Мир социального Бытия и жизненный мир личности

(7) Мир социального Бытия (коммунальность). Феномен социокультурного поля.

Понятие коммунальность подробно описывается Александром Зиновьевым. Коммунальность имеет общечеловеческий характер. Законы коммунальности одни и те же всегда и везде, где образуются достаточно большие скопления людей, позволяющие говорить об обществе. Для законов коммунальности безразлично, что объединяет людей в общество. Они, так или иначе, действуют, раз люди на достаточно длительное время объединяются в достаточно большие коллективы. Коммунальные законы суть определённые правила поведения (действия, поступков) людей по отношению друг к другу. Основу для них образует исторически сложившееся и постоянно воспроизводящееся стремление людей и групп людей к самосохранению и улучшению условий своего существования в ситуации социального бытия. Примеры таких правил: меньше дать и больше взять; меньше риска и больше выгоды; меньше ответственности и больше почёта; меньше зависимости от других; больше зависимости других от тебя.

Коммунальным правилам поведения люди обучаются. Делают они это на собственном опыте, глядя на других, в процессе воспитания их другими людьми, благодаря образованию, экспериментам. Законы коммунальности естественны, но люди предпочитают о них помалкивать и даже скрывают их. Прогресс человечества в значительной мере происходил как процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие этих законов, - морали, права, религии, прессы, гласности, общественного мнения, идеи гуманизма и т. д. Людей веками приучали облекать свое поведение в формы, приемлемые с точки зрения этих ограничителей, и скрывать законы коммунальности как нечто предосудительное. И не удивительно, что коммунальные правила поведения представляются им как нечто неприличное, а порой даже как преступное. Когда говорят о тех или иных законах коммунальности, то их лишают статуса общечеловеческих и приписывают лишь какому – то скверному типу общества. Считают, что в другом благородном типе общества им места нет. Но это ошибочно. В законах коммунальности ничего бесчеловечного нет. Они ничуть не бесчеловечнее, чем законы содружества, взаимопомощи, уважения. 

Основные коммунальные отношения индивидов суть отношения их к группе, отношения внутри групп и отношения меду группами. Отношение индивида к группе характеризуется степенью зависимости его от группы и группы от него. Первая имеет тенденцию к увеличению, вторая – к уменьшению. Индивид стремится ослабить свою зависимость от группы. Группа стремится к полному контролю за индивидом и к подчинению его воле группы. Коммунальные отношения между индивидами внутри групп разделяются на отношения субординации (начальствования и подчинения) и координации (соподчинения). Принцип субординации таков: социальная позиция начальника выше и важнее, чем подчиненного, и вознаграждается он лучше, чем подчиненный. Начальник стремится к минимальной зависимости от подчиненных и к максимальной зависимости подчиненных от него. Отношения соподчинения регулируются таким принципом. Наибольшую опасность для индивида представляет другой индивид, превосходящий его по социальным потенциям в глазах других и начальства. Поэтому он стремится ослабить позицию другого индивида или как-то помешать ее усилению. Взаимное препятствование (привентация) здесь является основой поведения.

Любое общество социально неоднородно. Разные сословия, классы и слои всегда жили в разных социокультурных мирах. Современные общества приобретают мультикультурный характер в силу нарастания масштабов разных видов миграций, формирования целой палитры стилей жизни. В этих условиях никто не живет просто в каком-то обществе (российском, германском, американском). Люди живут  в относительно изолированных социокультурных мирах (полях), сформированных коллегами по работе или учебе, родственниками или друзьями. В каждом таком мире свои материальные возможности, свои нормы и ценности, свои правила интерпретации вещей и поступков, свой словарный запас. Каждый город представляет собой «ансамбль социальных миров». Мир бизнеса, маркетинга, технологий отделен от миров основной массы потребителей товаров и услуг. Успешный маркетинг зависит от способности производителей товаров и услуг заглянуть в жизненный мир, в пространство смыслов своих целевых групп. Традиционные методы исследования – массовые опросы – помогают снять поверхностную информацию о легко наблюдаемых формах поведения и хорошо осознанных формах отношений («ем/не ем», «нравится/не нравится»).

Социкультурное поле – относительно автономный участок социального пространства, обладающий надындивидуальной реальностью, порождаемой взаимодействием людей. С одной стороны, это внешняя среда по отношению к индивидам, с другой – это среда, порождаемая и воспроизводимая этими индивидами.  Каждый человек включен в одновременно в несколько социкультурных полей. Ключ к пониманию поведения человека лежит через анализ структуры социокультурного поля, в котором он находится в данный момент.

Социокультурное поле

Матрица анализа характеристик социкультурного поля:

1. Ресурсы поля – материальная среда взаимодействия (доходы, имущество, социальный и культурный капитал). Метод сбора информации о ресурсах – наблюдение.

2. Культурная программа поля – смыслы, ценности, нормы. Метод сбора информации – интервью.

3. Язык социокультурного поля – набор правил интерпретации используемых в поле знаков и символов («уместные» и «неуместные» слова, варианты одежды, жесты, мебель, автомобили)

4. Граница поля и режим ее поддержания – разграничение центростремительных тенденций внутри поля и центробежных – между полями. На границе поля процессы обмена ресурсами ослабевают и исчезают, программа поля прекращает свое действие, возникает зона непонимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: