План семинарского занятия
9.1.Трудовая терапия обеспечиваемых в ССУ
9.2.Культурно-воспитательная работа в ССУ
Аннотация
Трудотерапия – один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.
Основная цель трудотерапии – восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций.
Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита.
|
|
Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.
При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.
Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного.
Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в психоневрологических интернатах служат лечебнотрудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи.
|
|
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.
Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;
в) творчество: техническое, научное, художественное.
В домах престарелых и инвалидов общего типа создается культурно-бытовая комиссия, которая совместно с администрацией дома знакомит с постановлениями правительства, приказами министерства социального обеспечения и мобилизует обеспечиваемых на их практическое претворение в жизнь; участвуют в составлении и рассмотрение сметы расходов на содержание дома престарелых и инвалидовсовместно с администрацией участвует в организации красных уголков; устраивает концерты художественной самодеятельности; организует экскурсии престарелых и инвалидов в музеи....;помогает руководству дома в контроле за выполнением ремонтных работ в соответствии с утвержденными сметамис сроками, за качеством их выполнения; оказывает помощь администрации в осуществлении контроля за работой столовой, организацией питания постельно-больных.; участвует в составлении меню..,организует проверку санитарного состояния корпусов и др. помещений; рассматривает и вносит предложения администрации дома о поощрении престарелых и инвалидов за активное участие в общественно-полезном труде; рассматривает случаи нарушения престарелыми и инвалидами правил внутреннего распорядка; совместно с администрацией осуществляет связь с организациями, предприятиями и учреждениями, шествующими над домами престарелых и инвалидов.
Ключевые слова: трудовая терапия, дозирование труда, лечебно-производственные мастерские, медицинская реабилитация, инвалиды, мотивация труда, подсобные хозяйства, профессиональная реабилитация, культурно-бытовая комиссия, досуг, досуговая деятельность, анимационные услуги.
Темы презентаций(доклады,рефераты,контрольные работы:
1.Трудовая терапия обеспечиваемых в ССУ
2.Культурно-воспитательная работа в ССУ
Вопросы для дискуссий, модульного контроля и олимпиад:
1.Перечислите основные формы трудовой терапии в детских домах.
2.Перечислите основные формы трудовой терапии в домах-интернатах общего типа.
3.Перечислите основные формы трудовой терапии в психоневрологических интернатах.
4.Перечислите основные формы трудовой терапии в домах для одиноких престарелых и инвалидов.
5. Перечислите основные направления культурной-бытовой комиссии в детских домах.
6. Перечислите основные направления культурной-бытовой комиссиив домах-интернатах общего типа.
7. Перечислите основные направления культурной-бытовой комиссиив психоневрологических интернатах.
8. Перечислите основные направления культурной-бытовой комиссиив домах для одиноких престарелых и инвалидов.
9. Перечислите основные направления культурной-бытовой комиссиив детских домах.
Примечание: более подробный материал представлен в лекции 11 и 12 на Корпоративном сайте ПГТУ
Тема 10