V. Организация деятельности Министерства

10. Деятельностью Министерства руководит министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Азербайджанской Республики.

11. Министр лично отвечает за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление его функций.

11-1. Структуру Министерства устанавливает Президент Азербайджанской Республики. Перечень не входящих в структуру Министерства подведомственных структур (юридических лиц, организаций и пр.) утверждает Кабинет министров Азербайджанской Республики.

12. У министра есть заместители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Азербайджанской Республики.

13. Министр:

13.1. организует деятельность Министерства и руководит ею;

13.2. ведет распределение обязанностей между заместителями министра;

13.3. в пределах установленной структуры, фонда заработной платы и лимита численности работников утверждает структуру, штатное расписание аппарата, местных и других структур Министерства и в пределах выделенных бюджетных ассигнований их смету расходов;

13.4. утверждает положения структурных подразделений аппарата и подведомственных структур Министерства, а уставы подведомственных юридических лиц в установленном порядке представляет на утверждение;

13.5. в пределах своих полномочий издает обязательные для исполнения приказы, распоряжения, указания относительно работы аппарата Министерства и находящихся в его подчинении структур, осуществляет контроль за их исполнением;

13.6. представляет Азербайджанскую Республику на двусторонних и многосторонних переговорах, в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики подписывает международные договоры Азербайджанской Республики;

13.7. представляет Министерство во взаимоотношениях с государственными органами Азербайджанской Республики, органами государственной власти иностранных государств, а также международными организациями;

13.7-1 по согласованию с Президентом Азербайджанской Республики назначает на должность и освобождает от должности начальников управления Министерства;

13.8. в рамках своих полномочий в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Министерства и зарубежных представительств, а также других работников системы Министерства;

13.9. в пределах своих полномочий присваивает дипломатические ранги;

13.10. исключен

13.11. в установленном порядке осуществляет ротацию сотрудников зарубежных представительств;

13.12. утверждает график комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности зарубежных представительств;

13.13. в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики осуществляет другие полномочия.

14. В Министерстве создается Коллегия в составе министра (председатель Коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников Министерства.

15. Численность и личный состав членов коллегии утверждаются Кабинетом министров Азербайджанской Республики.

16. Коллегия Министерства на своих заседаниях обсуждает вопросы, связанные с работой Министерства, и принимает по ним соответствующие решения.

17. Заседания Коллегии полномочны при участии более половины членов Коллегии.

18. Решения Коллегии принимаются простым большинством голосов ее членов. Решения Коллегии оформляются протоколами и, как правило, осуществляются приказами министра.

19. При необходимости для участия в заседаниях Коллегии могут приглашаться представители органов исполнительной власти, учреждений, предприятий и организаций, непосредственно связанных с обсуждаемыми вопросами.

20. В Министерстве создается аттестационная комиссия.

Аттестационная комиссия обсуждает кадровое обеспечение аппарата Министерства, зарубежных представительств, вопросы подготовки, и дополнительного образования кадров дипломатической службы.

21. Для подготовки научно обоснованных предложений по вопросам внешней политики в Министерстве могут быть созданы научно-консультативный, методический и экспертный советы.

Состав и положения советов утверждаются министром.

Организационно-техническое обеспечение работы советов осуществляет аппарат Министерства.

(c) VneshExpertService

Источник: Законодательство стран СНГ WEB-версия// http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=27642

Дата обращения 08.09.2014

 

Вопросы:

1. Какими нормативно-правовыми документами руководствуется МИД Азербайджанской Республики в своей деятельности?

2. Назовите основные задачи Министерства.

3. Перечислите функции Министерства и раскройте их внешнеполитический смысл.

4. Каковы полномочия Министра в реализации задач внешнеполитического ведомства?

5. Может ли МИД Азербайджана вести учебную и научно-исследовательскую деятельность? 

 

Заключение

 

 

Документы внешней политики Азербайджанской Республики, опубликованные в практикуме, дают хорошую возможность для обобщений и дальнейшего анализа специфики динамичного внешнеполитического курса АР.

Во-первых, очевидно, что стержнем внешнеполитической деятельности страны является урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта, причем, такое урегулирование, которое не оставляет нынешней НКР возможности существовать как самостоятельное политическое образование. Руководство АР опирается на принцип территориальной целостности, нерушимости границ, зафиксированный в Заключительном Акте Хельсинского Совещания 1975 г. по безопасности и сотрудничеству в Европе, как и во многих других документах международных организаций, в том числе в документах ООН, имеющих отношение к карабахскому урегулированию. Руководство же непризнанной НКР, как известно, настаивает на реализации принципа права наций на самоопределение, который также имеет право на существование и применение.

Во-вторых, дипломатия Азербайджана стремится использовать самые современные методы и инструменты влияния на региональную ситуацию. Значительную роль играет эффективное, инициативное участие АР в международных организациях, в частности, возможность работать в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Согласно концептуальным документам АР, заметно актуализировалось и активизировалось европейское направление политики этого закавказского государства. 

В-третьих, фактор азербайджанской диаспоры становится все более значимым. Разработчики внешнеполитической стратегии Азербайджана выделяют феномен диаспоры, который представляется амбивалентным по своему влиянию на международные отношения. Диаспоры азербайджанцев в США, Канаде, странах ЕС, Содружества Независимых Государств демонстрируют, очевидно, признаки как субъекта, так и объекта международной политики.

В-четвертых, константой внешнеполитического курса АР остается координация внешнеполитических усилий с тюркоязычными странами и странами-членами Организация Исламского Сотрудничества. Эта тенденция в ближайшей перспективе будет только укрепляться, в особенности, на треке кооперации с Советом тюркоязычных стран.

В-пятых, топливный ресурс Азербайджана неоднозначно оценивается авторами концепций и стратегий. С одной стороны, это действительно ресурс страны и народа на длительную перспективу, который обеспечивает стабильные поступления в бюджет. С другой стороны, Президент страны признает, что сохраняется опасность войти в зону перманентной зависимости от энергетической политики, а, следовательно, от резких колебаний на международных энергетических рынках и флуктуаций региональной политики. Руководство Азербайджана, хотя и создает накопительные финансовые фонды на случай непредвиденных обстоятельств, оно все же отвергает путь развития страны ориентированный исключительно на нефтегазовую отрасль. Лица, принимающие решения в Баку, всерьез обеспокоены, каким наиболее оптимальным образом использовать огромные прибыли от продажи энергопродуктов и направить их на трансформацию экономики и общества. Эта обеспокоенность отражена практически во всех программных документах Азербайджана, в том числе в Концепции развития 2020.

Завершающим выводом мы предлагаем утверждение о гибкой и прагматичной политике современного Азербайджана. Стратегические направления внешней политики АР подвижны, реагируют на колебания региональной обстановки, отличаются выдвижением дипломатических инициатив. Следует отметить, что азербайджанские эксперты пристально следят за трансформацией фактора информационной войны и предлагают целый ряд оперативных мероприятий информационно-психологического воздействия, что, впрочем, делают и многие другие страны, желающие приобрести или сохранить статус важного участника международных отношений в регионе и за его пределами. Немалую роль в прагматике внешнеполитического курса здесь играет квалификация международника и дипломатическое искусство нынешнего Президента Ильхама Алиева, выпускника МГИМО(У) МИД СССР.

 

 

Литература

 

1. Андриянов В., Мираламов Г. Ильхам Алиев. – М.: Молодая гвардия, 2007.

2. Бабаева З. Г.Внутренняя безопасность в системе национальной безопасности Азербайджана в современных условиях// «Политика и oбщества».-2009.-№2.-С.38-43.

3. Дегтярев А.А. Принятие политических решений: Учебное пособие. – М.: Книжный Дом Университет, 2004.

4. Закон Азербайджанской Республики от 11 мая 2010 года №1000-IIIQ. Об участии Азербайджанской Республики в миротворческих операциях/ Законодательство стран СНГ WEB-версия// http://base.spinform.ru/showdoc.fwx?rgn=31669

5. Кокошин А.А. О стратегическом планировании в политике.– М.: КомКнига, 2007.

6. Колобов О.А., Корнилов А.А., Макарычев А.С., Сергунин А.А. Процесс принятия внешнеполитических решений: исторический опыт США, государства Израиль и стран Западной Европы. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1992.

7. Концепция развития «АЗЕРБАЙДЖАН – 2020: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»/ Президент Азербайджана Ильхам Алиев// www.ru.president. az

8. Корнилов А.А., Матвеев А.С., Руми Ф. Процесс формирования внешней политики Исламской Республики Иран: Практикум/http://www.unn.ru/books /metfiles/Kornilov.pdf. Н.Новгород: Издательство ННГУ, 2015. 

9. Матвеев А.С., Корнилов А.А. Процесс формирования внешней политики: Практикум. Н.Новгород: Издательство ННГУ, 2011.

10. Обязанности Министерства Национальной Безопасности. Выписка из "Положения о министерстве" // Министерство национальной безопасности Азербайджанской Республики// http:// www.mns.gov.az/ru/pages/43-26.html

11. Садыхов Ф. Дипломатическая служба Азербайджана: политические приоритеты, этапы формирования. – Баку: Адльоглы, 2004.

12. Судьин А.В. Нефтегазовый сектор экономики независимого Азербайджана: итоги двадцатилетия. – М.: Изд-во МБА, 2012.

13. Miryususf Mirbabayev. Concise History of Azerbaijani Oil. The second book. – Baku: Publishing House of SOCAR, 2013. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: