Игра «Здравствуй, я рад познакомиться»

Введение.

1.1. Актуальность.

На сегодняшний день проблема тревожности занимает особое место в современном образовательном процессе. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.

Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Необходимость решения этой проблемы возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.

Поэтому проблема высокой ситуативной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы: оптимизировать уровень ситуативной тревожности младших школьников.

Общие задачи программы:

1.Обучить младших школьников приемам саморегуляции.

2.Сформировать навыки, способствующие позитивному выходу из ситуации возникновения тревожного состояния.

3.Скорректировать негативные личностные особенности, способствующие повышению ситуативной тревожности.

Работа по преодолению тревожности ведется по трем направлениям:

1.Обучить школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.

2.Расширить функциональные и операциональные возможности школьника, сформировать у него необходимые навыки, умения, знания и т.п., ведущие к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности».

3.«Перестроить» особенности личности школьника, прежде всего, его самооценку и мотивацию. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

1.3. Теоретическое обоснование.

Проведение данной программы проходило в рамках реализации модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.

 

 


Рис. 1. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.

 

2.Организационно-методические требования к проведению занятий.

2.1. Описание категории учащихся, для которых предназначена программа.

Реализация программы предполагает цикл групповых занятий с детьми младшего школьного возраста.Коррекционная группа с высоким уровнем тревожности. 

2.2. Условия формирования группы, её численность.

Коррекционная группа с высоким уровнем тревожности. – 12 человек.

2.3.Сроки и временной режим занятий.

Приводимая коррекционно-развивающая программа состоит из 10 занятий. Каждое занятие представлено следующей структурой: разминка, основная часть, рефлексия. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, проходят в тренинговой форме. Продолжительность занятий 45–50 минут, в зависимости от сложности предлагаемых упражнений. 

2.4. Количество занятий - 10

2.5. Требования к созданию материально-предметной среды.

Отдельное помещение, канцелярские принадлежности, АРМ, Ковровое покрытие пола или гимнастические коврики.

2.6. Программное содержание занятий для разных возрастных групп (при необходимости). нет

2.7. Методы и приёмы, используемые на занятиях.

Рисование, дыхательные упражнения, обучение релаксации.

2.8. Примерные конспекты занятий:


Занятие

Цель: знакомство с группой, с правилами работы группы, обеспечение сотрудничества детей.

Разминка

Игра «Здравствуй, я рад познакомиться».

Для создания заинтересованности детей в тренинговых занятиях, была проведена вводная лекция, на которой дети были ознакомлены с целью данных занятий, какие знания и навыки они могут получить в процессе тренинга. Затем детям предлагалось выполнить первое упражнение, в ходе которого каждый должен был выбрать и подписать на карточке визитки свое имя.

Затем предлагалось сказать фразу: «Здравствуйте, я рад с вами познакомиться» и несколько слов о себе.

Основная часть

Упражнение «Соглашения». Инструкция: В ваших классах проводилось тестирование. По его итогам мы выяснили, что вам часто мешает повышенная тревожность, когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т.д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или г

оворил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило). А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать

Заключительная часть

 Предлагается ритуал окончания занятий: участники встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны, любим друг друга. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение.

Занятие

Цель: знакомство с группой, представление собственного страха.

Стимульный материал: альбомные листы, цветные карандаши, ластик, простой карандаш, магнитофон.

Разминка

Упражнение «Снежный ком». Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком». Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.

Основная часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: