Индивидуально-личностное поле

Индивидуально-личностное поле – механизмы интеграции индивида в социальный мир. Матрица анализа индивидуально-личностного поля:

1. Статусные позиции индивида.

2. Социальные роли – выбираемая индивидом модель доступного поведения в рамках занимаемых статусных позиций.

3. Социальная самоидентификация – приписывание себя к общности и категории людей, ответ на вопрос теста «Кто ты?». «Я – Х», «Х – это …», «Все считают, что Х – это …Но я не все в этом определении принимаю», «Быть Х – значит жить жизнью Х».

4. Внешняя идентификация – определение индивида окружающими. 

5. Эго-идеал – представления информанта о том, каким он бы был, если бы никто и ничто не стояли у него на пути.

6. Реальное «Я» -представление индивида о себе «реальном».  

7. Зеркальное «Я» -представление индивида о том, как он смотрится в глазах окружающих.  

8. Социальный потенциал индивида – это способность подключиться к ресурсам своего поля.

9. Культурный потенциал индивида – это степень освоения им культурной программы и языка своего поля.  

10. Физический и психический потенциал –  природные возможности освоить ресурсы и программы своих полей.

11. Габитус (П. Бурдье) – синтез индивида и его позиции, «свободные привычки», навязанные статусом занимаемой позиции и многократным повторением форм поведения.

(8) Жизненный мир - сфера дорефлексивного, непосредственно переживаемого опыта. Поступками человека управляют не непосредственные мотивы, но “жизненный мир” в целом. Конструирование жизненного мира человека позволяет понять поведение человека. Жизненный мир – отражение в сознании и повседневных практиках индивида миров его существования.

Для жизненного мира характерны:

· непосредственная очевидность,

· интуитивная достоверность феноменов,

· целостность.

Жизненный мир индивида делится на два большихучастка по критерию релевантности («Это имеет отношение к моей жизни и моим интересам?»). З она важных интересов (ядро жизненного мира, которое формирует ткань повседневности, состоящей из устойчивых, полуавтоматических практик) и зона любопытного (периферия жизненного мира, которая не связана с интересами индивида, путями его социального самоутверждения, и самореализации; эта зона релевантна душевному и духовному миру индивида, но не соприкасается с его практикой).

Гибкий сценарий интервью, опирающийся на «принцип воронки», позволяет улавливать структуру жизненного мира информантов. Через широкие вопросы, приглашающие к рассказу, исследователь обнаруживает зоны жизненно важного и интересного, структуру компетентности информанта (з оны компетентности информанта) и зоны невежествамир Других»). О мире Других информант имеет смутное, неадекватное знание, принимающее форму стереотипов, предубеждений.

Информант выступает в ходе интервью в двояком качестве. С одной стороны, он является источником информации о своей жизни, с другой – он может быть повседневным экспертом.

Жизненный мир личности – мир драматический. Центр этой драмы – борьба человека против своего духовного разрушения. Душа – внутренний мир личности, активное, целесообразное начало, инструмент познания и регулятор действия, деятельности и творчества. Быть и существовать - естественное предназначение растительной души. Жить с комфортом и сохранять гармонию свою и природы - естественное предназначение животной души. Превращать живое в духовное – предназначение человеческой (поэтической, творческой) души.

Духовность - высший уровень самосознания человека и эмоционального отношения к явлениям окружающей жизни. Духовность человека – это умение выйти за границы своего “Эго”, несвязанность с самим собой, трансличностность. Духовность – это достижение гармонии идентичности и сопричастности вселенскому началу жизни, открытие смысла жизни в космическом, трансперсональном контексте. Духовность – это обретение свободы, достоинства.

Индивидуальность человека проявляется созвездием духовных качеств:

· автономности (независимости),

· терпимости (многомерности личности, способности увидеть себя в другом),

· аутентичности (искренности, умения быть самим собой),

· ответственности, внимательности, отзывчивости (открытости смыслам, любви к природе, любви к друзьям и даже врагам своим).

Ментальный опыт (уровень интеллектуального развития, интеллект) определяет как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. Чем выше уровень интеллектуального развития человек, тем более субъективно богатой и объективной является его индивидуальная картина мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: