Организация самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов в ходе археологической практики основывается на ведении полевого дневника (тетради). Это основной документ молодого исследователя, где должны фиксироваться основной ход исследований и личные наблюдения практиканта. Особое внимание студенты на этнологической практике должны уделить: а) описанию особенностей местности; б) характеристике ближайших населенных пунктов, особенностям планировки, состава жителей, особенностям их хозяйства и образа жизни.

Другой важной частью полевого дневника являются наблюдения за ходом работ, методиками, собственными оценками и замечаниями руководителя практики. Дневник заполняется ежедневно. Записи особенно важны в ходе организуемых учебных экскурсий или ознакомительных бесед и лекции. Если студент имеет возможность вести одновременную фотофиксацию полевой практики, желательно приложить фотографии (или электронный диск) к полевому дневнику. Все фотографии необходимо снабдить кратким описанием (что, где и когда зафиксировано на них). Данные материалы должны быть использованы при составлении итогового индивидуального отчета.

 

Контроль деятельности студента

Научный руководитель следит за соблюдением практикантами всех требований прохождения практики, за порядком в группе и оперативно вносит необходимые коррективы. В случаях нарушения правил и регламента прохождения практики студенты пишут объяснительные записки, а руководитель практики готовит в деканат Института служебную записку о причинах невыполнения требований учебной практики.

 

Формы промежуточной аттестации (формы отчетности) по итогам практики

 

Для аттестации по итогам практики студент должен иметь:

- полевой дневник – основной документ фиксации материала,

- дневник практики установленного образца,

- отчет о практике, согласно требованиям, установленным для работ подобного рода.

Структурно он должен включать титульный лист, оглавление, основную часть, состоящую из разделов, согласно определенных студентам тем и дополнительную часть, включающую собранную полевую информацию.

Объем отчета – не менее 15 страниц. Отчет должен содержать информацию, полученную исключительно в ходе исследования. Кроме того, по основным исследуемым темам после информационных материалов должны содержаться общие выводы.

В качестве приложений к отчету должны прилагаться анкеты-вопросники по избранным темам, фотоматериалы, схемы, рисунки и другая наглядная информация.

Общая оценка по практике складывается из суммарных оценок, полученных за работу в ходе подготовки к экспедиции, в ходе проведения полевой работы, а также по итогам подготовки и защиты научного отчета.

Готовый отчет сдается на кафедру, проверяется руководителем и защищается студентами на очередном заседании кафедры.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) основная литература

Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.

Жлоба С.П., Чернякевич И.С. Полевая этнография (теория и практика полевых этнографических исследований). Брест, 2008.

Садохин А.П. Основы этнологии: учеб.пособие. М., 2012.

Садохин А.П. Этнология: учеб.для вузов. М., 2008.

Тавадов Г.Т. Этнология. – М., 2009.

 

б) дополнительная литература

Белицер В.Н. Методические указания к полевому сбору материалов по народной одежде // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо-Маклая. Вып. XVIII. М., 1953.

Васильев В.И. Теоретические и источниковедческие проблемы изучения этнической истории // Советская этнография. 1990. № 6.

Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик: Учебно-методическое пособие. Омск, 2002.

Дробижева Л. М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 153-162.

Жданко Т.А., Крупянская Б.Ю., Терентьева Л.Н. Об организации и методике полевых этнографических исследований // Советская этнография. 1956. № 3.

Загребин А.Е. Полевая этнография: история – теория – практика. Ижевск, 2003.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Л., 1991.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие. Изд. 2-е. – Л., 1991.

Коган Э.С. Организация историко-бытовых экспедиций. М., 1960.

Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 122-158.

Крюков, М.В. К методике сбора полевого материала по системам родства // Советская этнография. 1972. № 4.

Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история, метод. М., 1996.

Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб: Питер, 2004. 381 с.

Научное комплектование этнографических коллекций на современном этапе. Методические рекомендации / cост. Ивановская Н.И. Л., 1987.

Проблемы этнической географии и картографии. М., 1978.

Трусов В. П., Филиппов А. С. Этические стереотипы // Этническая психология. (Этнические процессы и образ жизни людей): Сб. науч. трудов. М., 1984. С. 3—20.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай»: http://ludorvay.ru/

Национальная электронная библиотека Удмуртской Республики: http://elibrary.unatlib.org.ru/

Электронная библиотека УдГУ: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/

 

Материально-техническое обеспечение и условия проведения практики

Для проведения учебной этнологической практики необходимы: транспорт для проезда к месту практики,соответствующий действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности (обеспечивается УдГУ), аппаратура для аудио-, фото- видеозаписи, измерительные приборы, канцелярские принадлежности, вопросники, аптечка медицинская (по месту пребывания), журнал по ТБ (по месту пребывания).

Регламент утверждения рабочей программы

Разработчик рабочей программы дисциплины

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность Контактная информация(служебныеE-mail и телефон)
Черниенко Д.А. к.и.н. доцент доцент  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: