Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта

Вопрос 3

 

1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.

3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

На работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).

Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с работником железнодорожного транспорта, который осуществляет производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правилтехнической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.

Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.

За работниками железнодорожного транспорта общего пользования, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья, сохраняется право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, отраслевым тарифным соглашением, коллективными договорами для работников железнодорожного транспорта и предоставляемые за счет средств работодателей.

6. Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, зано­сов, наводнений) и военных действий;

- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, уста­новленного в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом;

- в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоз­дание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением пере­возок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, — если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, ус­транения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажи­ров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвра­тить пассажиру провозную плату.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, — если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

- в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

- в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую по­низилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

- в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете про­давца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в дого­воре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за ана­логичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недо­стачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получате­лю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченно­го или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего нз перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливает­ся в 1 год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Вопрос 9

Договор перевозки пассажиров

Договор перевозки пассажира — это соглашение, которое заключается между перевоз­чиком и пассажиром. В соответствии с соглашением перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажира с предоставлением ему мест в поезде, а пассажир обязуется опла­тить перевозку в соответствии с тарифами.

Договор перевозки пассажира является публичным, имеет письменную форму выраже­ния, т.е. перевозка удостоверяется проездными документами (билетом). Пассажир обязан иметь проездной документ. Форма билетов устанавливается Министерством транспорта. Утерянные билеты не возобновляются, если их восстановление или идентификация не мо­гут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные деньги не возвращаются. В случае, если пассажир представит необходимые доказательства приобретения проездного доку­мента на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру билет вместо утерянного, испорченного.

Перевозчик и владельцы инфраструктуры должны обеспечивать: безопасность пере­возок пассажиров; качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокза­лах, пассажирских платформах и в поездах; движение пассажирских поездов в соответ­ствии с расписанием. Все пассажирские объекты (вокзалы, станции и т.п.) должны содер­жаться в исправном состоянии в соответствии с требованиями строительных, санитар­При проезде в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право:

- приобретать билет для разовой поездки или абонемент;

- провозить бесплатно детей в возрасте до 5 лет,

- провозить с собой ручную кладь;

- получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в дви­жении пригородных поездов более чем на час.

Перевозчик бесплатно обеспечивает потребителей услуг железнодорожного транспор­та достоверной и своевременной информацией о времени отправления и прибытия поез­дов, стоимости проезда пассажиров, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых услугах, о предо­ставлении льгот.

 

Вопрос 8

Договор перевозки багажа

Договор перевозки багажа, грузобагажа занимает промежуточное положение между договором перевозки груза и договором перевозки пассажира и включает в себя положе­ния и того и другого.

Договор перевозки багажа и грузобагажа—это соглашение, которое заключается между пассажиром и перевозчиком, по нему пассажир (отправитель, получатель) обязуется опла­тить перевозку, а перевозчик обязан доставить багаж, грузобагаж в пункт назначения с соблюдением всех мер безопасности в срок Договор перевозки багажа, грузобагажа явля­ется публичным и заключается в письменной форме. На железнодорожном транспорте та­кой договор удостоверяется багажной квитанцией — для багажа, грузобагажной квитан­цией — для грузобагажа.

Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром билета принять для перевозки ба­гаж и отправить ближайшим поездом соответствующего назначения. Пассажир может объя вить ценность багажа, за объявление ценности уплачивается сбор. Продовольственные и скоропортящиеся грузы провозят без объявления ценности.

Грузобагаж физических лиц принимается, перевозится и выдается в порядке, установ­ленном Уставом и Правилами перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа. Грузобагаж, попадающий под это положение Устава, должен быть для бытовых, личных нужд.

Грузобагаж принимается для перевозки в случае, если после погрузки остается место для перевозки грузобагажа. Перегрузка грузобагажа в пути следования и его переадресов­ка не допускаются. Грузобагаж может приниматься с объявлением ценности, за эту услугу взимается сбор. Продовольственные и скоропортящиеся грузы, также как и в случае с ба­гажом, провозят без объявления ценности. Для перевозки в качестве багажа, грузобагажа принимают вещи, которые могут без затруднений быть погружены в вагон и размещены без принесения вреда багажу, грузобагажу других пассажиров.

Перевозка опасных грузов в качестве багажа и грузобагажа в пассажирских вагонах не допускается.

Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, кото­рым отправлен багаж, грузобагаж. Дата отправления багажа, грузобагажа указывается в перевозочных документах (квитанциях). Если багаж подлежит перегрузке в пути, то в срок будет включено время следования другими составами, кроме того к сроку будет прибавлено время — сутки на каждую перегрузку. Дата прибытия багажа, грузобагажа проставляется перевозчиком в перевозочных документах на станции назначения.

 

 

Вопрос 7

Особенности перевозки грузон н прямом смешанном сообщении

Одна из особенностей перевозки грузов в прямом смешанном сообщении состоит в том, что перевозка осуществляется несколькими видами транспорта. В настоящее время готовит­ся новый федеральный закон, который на государственном уровне будет регулировать пере­возку грузов различными видами транспорта. Сейчас перевозка в прямом смешанном сооб­щении определяется и осуществляется, в основном, на основании отраслевых законодательств и соглашений, которые заключаются между участниками прямого смешанного сообщения.

Перевозка осуществляется посредством взаимодействия железнодорожного транспор­та с водным (речным, морским), воздушным, автомобильным видами транспорта. Прямое смешанное сообщение включает в себя:

- железнодорожные станции;

- аэропорты;

- морские порты;

- речные порты;

- автомобильные станции.

Существует перечень грузов, которые не допускается перевозить в прямом смешанном сообщении. Это могут быть негабаритные грузы, а также лес в плотах, грузы наливом в цистернах (кроме железнодорожно-паромного сообщения) и некоторые другие.

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении осуществляется на основании единого транспортного документа (накладной), оформленного на весь маршрут следования грузов.

Передача с одного вида транспорта на другой осуществляется с одновременной про­веркой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений о них данным, указанным в перевозочных документах.

При перевозке в железнодорожно-водном и водно-железнодорожном сообщении мо­жет производиться взвешивание по требованию одной из сторон. Взвешивание груза мо­жет производиться на весах одной из сторон в зависимости от соглашения, заключенного между ними. Взвешивание груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-авто­мобильном сообщении, осуществляется стороной, производящей погрузку-разгрузку. Тар­ные и штучные грузы передаются в соответствии с количеством мест, также проверяется состояние контейнеров и исправность запорно-пломбировочных устройств. При наличии порчи, повреждения, недостачи грузов они передаются в соответствии с их массой и факти­ческим состоянием, при этом составляется соответствующий акт.

Порядок предоставления контейнеров и условия их использования при перевозках гру­зов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями участников прямого смешанного сообщения.

Сроки начала и окончания приема грузов портами соответственно при открытии и зак­рытии навигации сообщаются портами в средства массовой информации не менее чем за 20 дней до даты открытия или закрытия портов.

Грузы, доставленные в порты до наступления объявленного срока окончания приема грузов, принимаются портами беспрепятственно. В случае, если грузы не могут быть до­ставлены, порты по согласованию с грузоотправителями решают судьбу грузов. Грузы, доставленные в порты после наступления объявленного срока окончания приема грузов, могут быть сданы перевозчиками на хранение по согласию портов. При отказе портов от приема грузов на хранение перевозчики по согласованию с грузоотправителями опреде­ляют, как поступить с такими грузами. При перевозках в прямом смешанном водно-же­лезнодорожном сообщении грузы, которые не доставлены в порты перевалки до оконча­ния срока навигации, с согласия грузоотправителя и перевозчика должны быть отправ­лены перевозчиком водного транспорта по назначению через другой порт перевалки гру­зов в прямом железнодорожном сообщении. Сроки доставки в этом случае увеличивают­ся.

При перевозках в прямом смешанном сообщении перегрузка обеспечивается:

- портами при перегрузке с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады;

- перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов со складов железнодорожных станции на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций.

Необходимые средства, устройства, крепления для погрузки, перевозки предоставля­ются грузоотправителем. Оборудование вагонов и судов для обеспечения перевозки не­стандартных, тяжеловесных, громоздких, длинномерных и других подобных грузов обес­печивается портом.

Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки всеми участвующими в перевозке видами транспорта. В слу­чае нарушения общего срока ответственность за просрочку несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организациям того вида транспорта, по вине которого была допу­щена просрочка.

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:

- на железнодорожных станциях отправления — с грузоотправителей, исходя из рас­стояний, на которые осуществляются перевозки железнодорожным транспортом;

- в портах перевалки грузов или в портах назначения грузов — с грузоотправителей или грузополучателей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки гру­зов по водным путям.

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:

- в портах отправления грузов — с грузоотправителей, исходя из расстояний, на кото­рые осуществляются перевозки грузов водными путями;

- на железнодорожных станциях, которые примыкают к портам перевалки грузов, — с грузоотправителей, грузополучателей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки железнодорожным транспортом.

Плата за перевозки грузов может вноситься, по договору, иными лицами вместо грузо­отправителей, грузополучателей.

Порядок установления нормы перевалки грузов, формы учетных карточек и поря­док их составления устанавливаются правилами перевозки грузов в прямом смешан­ном сообщении.

За невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном сообще­нии, и невыполнение заявки перевозчики и организации, осуществляющие перевалку, не­сут ответственность. Уставом определены основания, по которым перевозчики и органи­зации могут быть освобождены от ответственности:

- непреодолимая сила, военные действия, блокада, эпидемия и иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке;

- прекращение или ограничение в установленном порядке перевозок грузов;

- перевыполнение заявки или восполнение недогрузов в течение срока действия этой заявки.

За сверхнормативный простой речных судов вследствие неподачи вагонов перевозчик несет ответственность, установленную договором.

Ответственность за несохранность грузов до передачи их с одного вида транспорта на дру­гой лежит на стороне, передающей грузы, после передачи — на стороне, принявшей грузы.

Охрана груженых и порожних вагонов в портах обеспечивается портами Снятие за­порно-пломбировочных устройств и опломбирование вагонов осуществляются стороной, принимающей грузы.

При установлении виновности одной из сторон в утрате, порче и т.п. ответственность несет виновная сторона. В случае утраты, недостачи или повреждения груза при прямом смешанном сообщении грузополучатель может потребовать от перевозчика возмещения ущерба. Тот, в свою очередь, может потребовать возмещения ущерба у перевозчика соот­ветствующего вида транспорта или организации, осуществляющей перевалку.

Гражданская ответственность (рис. 4.2) регулируется, в первую очередь, Гражданским ко­дексом РФ (ст. 393—406). Гражданская ответственность возникает в силу договорных отноше­ний или в силу внедоговорных отношний, которые возникают вследствие на­несения вреда здоровью, чести и досто­инству гражданина. В гражданском пра­ве выступают в силу гражданской ответ­ственности должник и кредитор.

Существует несколько видов граж­данской ответственности:

солидарная — так называемая стро­гая ответственность, когда кредитор может предъявить требование к любо­му из должников, причем как в полной сумме долга, так и в ее части;

субсидиарная — так называемая до­полнительная ответственность, т.е. ответ­ственность дополнительно к ответственно­сти другого лица — основного должника;

регрессная — при которой ответ­ственность наступает при регрессном обязательстве, т.е. когда один из учас­тников хозяйственных отношений по­нес ответственность за другого из-за допущенного нарушения тем своей обязанности, он вправе требовать воз­мещения причиненных убытко

долевая — при которой каждый из ответчиков несет ответственность в определенной доле, установленной законом или договором.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или не­надлежащим исполнением обязательства Убытки определяются в соответствии с правила­ми, предусмотренными статьей 15 ГК РФ. Лицо, претерпевшее убытки, имеет право на полное возмещение причиненных ему убытков в полном объеме, если законом не предус­мотрено снижение или уменьшение убытков. Под убытком понимаются: расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; ут­рата или повреждение его имущества (реальный ущерб); неполученные доходы.

Если лицо, нарушившее обязательства, получило вследствие этого доход, то лицо, чье право было нарушено, имеет право на возмещение упущенной выгоды в размере не менее полученного дохода. Если иное не предусмотрено законом или договором, при определе­нии убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязатель­ство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником тре­бования кредитора; а если требование добровольно удовлетворено не было — в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о воз­мещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. Если за неисполнение или не­надлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законом или договором могут быть предусмотрены следу­ющие случаи: допускается взыскание только неустойки, но не убытков; убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки. В случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее испол­нение обязательства установлена ограниченная ответственность (ст. 400), убытки, подле­жащие возмещению в части, не покрытой неустойкой, либо сверх нее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением.

По отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убыт­ков (ограниченная ответственность). Соглашение об ограничении размера ответственнос­ти должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором яв­ляется гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответ­ственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержа­ния, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получе­ния или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей ставкой в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствую­щей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. Проценты за пользова­ние чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не уВозмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором. Отказ кредитора от принятия исполнения, кото­рое вследствие просрочки утратило для него интерес: в соответствии с ст. 405, кредитор может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Неустойка, установленная в качестве отступного (ст. 409), освобождает должника от исполнения обя­зательства в натуре.

Должник, просрочивший исполнение обязательства, отвечает перед кредитором за убыт­ки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения. Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

В случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в соб­ственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим ли­цам, за разумную цену, либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из зако­на, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должни­ка возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.

В случае неисполнения обязательства передать индивидуально определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользо­вание кредитору последний вправе требовать изъятия этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из креди­торов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно устано­вить — тот, кто раньше предъявил иск. Вместо требования передать ему вещь, являющую­ся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.

До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными право­выми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответ ственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответствен­ность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъяв­лено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Кредитор не вправе требовать удов­летворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного долж­ника. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требова­ния, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск — привлечь основного должника к участию в деле В против­ном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые ои имел против кредитора.

Лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо при­знается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушив­шим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не испол­нившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении пред­принимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не от­носятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсут­ствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых де­нежных средств. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответ­ственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действи­ями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства тре­тьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнени­ем или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению. Это же правило применяется, если должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины.

Кредитор считается просрочившим обязательство, если он отказался принять предло­женное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, до совершения ко­торых должник не мог исполнить своего обязательства. Просрочка кредитора дает долж­нику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые не отвечают ни он сам, ни те лица, на которых в силу закона, иных правовых актов или поручения кредитора было воз­ложено принятие исполнения. По денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора.

 

Вопрос12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: