Самостоятельная работа студентов в ходе археологической практики основывается на ведении полевого дневника (тетради). Это основной документ молодого исследователя, где должны фиксироваться основной ход исследований и личные наблюдения практиканта. Особое внимание студенты на этнологической практике должны уделить: а) описанию особенностей местности; б) характеристике ближайших населенных пунктов, особенностям планировки, состава жителей, особенностям их хозяйства и образа жизни.
Другой важной частью полевого дневника являются наблюдения за ходом работ, методиками, собственными оценками и замечаниями руководителя практики. Дневник заполняется ежедневно. Записи особенно важны в ходе организуемых учебных экскурсий или ознакомительных бесед и лекции. Если студент имеет возможность вести одновременную фотофиксацию полевой практики, желательно приложить фотографии (или электронный диск) к полевому дневнику. Все фотографии необходимо снабдить кратким описанием (что, где и когда зафиксировано на них). Данные материалы должны быть использованы при составлении итогового индивидуального отчета.
|
|
Контроль деятельности студента
Научный руководитель следит за соблюдением практикантами всех требований прохождения практики, за порядком в группе и оперативно вносит необходимые коррективы. В случаях нарушения правил и регламента прохождения практики студенты пишут объяснительные записки, а руководитель практики готовит в деканат Института служебную записку о причинах невыполнения требований учебной практики.
Формы промежуточной аттестации (формы отчетности) по итогам практики
Для аттестации по итогам практики студент должен иметь:
- полевой дневник – основной документ фиксации материала,
- дневник практики установленного образца,
- отчет о практике, согласно требованиям, установленным для работ подобного рода.
Структурно он должен включать титульный лист, оглавление, основную часть, состоящую из разделов, согласно определенных студентам тем и дополнительную часть, включающую собранную полевую информацию.
Объем отчета – не менее 15 страниц. Отчет должен содержать информацию, полученную исключительно в ходе исследования. Кроме того, по основным исследуемым темам после информационных материалов должны содержаться общие выводы.
В качестве приложений к отчету должны прилагаться анкеты-вопросники по избранным темам, фотоматериалы, схемы, рисунки и другая наглядная информация.
Общая оценка по практике складывается из суммарных оценок, полученных за работу в ходе подготовки к экспедиции, в ходе проведения полевой работы, а также по итогам подготовки и защиты научного отчета.
|
|
Готовый отчет сдается на кафедру, проверяется руководителем и защищается студентами на очередном заседании кафедры.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
а) основная литература
Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.
Жлоба С.П., Чернякевич И.С. Полевая этнография (теория и практика полевых этнографических исследований). Брест, 2008.
Садохин А.П. Основы этнологии: учеб.пособие. М., 2012.
Садохин А.П. Этнология: учеб.для вузов. М., 2008.
Тавадов Г.Т. Этнология. – М., 2009.
б) дополнительная литература
Белицер В.Н. Методические указания к полевому сбору материалов по народной одежде // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо-Маклая. Вып. XVIII. М., 1953.
Васильев В.И. Теоретические и источниковедческие проблемы изучения этнической истории // Советская этнография. 1990. № 6.
Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик: Учебно-методическое пособие. Омск, 2002.
Дробижева Л. М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 153-162.
Жданко Т.А., Крупянская Б.Ю., Терентьева Л.Н. Об организации и методике полевых этнографических исследований // Советская этнография. 1956. № 3.
Загребин А.Е. Полевая этнография: история – теория – практика. Ижевск, 2003.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Л., 1991.
Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие. Изд. 2-е. – Л., 1991.
Коган Э.С. Организация историко-бытовых экспедиций. М., 1960.
Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 122-158.
Крюков, М.В. К методике сбора полевого материала по системам родства // Советская этнография. 1972. № 4.
Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история, метод. М., 1996.
Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб: Питер, 2004. 381 с.
Научное комплектование этнографических коллекций на современном этапе. Методические рекомендации / cост. Ивановская Н.И. Л., 1987.
Проблемы этнической географии и картографии. М., 1978.
Трусов В. П., Филиппов А. С. Этические стереотипы // Этническая психология. (Этнические процессы и образ жизни людей): Сб. науч. трудов. М., 1984. С. 3—20.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай»: http://ludorvay.ru/
Национальная электронная библиотека Удмуртской Республики: http://elibrary.unatlib.org.ru/
Электронная библиотека УдГУ: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/
Материально-техническое обеспечение и условия проведения практики
Для проведения учебной этнологической практики необходимы: транспорт для проезда к месту практики,соответствующий действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности (обеспечивается УдГУ), аппаратура для аудио-, фото- видеозаписи, измерительные приборы, канцелярские принадлежности, вопросники, аптечка медицинская (по месту пребывания), журнал по ТБ (по месту пребывания).
Регламент утверждения рабочей программы
Разработчик рабочей программы дисциплины
ФИО | Ученая степень | Ученое звание | Должность | Контактная информация(служебныеE-mail и телефон) |
Черниенко Д.А. | к.и.н. | доцент | доцент |