3.1. Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы.
Методы исследования:
теоретические – изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, изучение школьной документации, обобщение, схематизация, моделирование;
эмпирические – формирующий эксперимент, тестирование по методикам:
- методика диагностики школьной тревожности (Филлипс);
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан);
статистические – критерий φ* или угловое преобразование Фишера.
По результатам проведенной диагностики была сформирована коррекционная группа с высоким уровнем тревожности – 12 человек. С ними проводились занятия по разработанной коррекционно-развивающей программе (10 занятий), после была проведена повторная диагностика с целью отслеживания результативности воздействий психолого-педагогической коррекции. В коррекционную группу были отобраны дети, имеющие высокие показатели тревожности по методике Филлипса как минимум по 3 факторам (рис.6).
|
|
Рис. 6 Распределение результатовдиагностики по методике Филлипса в коррекционной группе на контрольном этапе.
Мы можем наблюдать, что до проведения коррекционных занятий высокий уровень тревожности по фактору «общая тревожность в школе» имели 58,38% респондентов; после проведения занятий этот показатель сократился до 0%; средний уровень с 33,63% до коррекции повысился до 66,72% после коррекции; низкий уровень с 8,34% до коррекции повысился до 33,63% после.
Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная нами программа для снижения общей школьной тревожности, воспользуемсякритерием φ* – угловое преобразование Фишера.
H0: уровень общей тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий не больше, чем после проведения коррекции.
H1: уровень общей тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий больше, чем после проведения коррекции.
Таблица
Расчет углового преобразования
Группы | «Есть эффект»: задача решена | «Нет эффекта»: задача не решена | Суммы |
Количество испытуемых | Количество испытуемых | ||
1 группа | 1 (83 %) | 11 (91,7 %) | 12 (100%) |
2 группа | 6 (50 %) | 6 (50 %) | 12 (100%) |
∞
Рис. 7 Ось значимости.
Полученное эмпирическое значение φ*эмп=2.418находится в зоне значимости. Н0 отвергается.
Таким образом, программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения уровня общей школьной тревожности.
Определим эффективность коррекционной программы для снижения страхов в отношениях с учителями.
|
|
Таблица
Расчет углового преобразования
Группы | «Есть эффект»: задача решена | «Нет эффекта»: задача не решена | Суммы |
Количество испытуемых | Количество испытуемых | ||
1 группа | 1 (83 %) | 11 (91,7 %) | 12 (100%) |
2 группа | 11 (91.7%) | 1 (8.3%) | 12 (100%) |
∞
Рис. 8 Ось значимости.
Полученное эмпирическое значение φ*эмп = 4.833находится в зоне значимости. Н0 отвергается.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения страхов в отношениях с учителями.
Обратимся к результатам, полученным нами по проективной методике диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) (рис. 9).
Рис. 9 Распределение результатов диагностики школьной тревожности по проективной методике А. М. Прихожан в коррекционной группе на контрольном этапе.
Мы можем наблюдать, что до проведения коррекционных занятий количество респондентов с высоким и оптимальным уровнем тревожности выражается в равной степени – 50%; после проведения коррекционных занятий количество респондентов с нормальным(оптимальным) уровнем тревожности увеличилось – 91, 66%, а высокий уровень тревожности составил лишь 8, 34 %.
Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная нами программа для снижения тревожности в школе, воспользуемсякритерием φ* – угловое преобразование Фишера.
H0: Уровень школьной тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий не больше, чем после проведения коррекции.
H1: Уровень школьной тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий больше, чем после проведения коррекции.
Таблица
Расчет углового преобразования
Группы | «Есть эффект»: задача решена | «Нет эффекта»: задача не решена | Суммы |
Количество испытуемых | Количество испытуемых | ||
1 группа | 6 (50 %) | 6 (50 %) | 12 (100%) |
2 группа | 1 (8,34 %) | 11 (91,66 %) | 12 (100%) |
∞
Рис. 10 Ось значимости.
Полученное эмпирическое значение φ* (φ*эмп=2.418) находится в зоне значимости. Н0 отвергается.
Вывод: программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения уровня школьной тревожности.
Таким образом, разработанная нами программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для: снижения общей тревожности в школе, страха ситуации проверки знаний,страхов в отношениях с учителями в ситуациях школьного обучения.
Тематическое планирование.
№ п/п | Цель, задачи | Общее количество часов |
Занятие №1 | Знакомство с группой, с правилами работы группы, обеспечение сотрудничества детей. | 1 |
Занятие №2 | Знакомство с группой, представление собственного страха. | 1 |
Занятие №3 | Научить выражать страдание и печаль. | 1 |
Занятие №3 | Пробудить активность у ребенка, научить брать ответственность на себя. | 1 |
Занятие №5 | Научить справляться с собственной тревожностью. | 1 |
Занятие №6 | Научить расслабляться детей и представлять собственный страх. | 1 |
Занятие №7 | Способствовать развитию общительности и активности. | 1 |
Занятие №8 | Помочь в преодолении тревожности, способствовать активности и общительности. | 1 |
Занятие №9 | Научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать. | 1 |
Занятие №10 | Обучение приемам саморегуляции | 1 |
Литература.
1. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов [Электронный ресурс]. URL: http://psihu.net/library/file1008(дата обращения: 02:12:2013).
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/venger_a_l/psih_ris_testi (дата обращения: 25:11:2011).
3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Санкт-Петербург. Речь, 2010г. 694 c.
|
|
4. Прихожан A. M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): дис. докт. псих. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%CF%F0%E8%F5%EE%E6%E0%ED_%C0_%CC_1_1995.htm (дата обращения: 23:01:2013).
5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Электронный ресурс]. URL: http://depositfiles.com/files/ucgo8q55w (дата обращения: 03:01:2013).