Изучение проблемы международного терроризма в аналитических центрах Германии

В начале 2016 года аналитический центр К. Аденауэра провёл анализ некоторых событий, связанных с противостоянием глобальной угрозе международного терроризма. 3-4 ноября 2016 года в Бартоне, Канберра, Австралия состоялся 2–й Контртеррористический диалог ASPI–KAS Australia-Europe. Противодействие насильственному экстремизму. Диалог начался с сессии по борьбе с насильственным экстремизмом, на котором обсуждались факторы, способствующие развитию и созданию насильственного экстремизма, и что можно было бы сделать для предотвращения этого. Этот формат оказался эффективным на протяжении всех переговоров, поскольку обсуждения на каждой последующей сессии отражались на взаимоотношениях с КВЕ. Делегаты согласились с тем, что разграничение между направленными, активными и вдохновленными террористическими нападениями является сложным. Одним из факторов, отличающих Исламское государство от других террористических групп, является то, что оно утверждает, что нападения были совершены от его имени без каких-либо доказательств причастности этой группы. Участники отметили, что количество действительно изолированной, самостоятельной радикализация людей является очень низким. Для обеспечения эффективности КТ необходима согласованная деятельность широкого спектра государственных учреждений. Для перехвата террористов необходимо усилить координацию как внутри правительств, так и на международном уровне. Расширениеобмена разведывательными данными на межведомственном и международном уровнях является необходимым шагом во избежание использования террористами различий в юрисдикциях. Это поможет установить глобальные нормы борьбы с терроризмом.

Германия также имеет определённый опыт противостояния террористической угрозе. В отношении ситуации в Германии должен рассматриваться в более широком контексте Европейского союза. Используется Европейский центр по терроризму (ECTC) и существующий аналитический центр разведки ЕС (INTCEN) для обмена информацией между государствами-членами ЕС, что позволит более скоординированных расследований и реагирования на атаки. Члены ЕС исторически неохотно делились информацией, касающейся безопасности, но определили общую цель в КТ. В попытке оказать помощь в миссиях КТ Германия вложит 65 миллионов долларов в турецкую военную базу Инджирлик, которая поддерживает возглавляемую США военную кампанию. Ангела Меркель объявила о своем девятибалльном плане безопасности в июле 2016 года. План предусматривает поэтапное увеличение численности персонала службы безопасности, формирование агентства по расшифровке, расширение подготовки по вопросам КТ для немецкой армии, проведение научно-исследовательской и профилактической работы, ужесточение положений об оружии, улучшение обмена информацией и межведомственного сотрудничества между разведывательными службами. Еще одним новым аспектом является включение системы раннего предупреждения об обнаружении радикализации, а также ускоренная репатриация лиц, которым было отказано в предоставлении убежища.Национальное и международное предупреждение является основным направлением стратегии Австралии в области борьбы с терроризмом. Для обеспечения эффективности КТ необходима согласованная деятельность широкого спектра государственных учреждений. Для перехвата террористов необходимо усилить координацию как внутри правительств, так и на международном уровне. Расширение обмена разведывательными данными на межведомственном и международном уровнях является необходимым шагом во избежание использования террористами различий в юрисдикциях. Хотя развитые страны способны выделять значительные ресурсы на борьбу с терроризмом, найти ресурсы, необходимые для борьбы с терроризмом в развивающихся странах, сложнее. Без надлежащего финансирования они не могут функционировать на 100%. Терроризм основан на истощении, и экономическая утечка, которую он представляет, ложится тяжелым бременем на эти экономики. Ярким примером является случай с Мали, где правительство и резидент миротворческой миссии ООН призвали в 2016 году увеличить помощь в борьбе с террористами, связанными с Аль-Каидой. Международная и региональная поддержка имеет жизненно важное значение для предотвращения того, чтобы страны, не располагающие ресурсами, стали долгосрочными генераторами терроризма.

Следует рассмотреть статью «Защита гражданских свобод и верховенство права в эпоху терроризма», в которой главным вопросом является «Как мир может бороться с угрозами терроризма, соблюдая верховенство права?». Страны во всем мире должны бороться с терроризмом – граждане сталкиваются с массовым наблюдением, бесполетные списки и ограниченные права на неприкосновенность частной жизни, как следствие. Эти события в соответствии с принципом верховенства права? Кто защищает наши данные, собранные правительствами, и как они используются? Как законы США, России, Польши, Венгрии и Франции подходят к новым угрозам терроризма и другим последним событиям? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, Центр Вудро Вильсона провел конференцию в Вашингтоне и предложил нескольким экспертам обсудить гражданские свободы и верховенство права в эпоху терроризма.

Мозгового мероприятие совместно с Фондом Генри М Джексона[7], ориентированный на гражданские свободы и верховенство права в эпоху терроризма – тема, которая имеет не только абстрактный, академический интерес, но и имеет большое значение в нынешних дебатах и предвыборных кампаний. Мероприятие было разделено на два обсуждения, одно из которых было посвящено теме “Право, свобода и безопасность в Соединенных Штатах”, а другое-теме “Международные стратегии обеспечения баланса между гражданской свободой и безопасностью”, в ходе которых был представлен европейский взгляд на эти вопросы.

Итогом данного исследования стала констатация факта, что на вопрос есть ли хороший пример страны, в которой имеется антитеррористическое законодательство, которое не нарушает гражданские права и свободы, нет простого ответа и что законодателям еще предстоит стремиться к лучшим решениям.

Следующий по значимости аналитический центр – это фонд Ф. Эбера[8]. Статья этого центра посвящена существованию демократии и терроризма, опыту преодоления терактов. Терроризм ставит уникальные задачи перед демократическими странами и их представителями. Вопрос: Как должны реагировать демократические общества на теракт? Есть такое понятие, как типичный демократический ответ на террористические события? В своих попытках ответить на этот вопрос прошли частичные исследования некоторых стран очень широко: возможности правоохранительных органах и исполнительной власти, были расширены, новые законы издаются. Даже если такой быстрой и решительной реакции от населения поддерживаются большинством организаций, возникают вопросы о соразмерности средств. Если уровень безопасности должен быть максимальным, без ущерба для принципов верховенства права, то стоит ли отказаться или ограничить гражданские права и свободы.

Рассмотрим теракт в Брюсселе. Террористические акты, которые потрясли 22 марта 2016 года город Брюссель, были не изолированными событиями. Они были частью цепи событий в рамках антитеррористической кампании Французско-бельгийской сети джихадистов-Террористов, которые сформировали оси между Парижем и Брюсселем. Это объясняет, почему правительство Бельгии уже к марту 2016 года на эти кампании не отвечает. Эта реакция проходила в основном в сотрудничестве с французскими властями.Бельгия оставалась без джихадистского терроризма в собственной стране долгое время. Хотя были теракты, большинство из них были совершены в 1980-х годах группой под названием CellulesCommunistesCombattates (СТС, боевые коммунистические ячейки). Эта группа, опиралась на фракции Красной армии в Германии и ActionDirecte во Франции, перешли от дальнейших нападений преступной организации, которая состояла в подозрении с Правыми группами в сочетанииBendevanNijvel. Кроме того, еще отдельные дополнительные (антисемитские) теракты были совершены. Тем не менее, Брюссель уже имеет длительную историю активного джихадистского призыва. Кампания джихадистов в Бельгии началась с теракта в еврейском музее в Брюсселе 24 мая 2014 года. При этом погибли четыре человека. Поздние исследования показали, что Франко-алжирский стрелок подозревался в этом. Он также воевал в Сирии. На самом деле он был первым, кто вернулся в Европу с намерениями о теракте.Только одну неделю после расправы в офисе французского сатирического журнала CharlieHebdo 7 Января 2015 года в Париже бельгийская полиция вела 15 Января 2015 в Вервье рейды против джихадистских террористических ячеек. При этом двое подозреваемых погибли. Дальнейшие подобные действия были в Брюсселе.

Далее стоит затронуть аналитический центр StiftungWissenschaftundPolitik. Следующая статья будет посвящена контртеррористической стратегии ЕС.Стратегия ЕС была принята Европейским советом в декабре 2005 года, нацеленная на отражение формирования сетей внешней и внутренней политики государств-членов в борьбе с терроризмом. Прилагаемый план действий содержит 160 отдельных мер в четырех направлениях работы стратегии ЕС (предотвращение, защита, осуществление и реагирование). Главная цель этой политики -противостоять "сетям террора с сетями против террора". Контртеррористическая стратегия ЕС выступает в качестве важной движущей силы в построении европейской сети. Слабость горизонтальной, институциональной и вертикальной согласованности в формировании сети европейской внешней и внутренней политики будет решена только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Что касается многосторонней борьбы с терроризмом, ЕС до сих пор сосредоточился на развитии отношений с ООН и НАТО, «Большой восьмёркой» и другими организациями, специализирующимися на контртерроризме. Что касается многосторонней борьбы с терроризмом, то решение Совета Безопасности от 12 сентября 2001 года имеет особое значение для отношений между ЕС и ООН. Это объявило нападения и другие действия международного терроризма угрозой международному миру и безопасности. Совет Безопасности подтвердил право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН[9].В них государства-члены ООН призваны принять необходимые меры для предотвращения террористической угрозы и терроризма в целом.

И последняя статья связана с относительно недавними событиями в Берлине. 22 января 2016г., с наступлением понедельника на один из самых популярных рождественских рынков Берлина произошёл теракт, многие немцы ожидали исламистских нападений во Франции, Бельгии и Германии.

Нападение сильно ударило по стране. Заветные рождественские рынки — это места радости и открытости, объединяющие все поколения-и даже многие культурные традиции, от североамериканской керамики до перуанского текстиля. Злоумышленник не только выбрал одну из самых оживленных торговых улиц столицы, но и, в частности, недалеко от Гедахтнискирхе[10], церковь была частично разрушена после второй мировой войны, власти Берлина специально оставили строение разрушенным, чтобы напомнить прохожим о темных днях нацистского режима, о последствиях насильственной нетерпимости и войны.Решение убить невинных людей в этом месте в самом либеральном и космополитическом городе Германии вызывает воспоминания об ужасающих нападениях в Париже и Ницце, оба из которых привели к гораздо большему количеству жертв. Здесь же жизнерадостные места городской встречи мгновенно превращались в места горя, беспокойства и недоверия. И все же, все три города проявили замечательную стойкость, стремясь вернуться к нормальной жизни, отказавшись позволить беспокойству царить. Несмотря на эти параллели, реакция Германии на нападение отличается от немедленной реакции Франции несколькими важными способами. Например, канцлер Германии Ангела Меркель ждала более 12 часов после терактов перед обращением к общественности.

Следующая статья посвящена международному терроризму. Автор, сотрудник Политического отдела Министерства иностранных дел, изучал структуры панисламистских террористических сетей и идейную основу этой группы. Он не выступает за то, чтобы сосредоточиться только на устранение вдохновителей террора, но и развить новую концепцию западного сотрудничества с умеренным Исламом.Терроризм боевиков, братьев-мусульман, а также Аль-Каиды питает себя от отчаяния значительной части мусульманских обществ к стагнации, коррупции и угнетения, от последствий нерешенных региональных конфликтов, а также из дефицита восприятия справедливости исламского мира к западу. Мир сталкивается сегодня не только с одним панарабизмом, но и с панисламизмом. Борьба этих групп направлена против гегемонии США в мире. В течение двух последних лет человек имел дело с основамисетей суннитского ислама; похоже, однако не исключено, что в результате войны в Ираке шиитское противостояние антиамериканскому и антибританскому сопротивлению будет расти. О наибольшем влиянии среди суннитских сетей есть воинствующие братья-мусульмане и Аль-Каида, связанная ваххабитской организацией. Наряду с понятиями исламизма и исламского фундаментализма также используется термин "исламскийИнтегрализм". Таким образом, неразделимая, вселенская претензия ислама становится яснее. Явления отставания исламских стран в эпоху глобализации обосновывается с помощью заговора Запада, в основном американцев. Вместе с тем, исламисты желают законного божественного порядка на земле боевиков. В этой связи вопрос законного преемника пророка Мухаммеда особенно актуален: учитывая, что политическая и религиозная преемственность пророка была неясна, было разделение на четырех первых халифов, Абу Бакр, Умар, Усман и Али, и после этого всё перешло к династии Ummayaden. Шиитами это наследство никогда не было признано. С момента исчезновения двенадцатого имама так называемые шииты ждут его возвращения и справедливого правления. Описание термина «воинствующий исламизм» наиболее понятен из демонстраций насилия и террора преследуемых целей. Исламские боевики убеждены, что борются за правое дело и умереть им не страшно. Джихад (священная война) – здесь как борьба против «неверных», упомянутых неверных, которые нападают на Ислам. Важную роль для ненависти членов исламистских террористических группировок и мнимое унижение ислама от США – вот что от части также двигает террористами.

Таким образом, можно сказать, что немецкие аналитические центры отлично мониторят ситуацию не только в Германии, но и за её пределами, но при этом остаётся не выполненным один из ключевых пунктов – это кооперация аналитических центров друг с другом и органами государственной и исполнительной власти для предотвращения террористических актов. Изучая и накапливая опыт, свой и других государств, Германия вырабатывает свои подходы к определению терроризма, методы борьбы с ним и анализирует ситуации, чтобы в будущем быть готовой защитить свой народ от террористической угрозы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: