«Дэзи Миллер» Генри Джеймса и «Ася» Тургенева.
Авторская позиция и проблема «точки зрения» в повести Генри Джеймса «Дэзи Миллер».
Дэзи Миллер и другие «американские девушки».
Шоу. Пигмалион
Хиггинс и Пикеринг в комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».
Мужчины и женщины в комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».
Элиза и ее отец (комедия Бернарда Шоу «Пигмалион»).
Лингвистическая утопия доктора Хиггинса.
Образ доктора Хиггинса в комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».
Пруст
История и логика любви Свана (роман Пруста «В поисках утраченного времени»).
Томас Манн
Образ Густава Ашенбаха в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» и духовный мир декаданса
Бюргеры и художники. По произведениям Томаса Манна
Роман с Италией: Томас Манн, Генри Джеймс, Хенрик Ибсен и другие
Гессе
Структура человеческого Я (роман Германа Гессе «Степной волк»).
Тема музыки в романе Германа Гессе «Степной волк».
Джентльмен на rendez-vous: Гарри Галлер
|
|
Посещение занятий
Стопроцентное посещение лекционных и практических занятий соответствует 5 баллам.
График работы по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века. Ч. 1».
График чтения | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||
12 – 18 февраля | Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. ЖерминиЛасерте. |
| Получить темы докладов | |||
19 – 25 февраля | Эмиль Золя. Тереза Ракен. Ги де Мопассан. Пышка. | |||||
26 февраля – 4 марта | Хенрик Ибсен. Кукольный дом |
| Прослушать лекцию по творчеству Ибсена | |||
5 – 11 марта | Томас Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. | |||||
12 – 18 марта | Генри Джеймс. Дэзи Миллер. Оскар Уайльд. Идеальный муж Джордж Бернард Шоу. Пигмалион |
|
| |||
19 – 25 марта | Герберт Джордж Уэллс. Машина времени. Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Киплинг. Стихотворения. Ворота ста печалей. Город страшной ночи. | Прослушать лекцию по творчеству Ницше | ||||
26 марта – 1 апреля | Джозеф Конрад. Сердце тьмы. Поль Верлен. Артюр Рембо. Морис Метерлинк. Непрошенная |
| КРТ-1 | |||
2 – 8 апреля | Марсель Пруст. В сторону Свана | |||||
9 – 15 апреля | Джеймс Джойс. Улисс (эпизоды 1, 2, 4, 11, 13, 15 – полностью, остальное прочесть в изложении). | Братья Гонкур. ЖерминиЛасерте Эмиль Золя. Тереза Ракен |
| |||
16 – 22 апреля | Франц Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии. Томас Манн. Смерть в Венеции | Мопассан. Пышка | Прослушать лекцию по творчеству Кафки | |||
23 – 29 апреля | Томас Манн. Волшебная гора
| Ибсен. Кукольный дом
|
| |||
30 апреля – 6 мая | Герман Гессе. Степной волк. | Генри Джеймс. Дэзи Миллер Оскар Уайльд. Идеальный муж | ||||
7 – 13 мая | Кнут Гамсун. Пан | Бернард Шоу. Пигмалион Марсель Пруст. В сторону Свана |
| |||
14 – 20 мая | Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна. | Томас Манн. Смерть в ВенецииГерман Гессе. Степной волк | ||||
21 – 27 мая | АмброзБирс. Случай на мосту через Совиный ручей. О. Генри. Поросячья этика. Вождь краснокожих. Родственные души. Дары волхвов. |
| КРТ-2 | |||
Итоговый контроль
Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.
Итоговая контрольная работа (ИКР).
Первый этап экзамена (зачета) – это письменная итоговая контрольная работа. Задание содержит 20 – 25 вопросов в закрытой и 5 – в открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий; круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.
ЗаИКР можно получить до 30 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные заИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. Если набранных баллов недостаточно для получения желаемой оценки (зачета), проводится собеседование по дополнительным вопросам в обычной экзаменационной форме.
Экзаменационный минимум, соответствующий программе курса:
Общие вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса
По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. Л.Г. Андреева (М., 1996):
1. Западноевропейская «новая драма»
2. Французская поэзия конца XIX – начала ХХ века
3. Жанр «романа-реки» во французской литературе
4. «Интеллектуальный роман»
5. Австрийский лиро-мифологический эпос
6. От викторианства к ХХ веку
7. Модернизм в Великобритании
По учебнику «Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):
8. Рубеж XIX –ХХ веков как историко-литературное и культурологическое явление
9. Натурализм
10. Натурализм во Франции и творчество Эмиля Золя
11. «Новая драма».
12. Типология символизма
13. Символизм во французской и бельгийской поэзии
14. Драматургия символизма и творчество М. Метерлинка
15. Французский роман: от Ж.К. Гюисманса до М. Пруста
16. Оскар Уайльд и символизм в Англии
17. Английский роман: от Т. Харди до Д.Г. Лоренса
18. Неоромантизм и английская литература начала ХХ века
19. Скандинавский роман конца XIX века и творчество Кнута Гамсуна
20. Творчество братьев Манн и немецкая литература начала ХХ века
21. Американский роман: от Джеймса к Драйзеру
По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):
22. Где искать ХХ век?
23. Горизонты европейского авангарда
24. Франц Кафка
|
|
25. Модернистский роман Великобритании