Памятка для создания буктрейлера

Буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.

В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их можно сделать дома самостоятельно.

Материалы для ролика:

  • фото- и видеоматериалы (или свои, или скаченные из Интернета);
  • иллюстрации и музыка (так же – или свои, или скаченные из Сети), озвучка (если есть возможность, лучше профессиональная);
  • цитаты из рекламируемого произведения;
  • разворот обложки с аннотацией (если обложки нет, ее можно заказать у дизайнеров);
  • план работы.

План работы должен быть ориентирован на четыре важных момента:

  • задача буктрейлера: на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик, чем собираетесь его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как подтолкнуть к покупке книги и ее прочтению;
  • определить, какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
  • проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);
  • решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью – вместо музыки.

План для буктрейлера можно создать двумя способами:

1. Подобрать выразительные цитаты из текста — и под них найти подходящие иллюстрации, видео или музыку.

2. Или сначала выбрать иллюстрации, видео и музыку — и уже ориентируясь на этот материал, написать короткий сюжетный текст или подобрать необходимые цитаты из произведения.

При этом нужно четко понимать, какой именно буктрейлер вы создаете – атмосферный или повествовательный. И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».

Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались:

1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой». Ваше дело как создателя – рекламировать свою книгу, а не хвастать коллекцией картинок. Если же по плану получается больше 4 минут, можно разбить ролик на две части.

2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.

Так, строгие картинки в стиле фэнтези вряд ли будут сочетаться с разухабистыми частушками, а классический «Вальс цветов» – с аниме.

3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.

Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.

4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.

Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.

И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы — в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).

5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».

6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.

Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.

В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.

Еще совет: актуален опрос читательской аудитории. Какие моменты в целом по сюжету и в частности – из сцен нравятся, чем книга цепляет, а чем – может оттолкнуть. Зачастую мнения расходятся: и то, что нравится автору, проходит мимо читателя, а то, что написано абы как и между делом, у читателей вызывает восторг. А буктрейлер делается для читателей.

И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.

Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать. Может быть, им покажется, что иллюстрации «тормозят» или «торопятся», не соответствуя темпу музыки.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

1) игровые (минифильм по книге);

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

3) анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

Примеры библиотечных повествовательных буктрейлеров:

М.Кундера «Вальс на прощание" (Липецкая областная библиотека)

О.Славникова «Легкая голова» (из цикла «Читай ЭТО» библиотеки им. Горького г. Екатеринбурга)

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

Примеры библиотечных атмосферных буктрейлеров:

А.Холина “Письма на воде” (Научная библиотека Волгоградского государственного университета)

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

С большой натяжкой к таким буктрейлерам можно отнести буктрейлер по книге У.Нова "Инка" (проект «Книжные сезоны», «Кофейная полка»).

Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п.

Вот как описывает все разнообразие буктрейлеров Лев Оборин: “Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня”. Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное - зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению (или хотя бы повторному просмотру буктрейлера).

Таких «может быть» может быть много. И все чужие пожелания важно учесть, проверить их лично и исправить, если они актуальны. Ибо буктрейлер – это реклама, которая создается для потребителя и должна обязательно учитывать его запросы – от подсознательного желания прочитать определенную книгу до визуальных и аудиальных мелочей ролика.

И ваша задача — убедить читателя, что книга ему нужна не «определенная», а именно та, которую рекомендуете вы.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ:

Ø информативность, глубина раскрытия темы;

Ø оригинальность содержания и формы работы;

Ø техническая сложность исполнения работы;

Ø творческий подход;

Ø эстетика оформления и дизайн;

Ø органичность сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания книги;

Ø эмоциональное воздействие.

Принять участие в конкурсе приглашаются учащиеся 5-9 классов.

Работы принимаются ДО 25 ФЕВРАЛЯ на электронном носителе. К работе прилагается анкета участника (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Сдать работы можно учителям-филологам Ляшенко Марии Васильевне и Березовской Валентине Николаевне.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: