41. Современный этап глобального развития характеризуется наличием следующих разнонаправленных, противоречивых тенденций, в то же время коренным образом меняющих характер текущих и будущих вооруженных конфликтов и дополняющих друг друга:
* широта, сложность, нестабильная динамика геопространства, безостановочно растущее значение информационного фактора и технологического развития;
* появление новейших средств вооруженной борьбы, формирование единого информационного пространства и постепенная замена понятия "поле боя" понятием "боевое пространство";
* появление качественно новой философии ведения войны, то есть асимметрическая военная деятельность сетей негосударственных структур против врага, превосходящего с точки зрения численности, организованности и технологии.
42. Военная доктрина следующим образом оценивает вероятность возможных войн, военной агрессии и террористической деятельности:
* хотя опасность широкомасштабных (как ядерных, так и обычных) военных столкновений полностью устранена, основную опасность для стабильности и мира представляют локальные войны и вооруженные конфликты;
|
|
* вероятность военной агрессии какого-либо государства (за исключением Республики Армения) в отношении Азербайджанской Республики на текущем этапе находится на незначительном уровне;
* повысилась вероятность осуществления террористических актов в отношении объектов военного значения и важных государственных объектов, в том числе энергетической, транспортной инфраструктуры и других коммуникационных сооружений, проходящих через территорию страны и соседние страны.
43. Основным источником военной угрозы для национальной безопасности Азербайджанской Республики остается оккупация Республикой Армения части территории Азербайджанской Республики. Существуют следующие возможные варианты возобновления военной деятельности в связи с данной угрозой:
* умышленное возобновление Республикой Армения фазы активной вооруженной агрессии;
* неуправляемое расширение вооруженного конфликта - разрастание локальных столкновений на линии огня и превращение их в более широкомасштабные боевые действия;
* применение Азербайджанской Республикой военной силы в целях восстановления своей территориальной целостности в соответствии с международно-правовыми нормами и принципами вследствие оккупации Республикой Армения части территории Азербайджанской Республики и ее отказа освободить оккупированные земли в рамках урегулирования проблемы политическим путем.
44. Возможная военная деятельность против Азербайджанской Республики может быть охарактеризована следующим образом:
|
|
* широкомасштабная война:
* различные формы и методы ведения боевых действий тактического и оперативного масштаба;
* применение широкого диапазона вооруженных сил, поддерживаемых всем военно-экономическим потенциалом, включая войсковые группировки (силы), неуставные структуры противника и ограниченный военный контингент;
* использование всех средств вооруженной защиты, включая легкое огнестрельное оружие, вплоть до образцов самого современного вооружения и военной техники противника, в том числе информационные и радиоэлектронные системы борьбы;
* осуществление крупных воздушных операций с использованием военно-воздушных сил в целях разрушения системы государственного и военного управления, важных государственных, экономических, социальных объектов, выведения из строя транспортных и других объектов стратегического значения;
* осуществление диверсионной и террористической деятельности, в том числе совершение внутренними и внешними силами террористических и диверсионных актов в отношении энергетической, транспортной инфраструктуры и других коммуникационных сооружений, проходящих по территории страны.
45. Военная деятельность против Азербайджанской Республики может сопровождаться широкомасштабной информационно-пропагандистской деятельностью против Азербайджанской Республики в отдельных государствах и международных организациях.
46. Военно-стратегические факторы являются важным критерием для обороноспособности Азербайджанской Республики. На основе военно-стратегической оценки будут развиваться следующие способности для эффективного обеспечения военной безопасности Азербайджанской Республики:
* оборона территории, в том числе эффективная охрана государственных границ и важных государственных объектов и коммуникационных сооружений;
* поддержание высокой боеготовности на оперативно-тактическом уровне для осуществления быстрых операций;
* поддержание высокой боеготовности для предупреждения и предотвращения террористических актов;
* обеспечение гибкости правовой системы, системы командования и управления для деятельности Вооруженных сил и других вооруженных формирований.