Методы оценивания эффективности программы

3.1. Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы.

Методы исследования:

теоретические – изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, изучение школьной документации, обобщение, схематизация, моделирование;

эмпирические – формирующий эксперимент, тестирование по методикам:

- методика диагностики школьной тревожности (Филлипс);

- проективная методика «Несуществующее животное»;

- проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан);

статистические – критерий φ* или угловое преобразование Фишера.

 

По результатам проведенной диагностики была сформирована коррекционная группа с высоким уровнем тревожности – 12 человек. С ними проводились занятия по разработанной коррекционно-развивающей программе (10 занятий), после была проведена повторная диагностика с целью отслеживания результативности воздействий психолого-педагогической коррекции. В коррекционную группу были отобраны дети, имеющие высокие показатели тревожности по методике Филлипса как минимум по 3 факторам (рис.6).

Рис. 6 Распределение результатовдиагностики по методике Филлипса в коррекционной группе на контрольном этапе.

Мы можем наблюдать, что до проведения коррекционных занятий высокий уровень тревожности по фактору «общая тревожность в школе» имели 58,38% респондентов;  после проведения занятий этот показатель сократился до 0%; средний уровень с 33,63% до коррекции повысился до 66,72% после коррекции; низкий уровень с 8,34% до коррекции повысился до 33,63% после.

Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная нами программа для снижения общей школьной тревожности, воспользуемсякритерием φ* – угловое преобразование Фишера.

H0: уровень общей тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий не больше, чем после проведения коррекции.

H1: уровень общей тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий больше, чем после проведения коррекции.

Таблица

Расчет углового преобразования

Группы

«Есть эффект»: задача решена «Нет эффекта»: задача не решена

Суммы

Количество испытуемых Количество испытуемых
1 группа 1 (83 %) 11 (91,7 %) 12 (100%)
2 группа 6 (50 %) 6 (50 %) 12 (100%)

Рис. 7 Ось значимости.

Полученное эмпирическое значение φ*эмп=2.418находится в зоне значимости. Н0 отвергается.

Таким образом, программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения уровня общей школьной тревожности.

Определим эффективность коррекционной программы для снижения страхов в отношениях с учителями.

Таблица

Расчет углового преобразования

 

Группы

«Есть эффект»: задача решена «Нет эффекта»: задача не решена

Суммы

Количество испытуемых Количество испытуемых
1 группа 1 (83 %) 11 (91,7 %) 12 (100%)
2 группа 11 (91.7%) 1 (8.3%) 12 (100%)

 

Рис. 8 Ось значимости.

 

Полученное эмпирическое значение φ*эмп = 4.833находится в зоне значимости. Н0 отвергается.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения страхов в отношениях с учителями.

Обратимся к результатам, полученным нами по проективной методике диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) (рис. 9).

Рис. 9 Распределение результатов диагностики школьной тревожности по проективной методике А. М. Прихожан в коррекционной группе на контрольном этапе.

Мы можем наблюдать, что до проведения коррекционных занятий количество респондентов с высоким и оптимальным уровнем тревожности выражается в равной степени – 50%;  после проведения коррекционных занятий количество респондентов с нормальным(оптимальным) уровнем тревожности увеличилось – 91, 66%, а высокий уровень тревожности составил лишь 8, 34 %.

Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная нами программа для снижения тревожности в школе, воспользуемсякритерием φ* – угловое преобразование Фишера.

H0: Уровень школьной тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий не больше, чем после проведения коррекции.

H1: Уровень школьной тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий больше, чем после проведения коррекции.

 

Таблица

Расчет углового преобразования

Группы

«Есть эффект»: задача решена «Нет эффекта»: задача не решена

Суммы

Количество испытуемых Количество испытуемых
1 группа 6 (50 %) 6 (50 %) 12 (100%)
2 группа 1 (8,34 %) 11 (91,66 %) 12 (100%)

 

Рис. 10 Ось значимости.

Полученное эмпирическое значение φ* (φ*эмп=2.418) находится в зоне значимости. Н0 отвергается.

Вывод: программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения уровня школьной тревожности.

Таким образом, разработанная нами программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для: снижения общей тревожности в школе, страха ситуации проверки знаний,страхов в отношениях с учителями в ситуациях школьного обучения.

 

 

Тематическое планирование.

№ п/п Цель, задачи Общее количество часов
Занятие №1 Знакомство с группой, с правилами работы группы, обеспечение сотрудничества детей. 1
Занятие №2 Знакомство с группой, представление собственного страха. 1
Занятие №3 Научить выражать страдание и печаль. 1
Занятие №3 Пробудить активность у ребенка, научить брать ответственность на себя. 1
Занятие №5 Научить справляться с собственной тревожностью. 1
Занятие №6 Научить расслабляться детей и представлять собственный страх. 1
Занятие №7 Способствовать развитию общительности и активности. 1
Занятие №8 Помочь в преодолении тревожности, способствовать активности и общительности. 1
Занятие №9 Научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать. 1
Занятие №10 Обучение приемам саморегуляции 1

Литература.

1. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов [Электронный ресурс]. URL: http://psihu.net/library/file1008(дата обращения: 02:12:2013).

2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/venger_a_l/psih_ris_testi (дата обращения: 25:11:2011).

3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Санкт-Петербург. Речь, 2010г. 694 c.

4. Прихожан A. M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): дис. докт. псих. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%CF%F0%E8%F5%EE%E6%E0%ED_%C0_%CC_1_1995.htm (дата обращения: 23:01:2013).

5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Электронный ресурс]. URL: http://depositfiles.com/files/ucgo8q55w (дата обращения: 03:01:2013).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: