со своими соседями по СНГ новую модель взаимоотношений, в том числе и в конфликтных зонах Юга – Центральной Азии и Закавказье. Знаковыми событиями явились попытки России активизировать переговоры по разграничению дна Каспийского моря, углубить экономическое сотрудничество в рамках Единого экономического пространства в составе России, Беларуси, Украины и Казахстана.

Россия прилагала большие усилия, чтобы снизить уровень межнациональной напряженности, существующий в СНГ, помочь своим южным соседям погасить давние очаги напряженности на Кавказе и в Молдавии.

Какими бы тяжелыми ни оказались последствия рыночных реформ, в целом события начала XXI в. свидетельствуют, что период бурных перемен в России завершен. И власть, и российское общество пришли к пониманию того, что копившиеся десятилетиями проблемы требуют не революционного натиска, а ежедневного упорного труда, выдержки и воли.

КОНЕЦ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: