Классификация мотивов учения

Классификаций мотивов учения существует множество. Одна из таких классификаций предложена немецким психологом Дж. Розенфельдом. Он рассматривает три аспекта мотивации учения: ценностный, целевой и аспект направленности. Описывая ценностный аспект, автор выделяет следующие группы мотивов:

1. Учение как радость функционирования (радость от работы, от решения проблемы, общения с друзьями и т.п.).

2. Учение как стремление достичь личной выгоды (материальная выгода, привилегированность положения).

3. Учение на основе социальной идентификации (влияние друзей и других образцов для подражания).

4. Учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора.

5. Учение вследствие принуждения, давления.

6. Учение из чувства ответственности (переживание взятых обязанностей, внутреннего требования).

7. Учение на основе понимания жизненного практического значения (профессия, жизненные установки, цели).

8. Учение на основе общественных потребностей (идентификация с общественными нормами, принципами, политическими идеями).                                                                                                                                                                Представленная классификация интересна, но для нее, как и для многих аналогичных ей, характерно отсутствие единого принципа классифицирования.                                                                                                              Иное решение данной проблемы предложено в работах Л. И. Божович и ее учеников. Согласно Л. И. Божович, учебная деятельность побуждается двумя основными группами мотивов, имеющими разное происхождение и разную природу. Первая группа представлена мотивами, порождаемыми самой учебной деятельностью. Они, как подчеркивает автор, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Другая группа мотивов отличается тем, что входящие в нее мотивы находятся за пределами учебного процесса. Речь идет о мотивах, "порождаемых всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью" (Л. И. Божович).                                        Данная классификация была в дальнейшем доработана П. М. Якобсоном, а затем М. В. Матюхиной и приобрела следующий вид:

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.

В этой группе авторы выделяют подгруппы:

а) мотивация содержанием – мотивы, связанные с содержанием учения (учащегося побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);

б) мотивация процессом – мотивы, связанные с процессом учения (учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе познания, в процессе решения трудных задач, увлекает сам процесс решения, а не только полученные результаты).

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. В эту группу М. В. Матюхина включает следующие подгруппы мотивов:

а) широкие социальные мотивы – автор делит их еще раз, и в итоге получаются:

– мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.;

– мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самоусовершенствования (получить развитие в результате учения);

б) узколичные мотивы.

– стремление получить хорошие отметки и одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников (такую мотивацию автор называет мотивацией благополучия);

– желание быть в числе первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей ("престижная мотивация");

– отрицательные мотивы – стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: