47. Азербайджанская Республика, оценивая свою среду безопасности, реальные и потенциальные военные угрозы, а также общее военно-стратегическое положение и учитывая существующие ресурсы и потенциал страны, формирует и развивает структуру Вооруженных сил и других вооруженных формирований, максимально соответствующую решению всех комплексных вопросов по обеспечению военной безопасности в современных условиях.
48. Вооруженные силы и другие вооруженные формирования строятся на основании следующих принципов:
* вооруженная оборона суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и национальных интересов Азербайджанской Республики, создание и поддержание необходимой военной способности для эффективного предотвращения и отражения вооруженной агрессии против государства;
* централизация и единство военного руководства, находящегося под контролем Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Азербайджанской Республики;
* учет постоянных и изменяющихся геополитических факторов, существующей состояния и перспектив развития военно-политической ситуации в регионе, географического положения и территориального ландшафта страны;
|
|
* эффективное использование исторического опыта Азербайджанской Республики и современного мирового военно-строительного опыта;
* комплектация на основе смешанной системы (добровольно и по призыву);
* постоянное поддержание в состоянии боевой и мобилизационной готовности;
* соответствие структуры, боевого состава, численного состава, технического обеспечения и мобилизационных ресурсов принципу эффективной достаточности;
* обеспечение прав и свобод военнослужащих, гражданских лиц, служащих в структурах Вооруженных сил и других вооруженных формирований, обеспечение их социальной защиты и уровня жизни;
* недопустимость участия военнослужащих в деятельности общественно-политических организаций.
49. Задачи по обеспечению военной безопасности выполняются Вооруженными силами и другими вооруженными формированиями в тесном взаимодействии в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики и Военной доктриной.
50. Задачи Вооруженных Сил и других вооруженных формирований соответствуют целям, приоритетным направлениям и принципам оборонной политики и устанавливаются следующим образом:
50.1. Основные задачи Вооруженных Сил и других вооруженных формирований в мирный период:
* своевременное определение оперативной обстановки, ее опасного изменения и подготовки к вооруженной агрессии против Азербайджанской Республики;
* создание потенциала силовых и предупредительных средств, достаточного для противодействия какой-либо агрессии, направленной на Азербайджанскую Республику;
|
|
* поддержание мобилизационной готовности, боеготовности и боевого потенциала войск на уровне, обеспечивающем отражение агрессии в локальном масштабе;
* улучшение совместимости и способности взаимодействия с вооруженными силами государств-партнеров по линии многостороннего и двустороннего сотрудничества;
* качественное и полное выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной готовности, воспитательной работы, поддержание оружия и боевой (специальной) техники, запасов материальных средств на уровне готовности к применению в бою;
* поддержание готовности к полному стратегическому развертыванию войск в рамках государственных мер по переходу страны в условия войны;
* обеспечение обороны Азербайджанской Республики от воздушного нападения в рамках единой системы противовоздушной обороны, основанной на централизованном управлении, осуществление контроля над правилами использования воздушного пространства, ведение боевых дежурств с назначенными силами и средствами;
* охрана национальных интересов Азербайджанской Республики на Каспийском море и поддержание благоприятной оперативной обстановки для безопасной экономической деятельности, обеспечение контроля над энергетической инфраструктурой, движением плавательных средств в принадлежащей Азербайджанской Республике части моря и их безопасности, осуществление навигационного, гидрографического, гидрометеорологического обеспечения;
* обеспечение информационной безопасности;
* обеспечение технической поддержки и восстановления коммуникаций;
* организация защиты территории;
* охрана важных государственных объектов, коммуникационных сооружений, особых грузов;
* охрана государственной границы Азербайджанской Республики;
* охрана населения, собственности в приграничной зоне от диверсионных деяний, предотвращение подобных деяний;
* принятие в рамках предусмотренных законодательством полномочий мер для урегулирования пограничных конфликтов;
* защита пограничного режима;
* участие в рамках предусмотренных законодательством полномочий в борьбе с терроризмом;
* выполнение мер гражданской обороны, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
* осуществление аварийно-спасательных и других мероприятий для ограничения чрезвычайных ситуаций и устранения их последствий;
* обеспечение населения, пострадавшего на территориях, на которых произошли чрезвычайные ситуации, товарами первой необходимости, временным жильем и другим материальными средствами, а также первой медицинской помощью и услугами.
50.2. В период реальной угрозы обязанности и задачи других вооруженных формирований, а также их взаимодействие с Вооруженными силами определяются на основании заранее составленных планов.
50.3. В период войны (вооруженного конфликта) основными задачами Вооруженных сил и других вооруженных формирований являются:
* усиление стратегического давления на Республику Армения для урегулирования имеющегося конфликта с агрессором, при необходимости, доведение потенциала воинских группировок до необходимого уровня в целях решения конфликта с применением военной силы в кратчайшие сроки и с минимальными для Азербайджанской Республики потерями;
* ведение боевой службы на прифронтовых территориях и поддержание воинских группировок в состоянии постоянной готовности к отражению агрессии;
* полное или частичное стратегическое развертывание Вооруженных сил и других вооруженных формирований;
|
|
* локализация и обезвреживание приграничных вооруженных конфликтов;
* проведение стратегических и боевых операций по уничтожению и ликвидации воинских группировок агрессора, вторгшегося на территорию Азербайджанской Республики, и его оперативных ресурсов;
* охрана населения, экономических объектов и инфраструктуры от вражеских средств причинения вреда;
* поддержание в установленном законодательством порядке режима военного или чрезвычайного положения.
51. Исполнение задач по отражению вооруженной агрессии осуществляется в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики и приказами и указаниями Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, а также соответствующими планами.
52. Соединения, формирования и военные части Вооруженных сил размещаются в соответствии с конкретными направлениями потенциальных и реальных военных угроз, установленных Военной доктриной.
53. Вооруженные силы могут принимать участие в миротворческих, гуманитарных и других операциях.
54. Для выполнения поручений по участию в миротворческих, гуманитарных и других операциях выделяются специально назначенные соединения и части, которые проходят подготовку по отдельной программе. В этих целях принимаются следующие меры:
* улучшение совместимости и способности взаимодействия с вооруженными силами партнеров по линии многостороннего и двустороннего сотрудничества;
* осуществление подготовки, материального и технического обеспечения азербайджанского контингента, принимающего участие в миротворческих операциях, в соответствии со стандартами и процедурами ООН.
55. Специально назначенные соединения и части, принимающие участие в миротворческих, гуманитарных и других операциях, могут быть привлечены к следующим операциям:
* выделение вооруженных группировок сторон конфликта и создание основы для обеспечения урегулирования конфликта политическим путем;
* изолирование района конфликта в целях обеспечения исполнения санкций, принятых международным сообществом;
|
|
* доставка гуманитарной помощи гражданскому населению и обеспечение условий для его эвакуации из района конфликта
56. При наличии политической или оперативной необходимости в меняющейся военно-политической обстановке Азербайджанская Республика сохраняет за собой право приостановить свое участие в отдельных операциях по поддержанию мира.