Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ОП

Программа археологической практики является логическим продолжением теоретических учебных дисциплин, читаемых в ИИиС. В содержательном плане в программе практики сделан акцент на практическую часть (работа в полевых условиях - на Кудашевском I могильнике), экспозиционно-выставочная работа по итогам археологических раскопок.

3. Цель практики:

– овладение практическими навыками (работа на археологическом памятнике – Кудашевском I могильнике).

4. Задачи практики:

– закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения курса «Археология»;

– приобретение и совершенствование опыта научно-исследовательской работы;

– приобретение и совершенствование опыта организаторской работы;

– составление представления об экспозиционно-выставочной и популяризаторской деятельности экспедиции в области археологического наследия.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения археологической практики:

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-2).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-исследовательская деятельность:

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2).

В результате прохождения археологической практики:

Студенты знают основы теории и методики раскопок археологических памятников на практике в поле; понимают специфику археологии как науки в обществе и ориентируются в разнообразии археологических источников.

Студенты умеют применять теоретические знания по археологии на учебной практике и ориентироваться в методике раскопок поселений и могильников.

Студенты владеют навыками практической работы на раскопе; умениями выборки погребений, упаковки, описанию и паспортизации отдельных предметов.

Студенты понимают важность презентации археологических предметов в виде выставок, как метода сохранения и популяризации историко-культурного наследия в обществе.

6. Сроки и место проведения практики:

Учебная археологическая практика проводится в течение двух недель в июле месяце текущего года согласно учебного плана.

Вводные лекции и инструктаж по технике безопасности проводится в УдГУ на историческом факультете на организационном собрании перед отъездом в экспедицию. Второй раз инструктаж проводится на месте проведения практики в д.Кудаш (Бардымский район Пермского края). Практическая работа организована на базе Кудашевского I могильника одного из крупнейших памятников археологии Среднего Прикамья эпохи великого переселения народов. Памятник расположен в одном из южных районов - Бардымском районе Пермского края.

Предусмотрено прохождение студентами практики согласно индивидуальному плану (по предварительной договоренности с преподавателем в силу разных причин: по состоянию здоровья – невозможностью пройти практику в полевых условиях).

7. Структура и содержание практики:

Подготовительный этап. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в экспедиции и на раскопе. Лекции « Методика раскопок грунтовых могильников», «Методы полевых исследований материалов могильников». Изучение книги «Каталог археологических памятников Бардымского района Пермской области» (автор О.А. Казанцева) с целью представления состояния археологической карты Бардымского района Пермского края.

Основной этап (практическая работа). Научно-исследовательская работа на раскопе. Самостоятельная работа студента во время практики. Индивидуальные консультации для студентов. Заполнение Дневника практики.

Заключительный этап. Подведение полевых результатов практики. Организация выставки коллекции археологических предметов в лагере археологов по итогам полевого сезона.

Программа практики включает три блока, которые различаются по содержанию и формам работы. Первый блок – лекционный, второй – практическая работа. Третий – экскурсионный, предполагает знакомство с экспонатами на выставке и знакомит с основными принципами экспонирования археологических вещей.

8. Организация самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студентов на практике состоит из двух видов: контролируемая работа под руководством преподавателя и неконтролируемая – деятельность студента без участия преподавателя (чтение книги «Каталог археологических памятников Бардымского района Пермской области»).

Под руководством преподавателя студент выполняет практическую работу непосредственно на раскопе в полевых условиях.

Отчет студентов по самостоятельной работе осуществляется на индивидуальных консультациях (во время бесед) с руководителями практики во время полевых работ.

9. Контроль деятельности студента:

Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется с помощью тематических тестовых заданий по археологических памятников Бардымского района Пермского края. Результаты ответов учитываются при общей оценке за практику. Итоговая деятельность студента на практике оценивается дифференцированно, по 5-ти балльной шкале.

Критерии оценок основаны на степени активности студента в научных полевых и камеральных исследованиях памятника, участию в жизни лагеря и в творческом выпуске стенгазеты на историческом факультете по окончанию практики.

В процессе археологической практики у студентов должна быть сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Полевые условия являются нестандартными с точки зрения бытовых условий, трудовой деятельности на открытом воздухе. В полевых условиях оказываются первокурсники, у которых чаще всего не сформирован коллектив и в студенческой среде формируются межличностные отношения. Налаживание быта и соблюдение режима труда и отдыха, общение с сокурсниками представляют собой определенные испытания для новичков, которые они преодолевают на ученой выездной практике.

Бакалавр должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата в научно-исследовательской деятельности способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).

Оценка «отлично» выставляется за участие в полевых работах и инициативное у частие в жизни лагеря (дежурство на кухне, участие в досуговых мероприятиях), выпуске стенгазеты по итогам практики в ИИиС и представлению в срок отчетных документов. Студент освоил методику раскопок грунтового могильника: умеет снимать верхний слой на памятнике, зачищать горизонтальную поверхность, производить выборку погребений, упаковывать предметы. У студента сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).

Оценка «хорошо» – за участие в полевых и камеральных работах (обработке коллекции памятника). Ответы в тестовых заданиях для самоконтроля студентов не должны содержать ошибок. У студента частично сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент частично обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).

Оценка «удовлетворительно» – за участие в полевых работах и пассивное участие в жизни лагеря. Ответы на тестовые задания студентов должны иметь не менее половины правильных ответов. У студента частично сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент частично обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).

Оценка «неудовлетворительно» – за участие в практике с замечаниями за поведение (нарушение распорядка лагеря, опоздания на работу) и неправильные ответы (больше половины из числа предложенных) на тестовые вопросы для студента. У студента не сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент не обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).

Согласно Положению о практике, принятому в УдГУ студент должен представить следующие виды отчетных документов по итогам учебной полевой практики:

Дневник практики, документ в котором должна быть зафиксирована ежедневная информация о полученных заданиях и результатах их выполнения. Дневник подписывается руководителем практики! Дневник практики выдается студенту перед выездом в поле, заполняется каждый день и предполагает результат осмысления студентом процесса практических работ и является важным элементом образования, как и сама учебная практика. Дневник может содержать графическое приложение в творческой форме в виде фотографий, рисунков, заметок, вопросов и пожеланий по ее организации и проведению в электронном виде.

Творческим коллективным результатом учебной археологической практики является выпуск стенгазеты в творческой форме «Раскопки Кудаша», которая позволяет участникам вспомнить практику, а зрителям оценить их труд и наглядно увидеть самые дорогие для памяти студента страницы полевой археологической жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: