Объем, структура и содержание практики

Учебным планом по направлению подготовки «История» предусмотрено проведение учебной (этнологической) практики общей продолжительностью 2 недели. Общая трудоемкость учебной практики составляет 108 часов.

Форма контроля – зачет (дифференцированный).

Этапы практики:

1 этап. Подготовительно-ознакомительный: прохождение студентами медицинского освидетельствования, студентам ставят прививку от клещевого энцефалита. На предварительном собеседовании с руководителем практики их знакомят с основными особенностями места проведения практики и объемом предстоящих работ, условиями организации и регламента работ, проводится первичный инструктаж по технике безопасности.

2 этап. Основной этап: выезды на практику осуществляются ежедневно (по расписанию транспорта) кроме ВС. По прибытии проводится инструктаж на месте прохождения практики. В рамках основного этапа проводятся сбор этнографической информации, участие в мероприятиях музея, выполнение поручений, лекционные и практические занятия с руководителем практики и сотрудниками музея, ведение полевой документации (дневник практики, учебная тетрадь для записей, личный (полевой) дневник).

3 этап. Аналитический: самостоятельная работа студентов над составлением индивидуальных отчетов о прохождении учебной практики с использованием всей полученной информации.

4 этап. Итоговый: предоставление руководителю текста отчета, защита отчета на кафедре, выставление оценки.

В период практики студенты:

- знакомятся с особенностями традиционной материальной культуры удмуртов и других народов региона,

- принимают участие в организации и проведение мероприятий этнокультурного содержания;

- приобретают навыки самостоятельного изготовления ремесленных изделий (мастер-классы);

- знакомятся с правилами учета этнографических артефактов;

- приобретают навыки экспонирования этнографических материалов;

- приобретают навыки фото-видеофиксации этнографического материала;

- принимают участие в сборе этнографического материала, общении с респондентами;

- готовят и проводят учебные экскурсии.  

Информация, документированная в процессе непосредственного наблюдения живой действительности, называется полевым этнографическим материалом. Ее сбор осуществляется в ходе практики стационарным методом с кратковременными выездами в близлежащие населенные пункты для сбора вещественных памятников и общения с информантами.

В этнографической науке различают полевые и кабинетные (аналитические) методы. К первой их группе относят: непосредственное наблюдение, опрос, беседу, описание явлений традиционной культуры, реконструкции, а также работу по программам и вопросникам, выписки статистических сведений из документов текущего учета населения (похозяйственных книг), сбор экспонатов и т.д. Личные наблюдения участника экспедиции записываются в тетрадь (полевой дневник). Опрос и беседа с информаторами требует предварительной подготовки. Она заключается в составлении примерного плана разговора по той или иной теме (жилищу, одежде, пище и т.д.). Непосредственная работа с людьми начинается с объяснения цели визита. В процессе аудирования получают и фиксируют этнографический материал по избранной теме. В случае неясности при описании отдельных деталей явления (элемента) культуры, их местных названий, размеров задаются дополнительные, уточняющие вопросы. Полученные данные перепроверяются и сравниваются со сведениями других информаторов. Фиксация включает в себя выстроенное в определенной последовательности подробное описание того или иного элемента культуры. Фиксация явлений культуры осуществляется также посредством рисования, черчения и копирования. Рисование позволяет графически изобразить устройство сложных орудий труда, показать принцип взаимодействия их частей и характер рабочих операций, черчение – составить планы отдельных построек, усадеб или населенного пункта в целом. Указанные графические приемы (рисование и черчение) могут также использоваться при реконструкции исчезнувших к настоящему времени явлений культуры. Рисунки и чертежи составляются этнографом в процессе беседы с информатором или после ее окончания. Копирование используется для получения образцов вышивок и росписи с тканей или любых других орнаментированных изделий.

Материал фиксируется также при помощи видеокамеры, диктофона и фотоаппарата. Снятие элемента материальной культуры производится с разных сторон или в разных ракурсах. При этом используется прием масштабного фотографирования. Рядом с фотографируемым элементом материальной культуры кладут масштабную линейку или предмет, размеры которого хорошо известны (спичечный коробок, карандаш и т.д.).

Среди второй группы методов необходимо выделить следующие: классификации, типологии, картографирования явлений и сравнительно-исторический. В ходе работы выполняется сбор материала по следующим направлениям: расселение и состав населения: принадлежность к территориальной группе; этнический и социальный состав; производственная (экономическая) культура; культура жизнеобеспечения (материальная культура); культура досуга; общественный и семейный быт; миропонимание (представления о мире и человеке):способы познания; представления.

Самостоятельным направлением полевой этнографической работы является сбор предметов материальной культуры. На их основе формируются коллекции. Каждая приобретенная у местных жителей вещь снабжается подробным описанием, легендой. Она должна содержать следующую информацию об экспонате: место и дата приобретения; общепринятое и местное название; сведения о прежнем владельце (см. ниже раздел 5.3.3); данные об изготовителе (изготовителях); примерный возраст (датировка); способ использования; полное описание (с указанием особенностей и характерных признаков).

Для учета собранных вещей и коллекций в экспедиции заводится особая тетрадь. В ней каждый экспонат записывается в порядке получения под отдельным номером. На самом предмете укрепляется этот же номер или талон-бирка с обозначением основных данных легенды. Вещи, входящие в одну коллекцию и подаренные одним лицом, записываются под одним номером, но с введением внутренней нумерации для каждого предмета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: