Место и роль Североатлантического Альянса в антитеррористической деятельности Германии

Теракт 9/11 полностью доказал непригодность системы безопасности того времени. Подведённые итоги американскими аналитиками, службой безопасностью и другими ведомствами требовали её немедленного реформирования. В 2006 году состоялся Рижский саммит на уровне глав государств и стран-участниц НАТО. На обсуждение выносился широкий круг вопросов, но, как всегда, в центре внимания вопрос - террористической угрозы и как Альянс будет решать эту проблему в ближайшие 10-15 лет. Одним из главных итогов Рижского саммита стало принятие документа «Всеобъемлющая политическая директива». Отдельное место отводилось проблеме терроризма и способам борьбы. Помимо проблемы нарастающего терроризма концепция также рассматривает разработку предотвращающих мер, распространение оружия массового поражения с целью терактов, а также средств его доставки и пособничество в проведении террористических актов. В доктрине отмечено, что на данном этапе наблюдается нестабильность Евро-Атлантическом регионе, а также кризисы, конфликты и их последствия. Но в качестве главной цели Альянс вновь декларирует обеспечение коллективной безопасности, как и во всех своих предшествующих декларациях. Альянс также декларирует, что он применяет силу как в зоне ответственности НАТО, так и за его пределами. Подводя итог и анализируя все принятые решения сессии НАТО, можно чётко понять, что руководство Альянса настроено проводить курс, который сделает НАТО, а значит Америку, глобальным инструментом обеспечения международной безопасности. Одновременно практическая реализация планов по развертыванию Евро-ПРО и использование возможностей блока в области энергетической безопасности может существенно повлиять на безопасность Российской Федерации.Нельзя забывать, что НАТО, в первую очередь, является военной организацией, это важнейшая европейская опора в области политики безопасности, что не исключает наличия ряда конфликтных ситуаций. Сам собой напрашивается вопрос европейской самостоятельности и зависимости Европы от НАТО в сфере защиты безопасности и способности европейцев выстраивать свою политику защиты без Альянса. ЕС, в лице её локомотива – Германии, демонстрирует стремление к партнёрским отношениям с НАТО, подчёркивая общность стратегических интересов в зоне евроатлантической безопасности, заявляя о тесном сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, которое выражается в принятие документов, имеющих характер норм «мягкого права»[16], традиционных нормативно-правовых актов[17]. Следует отметить и относительно новые формы взаимоотношений между ЕС и США, имеющих различный юридический характер в силу разных преследуемых целей[18].После терактов в США в 2001 г и в Испании в 2004 г, партнёры приняли Декларацию по борьбе с терроризмом. Упор в этой декларации сделан именно на сотрудничество между ЕС и НАТО. Она должна была уменьшить возможность совершения террористических актов на территории США и государств-членов ЕС. Стороны согласовали пакет Соглашений между ЕС и США об экстрадиции и взаимной помощи по вопросам выдачи преступников, ими осуществляется разработка взаимно совместимых торговых стандартов безопасности по контролю за перевозимыми грузами повышенной опасности, его транспортировкой и так далее. Вообще развитие более тесных контактов между ЕС и НАТО можно уже в принципе назвать феноменом в международных отношениях. ОН также рассматривается экспертами и политологами как фактор международной безопасности в лице этих двух организаций. Более тесное партнёрство между Альянсом и ЕС повышает шансы противодействия терроризму. Что же касается ФРГ, то, как известно, Германия придерживается политики балансирования, но при этом она старается идти по пути политики европеизма. Именно в этом ключе возникают противоречия между ФРГ и США в лице НАТО, так как Альянс, в первую очередь, позиционирует себя гарантом соблюдения международной безопасности, международного права и успешно продвигаетполитику атлантизма. Но данные разногласия не означают раскол в сотрудничестве между двумя державами. Германия, как страна-участница Североатлантического Альянса, совместно со своими коллегами участвует в учениях для поддержания боеготовности вооружённых сил блока, разрабатывает новые концепции по борьбе с угрозой международного терроризма. Но стоит отметить, что в блоке «политический вес» Германии гораздо меньше США, тем самым её роль и место в блоке ниже, соответственно. Германия вынуждена также конкурировать с Великобританией и Францией, что уже обеспечивает противоречия, так как Англия всегда шла вслед за Америкой по пути атлантизма, а Франция, также как и Германия, придерживается политики европеизма, но в силу того, что Париж претендует на центральное место Европы, на котором в данный момент крепко стоит Берлин, возникают ещё большие противоречия между этими двумя странами, что в итоге мешает им объединиться и продвигать свою политику в диалогах с США и Великобританией. Но, как известно, США не любят советоваться, даже если Берлин и Париж объединили бы свои силы, то вряд ли бы смогли как-то повлиять на решения Штатов. К тому же Америка по просту может «надавить» на государство в разных сферах жизнедеятельности и получить таким образом «союзника». На мой взгляд, данная ситуация отрицательно сказывается на международной ситуации, так как США таким образом создают однополярную форму правления миром. Однако обязательно стоит учитывать, что Североатлантический союз предоставляет международному сообществу целый ряд возможностей для борьбы с терроризмом. Во-первых, НАТО является постоянным трансатлантическим консультационным форумом, где на основе обсуждений принимаются коллективные решения. Во-вторых, НАТО располагает военными силами и средствами, принадлежащими странам Североатлантического союза. В-третьих, НАТО является звеном обширной сети партнерских отношений с другими странами и международными организациями. По поводу антитеррористической деятельности Германии можно сказать, что более активную деятельность она продвигает в ЕС, нежели в НАТО, так как в Европе Германия является локомотивом, а после Брексита– тем более.

Таким образом, влияние Североатлантического Альянса на ФРГ достаточно велико, как и на любую страну, входящую в НАТО и/или Евросоюз. На локальном уровне НАТО никакой помощи Берлину не оказывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: