Учителя и обучающихся на уроке
(Методика представлена Е.А. Раевской)
1. Внешние условия для проведения урока 5 4 3 2 1
- учебный класс в порядке
- оборудование соответствует целям урока
- урок начался со звонком
2. Внешний облик учителя 5 4 3 2 1
- внешний вид учителя
- умение общаться с аудиторией, устанавливать контакт
- правильность речи
3. Учитель четко формулирует цель урока 5 4 3 2 1
- в начале урока указаны цель и план
- начало урока стимулирует интерес учеников
- объясняется необходимость изучения данной темы
4. Методическая обработка материала 5 4 3 2 1
- логическая последовательность информации
- научность и доступность терминологии
- выделение ключевых моментов в содержании урока
5. Материал соответствует особенностям учащихся 5 4 3 2 1
- возрастным особенностям
- объему имеющихся знаний, опыта
|
|
- учитываются индивидуальные особенности
6. Активность учащихся на уроке 5 4 3 2 1
- учащиеся выполняют все инструкции учителя
- учащиеся заинтересованы темой урока, задают вопросы
- учащиеся активно обсуждают проблему, стремятся отвечать
7. Организация взаимодействия на уроке 5 4 3 2 1
- установление контакта с учениками
- работа в парах, группах; организуются дискуссии, обсуждение вопросов
- используется обратная связь
8. Учитель постоянно стимулирует интерес учащихся 5 4 3 2 1
- используются интересные примеры, факты
- используются вопросы к учащимся, юмор
- постоянное обращение к жизненному опыту учащихся
9. Урок способствует развитию мышления 5 4 3 2 1
- используется проблемное изложение материала
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности мышления
- задания разной степени сложности, специальные задания для пассивных учащихся.
10. Учитель организует и развивает внимание учеников 5 4 3 2 1
- использует приемы организации внимания
- учитывает возрастные особенности внимания
- учитывает индивидуальные особенности внимания
11. Учитель развивает перцептивные способности детей 5 4 3 2 1
- организует перцептивную деятельность (по восприятию)
- учитывает возрастные особенности восприятия
- учитывает индивидуальные особенности восприятия
12. Учитель развивает мнемические способности (память) детей 5 4 3 2 1
|
|
- организует повторение, обращается к прошлому опыту
- учитывает возрастные особенности памяти
- учитывает индивидуальные особенности памяти
13. Учитель развивает воображение учащихся на уроке 5 4 3 2 1
- на уроке создана творческая атмосфера
- учитывает возрастные особенности воображения
- учитывает индивидуальные особенности воображения
14. Оценивание учащихся на уроке 5 4 3 2 1
- все ответы учащихся оцениваются, заключения учителя убедительные
- указывается на ошибки в работе, акцентируется внимание на успешных ответах
- развивается самоконтроль учащихся
- побуждение учащихся оценивать свою работу, работу друг друга
15. Дисциплина на уроке 5 4 3 2 1
- учитель адекватно реагирует на нарушение порядка
- учащиеся редко нарушают течение урока
- учитель предупреждает нарушение дисциплины
16. Подведение итогов урока 5 4 3 2 1
- учитель подводит итоги
- учитель объясняет домашнее задание
- учитель оценивает успехи учащихся
Дата___________ Время ________ Класс ________Предмет_______________________
ФИО учителя _______________________________________________________________
Шкала оценки:
5 – максимальная оценка по параметру
4 – какой-либо признак выражен слабо
3 – присутствует только один какой-либо признак
2 – все признаки слабо выражены
1 – отсутствие всех признаков
По результатам наблюдения проанализируйте, какие аспекты при организации урока, реализованы наиболее полно, успешно (5). Затем, выделите те, которые требуют совершенствования, изменения (3-4). Обратите внимание на существующие моменты в деятельности учителя и учащихся, которые не удалось реализовать в полной мере (1-2). Во время наблюдения старайтесь не только зафиксировать наличие того или иного момента в деятельности учителя и учащихся, но и те приемы и способы, посредством которых она реализуется.
Психологический анализ урока
(Методика представлена Е.А. Раевской)
Общая характеристика учащихся
Возраст детей, гендерное соотношение (число мальчиков и девочек), явка на урок (соотношение присутствующих и отсутствующих учеников). Степень готовности учащихся к уроку (наличие необходимых учебных принадлежностей), наличие выполненного домашнего задания. Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие учащихся с отклоняющимся поведением.
Внешние условия проведения урока
Состояние учебного класса, соответствие оборудования целям урока, начало и завершение урока со звонком.
Внешний облик учителя
Внешний вид учителя, эмоциональность, голос, дикция, ясность, правильность речи, умение держаться перед аудиторией, устанавливать с ней контакт.
Целенаправленность, планирование
Постановка цели, формулировка проблемы, решаемой в ходе урока; выделение главных вопросов, объяснение необходимости изучения данной темы, стремление связать теоретический материал с его практическим использованием в жизни.
Методика проведения урока
Особенности структуры урока, логическая последовательность информации и демонстрируемых практических приёмов, доказательность и аргументированность, научность и доступность всех терминов, обоснованность применяемых методик, выделение ключевых моментов в содержании урока, наличие выводов, сообщение литературы к теме, использование ТСО.
Содержание урока
Научность, проблемность (проблемное начало урока), связь с практикой. Внутрипредметные и межпредметные связи. Соответствие содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, объему имеющихся у них знаний, опыта, специальных навыков. При изложении материала и показе практических приёмов учитываются индивидуальные особенности детей.
|
|
Активность учащихся на уроке
Выполнение учащимися всех инструкций учителя, интерес учащихся в теме урока, формулирование вопросов, степень активности в обсуждении проблемы, в выполнении практического задания; стремление отвечать, выполнять практическое задание.