Схема наблюдения за деятельностью

Учителя и обучающихся на уроке

(Методика представлена Е.А. Раевской)

1. Внешние условия для проведения урока                               5 4  3  2  1

- учебный класс в порядке

- оборудование соответствует целям урока

- урок начался со звонком

 

2. Внешний облик учителя                                                       5 4  3 2  1

- внешний вид учителя

- умение общаться с аудиторией, устанавливать контакт

- правильность речи

3. Учитель четко формулирует цель урока                            5 4  3  2  1

- в начале урока указаны цель и план

- начало урока стимулирует интерес учеников

- объясняется необходимость изучения данной темы

 

4. Методическая обработка материала                                  5  4   3  2  1

- логическая последовательность информации

- научность и доступность терминологии

- выделение ключевых моментов в содержании урока

 

5. Материал соответствует особенностям учащихся             5  4  3  2   1

- возрастным особенностям

- объему имеющихся знаний, опыта

- учитываются индивидуальные особенности

 

6. Активность учащихся на уроке                                               5   4   3  2  1

- учащиеся выполняют все инструкции учителя

- учащиеся заинтересованы темой урока, задают вопросы

- учащиеся активно обсуждают проблему, стремятся отвечать

7. Организация взаимодействия на уроке                              5   4   3  2  1

- установление контакта с учениками

- работа в парах, группах; организуются дискуссии, обсуждение вопросов

- используется обратная связь

 

8. Учитель постоянно стимулирует интерес учащихся         5  4  3  2    1  

- используются интересные примеры, факты

- используются вопросы к учащимся, юмор

- постоянное обращение к жизненному опыту учащихся

9. Урок способствует развитию мышления                            5  4   3   2   1

- используется проблемное изложение материала

- учитывает возрастные и индивидуальные особенности мышления

- задания разной степени сложности, специальные задания для пассивных учащихся.

 

10. Учитель организует и развивает внимание учеников    5   4   3   2   1

- использует приемы организации внимания

- учитывает возрастные особенности внимания

- учитывает индивидуальные особенности внимания       

11. Учитель развивает перцептивные способности детей            5 4  3   2  1

- организует перцептивную деятельность (по восприятию)

- учитывает возрастные особенности восприятия

- учитывает индивидуальные особенности восприятия

 

12. Учитель развивает мнемические способности (память) детей 5 4 3  2 1

- организует повторение, обращается к прошлому опыту

- учитывает возрастные особенности памяти

- учитывает индивидуальные особенности памяти

 

13. Учитель развивает воображение учащихся на уроке               5  4  3   2 1

- на уроке создана творческая атмосфера

- учитывает возрастные особенности воображения

- учитывает индивидуальные особенности воображения

14. Оценивание учащихся на уроке                                              5   4  3  2  1

- все ответы учащихся оцениваются, заключения учителя убедительные

- указывается на ошибки в работе, акцентируется внимание на успешных ответах

- развивается самоконтроль учащихся                                         

- побуждение учащихся оценивать свою работу, работу друг друга

 

15. Дисциплина на уроке                                                                 5 4 3 2 1 

- учитель адекватно реагирует на нарушение порядка

- учащиеся редко нарушают течение урока

- учитель предупреждает нарушение дисциплины

 

16. Подведение итогов урока                                                      5 4 3 2 1

- учитель подводит итоги

- учитель объясняет домашнее задание

- учитель оценивает успехи учащихся

 

Дата___________ Время ________ Класс ________Предмет_______________________

 

ФИО учителя _______________________________________________________________

Шкала оценки:

 5 – максимальная оценка по параметру

 4 – какой-либо признак выражен слабо

 3 – присутствует только один какой-либо признак

 2 – все признаки слабо выражены

 1 – отсутствие всех признаков

По результатам наблюдения проанализируйте, какие аспекты при организации урока, реализованы наиболее полно, успешно (5). Затем, выделите те, которые требуют совершенствования, изменения (3-4). Обратите внимание на существующие моменты в деятельности учителя и учащихся, которые не удалось реализовать в полной мере (1-2). Во время наблюдения старайтесь не только зафиксировать наличие того или иного момента в деятельности учителя и учащихся, но и те приемы и способы, посредством которых она реализуется.

Психологический анализ урока

(Методика представлена Е.А. Раевской)

Общая характеристика учащихся

Возраст детей, гендерное соотношение (число мальчиков и девочек), явка на урок (соотношение присутствующих и отсутствующих учеников). Степень готовности учащихся к уроку (наличие необходимых учебных принадлежностей), наличие выполненного домашнего задания. Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие учащихся с отклоняющимся поведением.

Внешние условия проведения урока

Состояние учебного класса, соответствие оборудования целям урока, начало и завершение урока со звонком.

Внешний облик учителя

Внешний вид учителя, эмоциональность, голос, дикция, ясность, правильность речи, умение держаться перед аудиторией, устанавливать с ней контакт.

Целенаправленность, планирование

Постановка цели, формулировка проблемы, решаемой в ходе урока; выделение главных вопросов, объяснение необходимости изучения данной темы, стремление связать теоретический материал с его практическим использованием в жизни.

Методика проведения урока

Особенности структуры урока, логическая последовательность информации и демонстрируемых практических приёмов, доказательность и аргументированность, научность и доступность всех терминов, обоснованность применяемых методик, выделение ключевых моментов в содержании урока, наличие выводов, сообщение литературы к теме, использование ТСО.

Содержание урока

Научность, проблемность (проблемное начало урока), связь с практикой. Внутрипредметные и межпредметные связи. Соответствие содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, объему имеющихся у них знаний, опыта, специальных навыков. При изложении материала и показе практических приёмов учитываются индивидуальные особенности детей.

Активность учащихся на уроке

Выполнение учащимися всех инструкций учителя, интерес учащихся в теме урока, формулирование вопросов, степень активности в обсуждении проблемы, в выполнении практического задания; стремление отвечать, выполнять практическое задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: