IV. Оборонная политика Азербайджанской Республики

25. Оборонная политика формируется на основании военных, политических, экономических и социальных мероприятий в целях обеспечения военной безопасности государства и служит созданию благоприятной внутренней и внешней обстановки для осуществления национальных интересов Азербайджанской Республики.

26. Оборонная политика направлена на выявление, предупреждение, предотвращение, ограничение и обезвреживание военных и других угроз национальной безопасности Азербайджанской Республики посредством согласования мероприятий невоенного характера (дружба с соседними и другими государствами, построение, развитие и укрепление отношений партнерства и союзничества) с поддержанием и развитием боеготового оборонного потенциала.

27. Оборонная политика основывается на системном анализе военно-политической ситуации в регионе и тенденций ее развития, комплексной оценке реальных и потенциальных военных угроз Азербайджанской Республике и учитывает объективные потребности и реальные возможности для обеспечения военной безопасности, а также географическое расположение и территориальный ландшафт страны.

28. При формировании и осуществлении оборонной политики Азербайджанская Республика:

* соблюдает международно-правовые нормы и принципы;

* предпринимает попытки мирного сосуществования со всеми государствами;

* прилагает усилия для реализации в международных отношениях принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничеств и добрососедства;

* не ведет военные операции против какого-либо государства, за исключением случаев подверженности агрессии, а также случаев, вытекающих из международно-правовых обязательств;

* отрицает войну как средство посягательства на независимость других государств и способ решения международных конфликтов;

* оценивает какую-либо политическую, военную, экономическую и другую поддержку Республики Армения и установленного на оккупированных азербайджанских территориях сепаратистского режима в целях оформления результатов оккупации как деяние, направленное против Азербайджанской Республики;

* вследствие оккупации Республикой Армения части территории Азербайджанской Республики и ее отказа освободить оккупированные земли в рамках урегулирования проблемы политическим путем сохраняет за собой право использовать все необходимые средства, включая военную силу, в целях восстановления своей территориальной целостности в соответствии с международно-правовыми нормами и принципами.

29. Азербайджанская Республика не допускает размещение на своей территории иностранных военных баз, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участницей которых она является. Вместе с тем, при коренных изменениях военно-политической ситуации, Азербайджанская Республика сохраняет за собой право дать согласие на временное размещение на своей территории иностранных военных баз либо выделение места для иностранного военного участия в другой форме.

30. Основными принципами оборонной политики Азербайджанской Республики являются:

* согласование централизованного руководства Вооруженными силами и другими вооруженными формированиями с демократическим контролем над их деятельностью;

* заблаговременное планирование, своевременное выявление и оценка потенциальных угроз военной безопасности Азербайджанской Республики;

* заблаговременное планирование и всестороннее обеспечение предусмотренных мероприятий, их своевременное осуществление;

* наличие сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их планирование и рациональное использование;

* осуществление единой государственной военно-технической политики;

* согласование работ по военному устройству и с потребностями военной безопасности;

* развитие военного и военно-технического сотрудничества с партнерами.

31. Государственные органы, Вооруженные силы и другие вооруженные формирования, иные компетентные структуры, ответственные в рамках свои полномочий за обеспечение военной безопасности Азербайджанской Республики и принимающие участие в формировании и осуществлении оборонной политики, составляют систему военной безопасности.

32. Полномочия государственных органов, Вооруженных сил и других вооруженных формирований, иных компетентных структур, связанные с обеспечением военной безопасности, устанавливаются Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами Азербайджанской Республики.

33. Мероприятия и задачи в сфере обеспечения военной безопасности осуществляются всеми силами, средствами и ресурсами Азербайджанской Республики.

34. Основные мероприятия, составляющие оборонную политику и осуществляемые в рамках предусмотренных законодательством полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, а также задачи, стоящие перед Вооруженными силами и другими вооруженными формированиями, уровень их мобилизации, степень боеготовности определяются на основании трех условных обстановок безопасности, именуемых как "мирный период", "период реальной угрозы" и "период войны (вооруженного конфликта)".

35. В мирный период в рамках оборонной политики предусмотрено осуществление следующих основных мероприятий:

35.1. в сфере охраны государственной границы Азербайджанской Республики и обеспечения ее неприкосновенности:

* отражение реальных и потенциальных угроз на государственных границах Азербайджанской Республики, в том числе предотвращение попыток незаконного изменения государственной границы, предотвращение перемещения через государственную границу запрещенных законодательством предметов и охрана населения и собственности в приграничной зоне;

* обеспечение соблюдения режима государственной границы;

* расширение оперативно-технических возможностей системы пограничной охраны, повышение способности оперативного вмешательства для предотвращения перехода через государственную границу террористов и террористических групп, а также незаконных мигрантов, перевозки оружия массового поражения и его компонентов, оружия-боеприпасов, наркотических средств и другой незаконной деятельности;

* осуществление пограничного контроля на принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря.

35.2. в сфере поддержания на необходимом уровне оборонного и боевого потенциала, высокой боеспособности, мобилизационной готовности Вооруженных сил и других вооруженных формирований:

* повышение на общих военно-научных основах боевой готовности Вооруженных Сил и других вооруженных формирований, постоянное усовершенствование, модернизация и поддержание в состоянии боеготовности средств вооруженной борьбы и навыков их усвоения;

* заблаговременное выявление и удержание под контролем военных угроз национальной безопасности, определение и оценка их потенциального воздействия;

* развитие и усовершенствование оборонной промышленности и необходимой военной инфраструктуры;

* поддержание соответствующей готовности Вооруженных сил и других вооруженных формирований для своевременного перехода их в состояние войны и перехода в состояние боеготовности одновременно с применением военной или чрезвычайной ситуации.

35.3. в сфере подготовки государственных органов, экономики страны, населения и территории к обороне:

* обеспечение мобилизационной подготовки органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, экономики и населения для деятельности в военный период и подготовки территории страны к обороне;

* подготовка мобилизационных планов, связанных с подготовкой экономики страны к мобилизации и условиям военного периода и переходом к данному периоду;

* создание, развитие и поддержание производственных объектов в целях удовлетворения потребностей государства, вооруженных сил и других вооруженных формирований и нужд населения в военный период;

* создание резервных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка их к деятельности в условиях военного периода.

35.4. в сфере планирования и осуществления мероприятий гражданской обороны:

* создание системы мероприятий по гражданской обороне в целях обеспечения безопасности населения и территории в мирный или военный период;

* подготовка плана гражданской обороны, связанного с организацией и осуществлением мероприятий гражданской обороны, и годовых планов основных мероприятий в сфере гражданской обороны.

35.5. в сфере усиления двустороннего и многостороннего военно-политического сотрудничества и внесения вклада в международную безопасность:

* продолжение двустороннего и многостороннего военно-политического сотрудничества с государствами-партнерами;

* поддержка, с учетом принципа неделимости безопасности, усилий по созданию системы безопасности в Евроатлантическом пространстве, включая регион расположения Азербайджанской Республики, продолжение на основе взаимных интересов сотрудничества с НАТО;

* продолжение сотрудничества с мировым сообществом и его структурами безопасности в связи с предотвращением войн и вооруженных конфликтов, поддержкой или восстановлением мира;

* участие в предотвращении распространения, разработки, производства, накопления, приобретения, хранения и передачи оружия массового уничтожения;

* поддержка усилий международного сообщества в борьбе со всеми видами терроризма.

36. Мероприятия, предпринимаемые в мирный период, направлены на усиление обороноспособности страны в общем, предотвращение возможных угроз и удержание потенциального врага от каких-либо недоброжелательных деяний либо агрессивных действий в отношении Азербайджанской Республики.

37. В период реальной угрозы в рамках оборонной политики предусмотрено осуществление следующих основных мер:

37.1. в сфере приведения страны, населения и территории, а также Вооруженных сил и других вооруженных формирований в состояние готовности к обороне при наличии опасности реального вооруженного нападения на Азербайджанскую Республику:

* принятие и исполнение решений об объявлении на всей территории Азербайджанской Республики либо в отдельных местностях военного положения, общей или частичной мобилизации, о готовности к военным операциям и их осуществлении;

* своевременное выявление агрессорского намерения врага, определение состава воинских частей, скопленных в направлении существующей угрозы, и оценка возникшей военно-политической ситуации;

* организация территориальных мероприятий и мер гражданской обороны и их осуществление;

* организация вооруженных, политических, дипломатических, информационных, экономических и других видов и способов защиты и их координация;

* обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан в целях отражения агрессии;

* приведение Вооруженных сил и других вооруженных формирований либо их частей в состояние полной готовности для их частичного или полного оперативного и стратегического раскрытия, осуществления операций;

* перевод экономики страны и ее отдельных отраслей, в том числе предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на режим работы, предусмотренный для военного положения.

37.2. в сфере устранения действий, направленных на нарушение территориальной целостности Азербайджанской Республики, насильственное изменение ее конституционного строя, массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, других конфликтов, порождающих опасность для жизни и безопасности граждан либо нормальной деятельности государственных институтов:

* принятие и исполнение решения о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях Азербайджанской Республики;

* локализация и изоляция района внутреннего вооруженного конфликта, охрана общественного порядка на прилегающих к району конфликта территориях и усиление мер безопасности;

* проведение антитеррористических операций, ликвидация незаконных вооруженных формирований, террористических групп и организаций, уничтожение их баз, учебных центров, складов и коммуникаций;

* сбор оружия у населения района конфликта;

* восстановление законности и порядка, обеспечение общественной безопасности и стабильности.

38. В период войны (вооруженного конфликта) в рамках оборонной политики предусмотрено осуществление следующих мер в целях отражения агрессии и защиты страны, населения и территории:

* мобилизация сил и средств, необходимых для отражения агрессии, осуществление военных, политических, дипломатических, информационных, экономических и других мероприятий в сфере обороны;

* осуществление военной деятельности по охране территории Азербайджанской Республики;

* координация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и населения по отражению агрессии и устранению ее последствий, в том числе организация и исполнение территориальных мероприятий и мер гражданской обороны;

* достижение осуждения и изолирования агрессоров со стороны международных организаций и всех государств.

39. Мероприятия, предпринимаемые в период войны (вооруженного конфликта), имеют целью причинить значительный ущерб врагу в целом, принудить его отказаться от продолжения вооруженного конфликта и перейти к политическому урегулированию на благоприятных для Азербайджанской Республики условиях.

40. Как в мирный период, так и в период реальной угрозы, период войны (вооруженного конфликта) осуществляется разведывательная и контрразведывательная деятельность в целях обеспечении военной безопасности Азербайджанской Республики, выявления, предупреждения и предотвращения разведывательных, террористическо-диверсионных и других подобных мероприятий, способных нанести ущерб независимости, суверенитету, территориальной целостности, конституционному строю, оборонному потенциалу и другим национальным интересам страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: