Программа археологической практики является логическим продолжением теоретических учебных дисциплин, читаемых в ИИиС. В содержательном плане в программе практики сделан акцент на практическую часть (работа в полевых условиях - на Кудашевском I могильнике), экспозиционно-выставочная работа по итогам археологических раскопок.
3. Цель практики:
– овладение практическими навыками (работа на археологическом памятнике – Кудашевском I могильнике).
4. Задачи практики:
– закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения курса «Археология»;
– приобретение и совершенствование опыта научно-исследовательской работы;
– приобретение и совершенствование опыта организаторской работы;
– составление представления об экспозиционно-выставочной и популяризаторской деятельности экспедиции в области археологического наследия.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения археологической практики:
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
|
|
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-2).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
научно-исследовательская деятельность:
способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2).
В результате прохождения археологической практики:
Студенты знают основы теории и методики раскопок археологических памятников на практике в поле; понимают специфику археологии как науки в обществе и ориентируются в разнообразии археологических источников.
Студенты умеют применять теоретические знания по археологии на учебной практике и ориентироваться в методике раскопок поселений и могильников.
Студенты владеют навыками практической работы на раскопе; умениями выборки погребений, упаковки, описанию и паспортизации отдельных предметов.
Студенты понимают важность презентации археологических предметов в виде выставок, как метода сохранения и популяризации историко-культурного наследия в обществе.
6. Сроки и место проведения практики:
Учебная археологическая практика проводится в течение двух недель в июле месяце текущего года согласно учебного плана.
Вводные лекции и инструктаж по технике безопасности проводится в УдГУ на историческом факультете на организационном собрании перед отъездом в экспедицию. Второй раз инструктаж проводится на месте проведения практики в д.Кудаш (Бардымский район Пермского края). Практическая работа организована на базе Кудашевского I могильника одного из крупнейших памятников археологии Среднего Прикамья эпохи великого переселения народов. Памятник расположен в одном из южных районов - Бардымском районе Пермского края.
|
|
Предусмотрено прохождение студентами практики согласно индивидуальному плану (по предварительной договоренности с преподавателем в силу разных причин: по состоянию здоровья – невозможностью пройти практику в полевых условиях).
7. Структура и содержание практики:
Подготовительный этап. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в экспедиции и на раскопе. Лекции « Методика раскопок грунтовых могильников», «Методы полевых исследований материалов могильников». Изучение книги «Каталог археологических памятников Бардымского района Пермской области» (автор О.А. Казанцева) с целью представления состояния археологической карты Бардымского района Пермского края.
Основной этап (практическая работа). Научно-исследовательская работа на раскопе. Самостоятельная работа студента во время практики. Индивидуальные консультации для студентов. Заполнение Дневника практики.
Заключительный этап. Подведение полевых результатов практики. Организация выставки коллекции археологических предметов в лагере археологов по итогам полевого сезона.
Программа практики включает три блока, которые различаются по содержанию и формам работы. Первый блок – лекционный, второй – практическая работа. Третий – экскурсионный, предполагает знакомство с экспонатами на выставке и знакомит с основными принципами экспонирования археологических вещей.
8. Организация самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа студентов на практике состоит из двух видов: контролируемая работа под руководством преподавателя и неконтролируемая – деятельность студента без участия преподавателя (чтение книги «Каталог археологических памятников Бардымского района Пермской области»).
Под руководством преподавателя студент выполняет практическую работу непосредственно на раскопе в полевых условиях.
Отчет студентов по самостоятельной работе осуществляется на индивидуальных консультациях (во время бесед) с руководителями практики во время полевых работ.
9. Контроль деятельности студента:
Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется с помощью тематических тестовых заданий по археологических памятников Бардымского района Пермского края. Результаты ответов учитываются при общей оценке за практику. Итоговая деятельность студента на практике оценивается дифференцированно, по 5-ти балльной шкале.
Критерии оценок основаны на степени активности студента в научных полевых и камеральных исследованиях памятника, участию в жизни лагеря и в творческом выпуске стенгазеты на историческом факультете по окончанию практики.
В процессе археологической практики у студентов должна быть сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Полевые условия являются нестандартными с точки зрения бытовых условий, трудовой деятельности на открытом воздухе. В полевых условиях оказываются первокурсники, у которых чаще всего не сформирован коллектив и в студенческой среде формируются межличностные отношения. Налаживание быта и соблюдение режима труда и отдыха, общение с сокурсниками представляют собой определенные испытания для новичков, которые они преодолевают на ученой выездной практике.
|
|
Бакалавр должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата в научно-исследовательской деятельности – способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).
Оценка «отлично» выставляется за участие в полевых работах и инициативное у частие в жизни лагеря (дежурство на кухне, участие в досуговых мероприятиях), выпуске стенгазеты по итогам практики в ИИиС и представлению в срок отчетных документов. Студент освоил методику раскопок грунтового могильника: умеет снимать верхний слой на памятнике, зачищать горизонтальную поверхность, производить выборку погребений, упаковывать предметы. У студента сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).
Оценка «хорошо» – за участие в полевых и камеральных работах (обработке коллекции памятника). Ответы в тестовых заданиях для самоконтроля студентов не должны содержать ошибок. У студента частично сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент частично обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).
Оценка «удовлетворительно» – за участие в полевых работах и пассивное участие в жизни лагеря. Ответы на тестовые задания студентов должны иметь не менее половины правильных ответов. У студента частично сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент частично обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).
|
|
Оценка «неудовлетворительно» – за участие в практике с замечаниями за поведение (нарушение распорядка лагеря, опоздания на работу) и неправильные ответы (больше половины из числа предложенных) на тестовые вопросы для студента. У студента не сформирована способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК–2). Студент не обладает способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК–2).
Согласно Положению о практике, принятому в УдГУ студент должен представить следующие виды отчетных документов по итогам учебной полевой практики:
Дневник практики, документ в котором должна быть зафиксирована ежедневная информация о полученных заданиях и результатах их выполнения. Дневник подписывается руководителем практики! Дневник практики выдается студенту перед выездом в поле, заполняется каждый день и предполагает результат осмысления студентом процесса практических работ и является важным элементом образования, как и сама учебная практика. Дневник может содержать графическое приложение в творческой форме в виде фотографий, рисунков, заметок, вопросов и пожеланий по ее организации и проведению в электронном виде.
Творческим коллективным результатом учебной археологической практики является выпуск стенгазеты в творческой форме «Раскопки Кудаша», которая позволяет участникам вспомнить практику, а зрителям оценить их труд и наглядно увидеть самые дорогие для памяти студента страницы полевой археологической жизни.